ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-333/2023 от 09.10.2023 Зонального районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-333/2023

22RS0022-01-2023-000410-78

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Зональное 09 октября 2023г.

Зональный районный суд Алтайского края в составе:

судьи Мартьяновой Ю.М.,

при секретаре Сметанниковой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Зель С.Н. к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Зональному району» об оспаривании решения от 26.06.2023 года об отказе в предоставлении материальной помощи на основании социального контракта,

УСТАНОВИЛ:

Зель С.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Зональному району» об оспаривании решения от 26.06.2023 года об отказе в предоставлении материальной помощи на основании социального контракта.

Просит признать незаконным и отменить решение межведомственной комиссии Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Зональному району» от 26.06.2023г. об отказе в предоставлении материальной помощи на основании социального контракта

В обоснование заявления указано, что 14.06.2023 года административный истец обратилась в КГКУ «Управление социальной зашиты населения по Зональному району» с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, предоставив необходимый пакет документов.

Вместе с тем, межведомственной комиссией при КГКУ «Управление социальной защиты населения по Зональному району» 26.06.2023г. вынесено решение об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в отношении Зель С.Н., в связи с видом упрощенной системы налогообложения административного истца – «Доходы» со ставкой 6% от суммы всей выручки ИП, вследствие чего, при расчете дохода административного истца учитывается весь доход без вычета расходов.

Зель С.Н. направлено уведомление об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, в связи с решением межведомственной комиссии КГКУ «Управление социальной защиты населения по Зональному району» со ссылкой на пп.8 п.22 Порядка рассмотрения обращений малоимущих граждан и семей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи, утвержденного Приказом Минтрудсоцзащиты Алтайского края от 05.10.2017 г. № 430 (в ред. от 03.06.2022г.); пп.8 п.3.5 Административного регламента.

Таких оснований для указанного отказа Приказом Минтрудсоцзащиты Алтайского края от 05.10.2017 г. № 430 не предусмотрено.

Так, согласно п. 13 Приказа, порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода граждан и семей для предоставления им материальной помощи определяется Федеральным законам от 05.04.2003 N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».

Согласно пп. «ж» п.1 Постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 года N 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином денежной и натуральной форме, в том числе, доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе хозяйства без образования юридического лица.

При этом, в указанном и иных нормативных актах не разъяснено, как ИП подтверждать доходы, чтобы получить социальную помощь. Но такие пояснения есть в письмах Минфина РФ к судебной практике.

Так, Минфин РФ пояснил: доход индивидуального предпринимателя на УСН (упрощенная система налогообложения), претендующего на меры соцподдержки, - это доходы от предпринимательской деятельности минус расходы. Так должны считать индивидуальные предприниматели на УСН с любым объектом налогообложения - и «Доходы минус расходы», и «Доходы» (Письмо Минфина от 29.07.2016 № 03-11-10/44552).

Документы, которые подтверждают доходы - это копия налоговой декларации по УСН и КУДиР.

Расходы можно подтвердить книгой учета доходов и расходов и первичными документами, например платежными поручениями, товарными накладными, чеками (ст. 346.24 НК РФ).

ИП на УСН «Доходы минус расходы» и так отражают в книге учета понесенные расходы для исчисления налога, но ИП на УСН «Доходы» вносятся в книгу только доходы, а расходы нигде не показываются.

В этом случае предприниматель может приложить первичные документы. К расходам нужно отнести только те, что связаны с предпринимательской деятельностью и перечислены в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса. Например, затраты на аренду помещения, зарплату сотрудникам или закупку сырья.

Административный истец, после того, как сотрудник административного ответчика в устной форме сообщил, что при имеющейся у ИП Зель С.Н. системе налогообложения, расходы ИП Зель С.Н. учитываться не будут, предоставила в КГКУ «Управление социальной защиты населения по Зональному району» «Книгу учета доходов и расходов ИП» с отражением, в числе, и расходов с подтверждающими расходы документами, однако, административный ответчик, в лице своих представителей, отказался их принимать.

Таким образом, КГКУ «Управление социальной защиты населения по Зональному району» необоснованно отказано Зель С.Н. в получении социальной помощи на основании социального контракта.

В судебном заседании административный истец Зель С.Н., ее представитель Евдокимова В.А. административный иск поддержали по изложенным в нем основаниям, настаивали на том, что доход семьи Зель С.Н. КГКУ «Управление социальной защиты населения по Зональному району» должен был исчислен за минусом расходов, несмотря на вид налогообложения индивидуального предпринимателя – УСН (доходы), в связи с чем, в заключении социального контракта было отказано необоснованно.

Представитель административного ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по Зональному району» Фокина А.Ю. административный иск не признала, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица Министерства социальной защиты Алтайского края в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав в письменных возражениях, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).

Относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который, как отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; соответствующее правовое регулирование должно осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе конституционных принципов справедливости, равенства, гарантированности государством социальных прав.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (часть 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 N 178-ФЗ).

В абз. 8 ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и, в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Порядок назначения и размер государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абз. 4 ч. 2 ст. 8).

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Зель С.Н. с 27.03.2023г. состоит на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН 224502274635 и с вышеуказанной даты до 01.07.2023г. применяла упрощенную систему налогообложения (доходы) (далее по тексту – УСН).

Из личного дела получателя социальной помощи на основании социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности №61\2023 на имя Зель С.Н. следует, что 14.06.2023г. Зель С.Н. обратилась в КГКУ «Управление социальной защиты населения по Зональному району» с заявлением об оказании материальной помощи на основании социального контракта.

КГКУ «Управление социальной защиты населения по Зональному району» произвело расчет среднедушевого дохода семьи Зель С.Н. за период с марта 2023 по май 2023г., произведенным расчетом установлено, что среднедушевой доход семьи за вышеуказанный период составляет 97703 рубля 35 коп., что превышает прожиточный минимум, который в Алтайском крае для трудоспособного населения составляет 13945 рублей, для детей 13373 рубля.

Решением межведомственной комиссии от 23.06.2023г., оформленном в протоколе №20, Зель С.Н. отказано в оказании материальной помощи на основании социального контракта на реализацию мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, по причине того, что размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума, установленного в Алтайском крае, о чем 26.06.2023г. Зель С.Н. был дан письменный ответ.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от 5 октября 2017 г. №430 утвержден Порядок рассмотрения обращений малоимущих граждан и семей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о представлении материальной помощи.

Согласно пп. 8 п. 22. Порядка, а также, Административного регламента предоставления государственной услуги «Рассмотрение обращений малоимущих граждан и семей граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи в денежной форме», утвержденного приказом Минтрудсоцзащиты Алтайского края от 11.12.2017 N 549, основаниями для отказа заявителю в предоставлении материальной помощи являются то, что размер среднедушевого дохода гражданина или его семьи превышает величину прожиточного минимума - в случае обращения за материальной помощью, указанной в подпунктах 1, 2 пункта 4 настоящего Порядка, то есть, на основании социального контракта.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

Согласно п. 2. вышеуказанного перечня, в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются: государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи; единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.

Вышеуказанный перечень является исчерпывающим.

Постановлением Правительства Алтайского края от 30.11.2022 N 452 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по краю на 2023 год» с 1 января 2023 года установлена величина прожиточного минимума в целом по краю в расчете на душу населения – 12 794 рубля, для трудоспособного населения – 13 945 рублей, для пенсионеров – 12 065 рублей, для детей – 13 373 рубля.

Согласно статье 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами, налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При применении упрощенной системы налогообложения объектом налогообложения признаются: доходы, доходы, уменьшенные на величину расходов.

В соответствии со статьей 346.14 НК РФ выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком самостоятельно. В соответствии со статьей 346.18 НК РФ, в случае, если объектом налогообложения являются доходы индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов индивидуального предпринимателя.

Согласно части 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

Согласно пп. «ж» п.1 Постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 года N 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином денежной и натуральной форме, в том числе, доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе хозяйства без образования юридического лица.

Как следует из налоговой декларации от 03.10.2023 Зель С.Н., ее доход за 6 месяцев 2023 года составил 1616450 рублей, при этом, в представленной в налоговый орган декларации, при избранном виде налогообложения, графа «расходы» отсутствует. При этом, в заявлении Зель С.Н., датированном 14.06.2023г. и представленном в КГКУ «Управление социальной защиты населения по Зональному району» собственноручно указано, что ее доход от ИП составили за апрель 2023г. - 476337 рублей 85 коп., за май 2023г. – 541002 рубля 24 коп.

Таким образом, административным ответчиком верно была исчислена сумма среднедушевого дохода семьи Зель С.Н., с учетом ее доходов от предпринимательской деятельности, без вычета доходов, исходя из вида налогообложения по УСН (доходы).

При этом, сторона административного истца ссылалась на Письмо Минфина от 29.07.2016г. №03-11-10\44552, в котором разъяснен порядок исчисления доходов от предпринимательской деятельности при УСН (доходы).

Так, в вышеуказанном письме разъяснен порядок учета расходов ИП, применяющим УСН (объект – «доходы»), в целях определения дохода для исчисления алиментов.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 841, удержание алиментов производится с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством (пункт 4 Перечня).

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2010 N 17-П указывается, что при удержании с индивидуального предпринимателя, перешедшего на упрощенную систему налогообложения и избравшего объектом налогообложения доходы, алиментов на несовершеннолетних детей учитываются понесенные им расходы, непосредственно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и надлежащим образом оформленные. При этом могут использоваться первичные учетные документы, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Согласно пункту 1 разъяснения о порядке применения подпункта «з» пункта 2 Перечня, утвержденного приказом Минтруда России, Минфина России и Минобрнауки России от 29.11.2013 N 703н/112н, 1294, вычет указанных сумм расходов производится в случае их подтверждения индивидуальным предпринимателем вне зависимости от выбранного им режима налогообложения.

В соответствии с пунктом 5 Разъяснения расходы индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, определяются на основании документов, подтверждающих в соответствии с требованиями налогового законодательства Российской Федерации понесенные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Эта норма относится исключительно к определению расходов в целях начисления алиментов.

Таким образом, решение КГКУ «Управление социальной зашиты населения по Зональному району» об отказе в заключении социального контракта, в связи с тем, что среднедушевой доход семьи Зель С.Н. превышает прожиточный минимум, является законным и обоснованным.

Иная позиция стороны административного истца основана на субъективном и ошибочном толковании приведенных положений материального права, в связи с чем подлежит отклонению как несостоятельная.

Исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные в дело доказательства, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Зель С.Н. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, ст.219 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Зель С.Н. к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Зональному району» об оспаривании решения от 26.06.2023 года об отказе в предоставлении материальной помощи на основании социального контракта, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Зональный районный суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19 октября 2023 года.

Судья Ю.М. Мартьянова