РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 21 октября 2015г.
Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Луст О.В., при секретаре ФИО6,
с участием представителя административного истца ФИО4, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № № по заявлению Администрации г. Ангарска о восстановлении срока на обжалование предписания, признании незаконным и отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ. № № Государственной инспекции труда в Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация <адрес> обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенного главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам отрасли) ФИО5
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ. в отношении исполняющего обязанности главы администрации <адрес> – ФИО2 было вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому исполняющему обязанности главы администрации <адрес> предписывается начислить и выплатить ФИО7 проценты (денежную компенсацию) в размере, установленном ст. 236 Трудового кодекса РФ от невыплаченной в срок суммы, единовременной выплаты при предоставлении работнику ежегодного оплачиваемого отпуска за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. О выполнении предписания следует сообщить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Названное предписание считают незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 ст. 13 Положения о денежном содержании лиц, замещающих должности муниципальной службы в городе Ангарске, утвержденного Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №гД, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему производится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Из содержания п. 1 ст. 14 Положения следует, что единовременная выплата предоставляется муниципальному служащему на основании его письменного заявления один раз в текущем финансовом году при предоставлении муниципальному служащему ежегодного оплачиваемого отпуска, согласно утвержденному графику. Согласно п. 7.10 коллективного договора администрации <адрес> выплата заработной платы осуществляется в соответствии со ст. 136 ТК РФ до 18-го числа месяца аванс за текущий месяц, в последний день текущего месяца – заработная пата за расчетный месяц. Согласно выписки из распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-к в 2014 году заместителю начальника отдела внутреннего контроля и аудита администрации <адрес>ФИО7 с 12.05.2014г. была предоставлена часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 9 календарных дней за выслугу лет на муниципальной службе за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и ежегодный основной оплачиваемый отпуск частично, продолжительностью 5 календарных дней за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, как следует из содержания выписки из распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-к заместителю начальника отдела внутреннего контроля и аудита администрации <адрес>ФИО7 в связи с ежегодным оплачиваемым отпуском с ДД.ММ.ГГГГ., предоставлена единовременная выплата. В 2014 году единовременная выплата ФИО7 была произведена в следующем размере: платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ. №,80 руб.; из выписки из распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-к следует, что заместителю начальника отдела внутреннего контроля и аудита администрации <адрес>ФИО7 с 12.01.2015г. была предоставлена часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 6 календарных дней, 7 календарных дней и 6 календарных дней за выслугу лет на муниципальной службе за период с ДД.ММ.ГГГГ. с единовременной выплатой при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. В 2015 году единовременная выплата ФИО7 была произведена частями, в частности: платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ№ – ДД.ММ.ГГГГ рублей; платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ№ – <данные изъяты> рублей; платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ. № – 35 копеек. Учитывая вышеизложенное, считают, что единовременная выплата при предоставлении в 2015 году ФИО7 ежегодного оплачиваемого отпуска была перечислена своевременно в строгом соответствии с нормами действующего трудового законодательства РФ, а также Положением о денежном содержании лиц, замещающих должности муниципальной службы в городе Ангарске.
Просили суд восстановить срок на обжалование предписания, признать незаконным и отменить решение государственной инспекции труда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №
В судебном заседании представитель заявителя ФИО4, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме, по доводам и правовым основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО5, действующая на основании доверенности, заинтересованное лицо ФИО7, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, просили рассматривать дело в своё отсутствие, о чем направили письменные заявления.
Выслушав мнение участника процесса, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы.
В соответствии с Конвенцией Международной организации труда N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Россией ДД.ММ.ГГГГ, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Судом установлено, что в Государственную инспекцию труда в <адрес> поступило обращение работника ФИО7 по вопросу несогласия со снижением в 2015 году ежемесячного денежного поощрения, неизвещения о размере заработной платы; невыплаты в полном объеме отпускных и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного отпуска в январе 2015 года.
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ. была назначена внеплановая документарная проверка в отношении Администрации <адрес>.
В ходе проверки главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) ФИО5 по вопросу невыплаты в полном объеме отпускных и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного отпуска в январе 2015 года выявлено, что распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ. №-к ФИО7 предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ. с единовременной выплатой при предоставлении данного отпуска. Согласно расчетным листкам в декабре 2014 года, работнику начислены отпускные в сумме <данные изъяты> руб., в январе 2015г. – единовременная выплата в размере <данные изъяты> руб. ФИО7 перечисление отпускных произведено частями: <данные изъяты> руб. по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ. №; <данные изъяты> руб. – по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ. №; <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. по платежным поручениям от ДД.ММ.ГГГГ. № №, <данные изъяты>.
Нарушений ч. 9 ст 136 ТК РФ не усматривается.
Перечисление единовременной выплаты при предоставлении ежегодного отпуска произведено в январе 2015 года частями: <данные изъяты> руб. – платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ. №; <данные изъяты> руб. – платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ. №; 35 копеек – платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ. №. Поскольку согласно ст. 13 Положения, единовременная выплата назначается работнику при предоставлении ему ежегодного оплачиваемого отпуска, следовательно, ее перечисление должно производится в сроки, установленные ч. 9 ст. 136 ТК РФ: не позднее чем за три дня до начала отпуска, т.е. перечисление единовременной выплаты должно было быть произведено работнику не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. и выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ. №, в соответствии с которым ФИО2 – И.о. главы администрации <адрес> предписано устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: начислить и выплатить ФИО7 проценты (денежную компенсацию) в размере, установленном ст. 236 ТК РФ, от невыплаченной в срок суммы единовременной выплаты при предоставлении работнику ежегодного оплачиваемого отпуска за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Проверяя законность выданного предписания, суд приходит к следующему.
Положениями ст. 114 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утвержденным работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее, чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 327 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов п. 1 ст. 123 Трудового кодекса Российской Федерации).
О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее, чем за две недели до его начала.
В соответствии с п. 9 ст. 136 Трудового кодекса РФ оплата отпускных производится не позднее, чем за три дня до его начала.
Судом установлено, что решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №гД утверждено Положение о денежном содержании лиц, замещающих должности муниципальной службы в городе Ангарске.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Положения, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему производится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Размер единовременной выплаты составляет два месячных денежных содержания муниципального служащего. Расчет месячного денежного содержания муниципального служащего осуществляется в соответствии со статьей 1 настоящего Положения, при этом единовременная выплата не включается.
Из содержания п. 1 ст. 14 Положения следует, что единовременная выплата предоставляется муниципальному служащему на основании его письменного заявления один раз в текущем финансовом году при предоставлении муниципальному служащему ежегодного оплачиваемого отпуска, согласно утвержденному графику.
При разделении ежегодного оплачиваемого отпуска муниципального служащего в установленном порядке на части, единовременная выплата предоставляется один раз в любой из периодов ежегодного оплачиваемого отпуска, о чём указывается в письменном заявлении муниципального служащего о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Таким образом, единовременная выплата предоставляется муниципальному служащему один раз в текущем финансовом году при предоставлении муниципальному служащему ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно выписки из распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-к в 2014 году заместителю начальника отдела внутреннего контроля и аудита администрации <адрес>ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ. была предоставлена часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 9 календарных дней за выслугу лет на муниципальной службе за период с ДД.ММ.ГГГГ. и ежегодный основной оплачиваемый отпуск частично, продолжительностью 5 календарных дней за период с ДД.ММ.ГГГГ. Из содержания выписки из распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-к заместителю начальника отдела внутреннего контроля и аудита администрации <адрес>ФИО7 в связи с ежегодным оплачиваемым отпуском с ДД.ММ.ГГГГ., предоставлена единовременная выплата.
Судом установлено, что в 2014г. ФИО7 была получена единовременная выплата, предусмотренная Положением о денежном содержании лиц, замещающих должности муниципальной службы в городе Ангарске.
Из выписки из распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-к следует, что заместителю начальника отдела внутреннего контроля и аудита администрации <адрес>ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ. была предоставлена часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 6 календарных дней, 7 календарных дней и 6 календарных дней за выслугу лет на муниципальной службе за период с ДД.ММ.ГГГГ. с единовременной выплатой при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Единовременная выплата ФИО7 была выплачена в январе 2015г.
Таким образом, судом установлено, что ФИО7 на основании Положения о денежном содержании лиц, замещающих должности муниципальной службы в городе Ангарске, была выплачена единовременная выплата в 2014г. при предоставлении отпуска и в 2015г. при предоставлении отпуска. Законных оснований для единовременной выплаты в декабре 2014г., у административного истца не было, поскольку единовременная выплата предоставляется муниципальному служащему один раз в текущем финансовом году.
Согласно статье 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Оценив представленные по делу доказательства, суд не находит нарушений прав работника ФИО7, и, как следствие, наступления для работодателя последствий, предусмотренных ст. 236 ТК РФ. Отпускные ФИО7 были выплачены в срок, единовременная выплата в январе 2015г., то есть в следующем текущем финансовом году.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что государственным инспектором труда ФИО5 необоснованно было вынесено обжалуемое предписание, и, по сути, государственный инспектор суда рассмотрел индивидуальный трудовой спор, что в его компетенцию не входит.
Суд также считает возможным восстановить заявителю срок на обжалование предписания. Поскольку, предписание было вынесено ДД.ММ.ГГГГ., направлено заявителю ДД.ММ.ГГГГ., получено 11ДД.ММ.ГГГГ. в Ангарский городской суд было подано заявление о признании незаконным предписания государственного инспектора суда. ДД.ММ.ГГГГ. заявление принято к производству суда. ДД.ММ.ГГГГ. гражданское дело было направлено по подсудности в Кировский районный суд <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. заявление было оставлено без рассмотрения, на основании п.3 ст. 222 ГПК РФ. ДД.ММ.ГГГГ. заявление вновь поступило в суд. В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что административный истец, полагая, что его права нарушены обжалуемым предписанием, своевременно обратился в суд.
При таких обстоятельствах, заявленные требования Администрации <адрес> о восстановлении срока на обжалование предписания, признании незаконным и отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ. № Государственной инспекции труда в <адрес>, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Администрации <адрес> о восстановлении срока на обжалование предписания, признании незаконным и отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ. № Государственной инспекции труда в <адрес> – удовлетворить.
Восстановить Администрации <адрес> срок для обжалования предписания государственной инспекции труда по <адрес>.
Признать незаконным и отменить предписания от ДД.ММ.ГГГГ. № Государственной инспекции труда в <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья О.В. Луст
Копия верна:
Мотивированный текст решения изготовлен 03.11.2015г.
Судья О.В. Луст
Решение суда на 03.11.2015г. не вступило в законную силу
Судья О.В. Луст
Подлинник решения суда находится в материалах гражданского дела № в Кировском районном суде <адрес>
Секретарь с/з ФИО6