Дело №2а-3344/2018 20 декабря 2018 года
в г. Тосно Ленинградской области
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,
с участием представителей административного истца ФИО1, ФИО2, ФИО3,
представителя административного ответчика ФИО4,
административного ответчика ФИО5, его представителя ФИО6,
при секретаре Пыщенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Губернатора Ленинградской области ФИО7 к Совету депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение, главе муниципального образования ФИО5 о досрочном прекращении полномочий депутата и главы муниципального образования,
установил:
Губернатор Ленинградской области ФИО7 обратился в суд с административным иском к Совету депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, главе муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО5 о досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области и главы муниципального образования ФИО5 в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
В обоснование административного иска указал, что в соответствии со статьёй 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ) 18.09.2018 Губернатором Ленинградской области выдвинута инициатива об удалении главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области в отставку, обращение внесено в совет депутатов муниципального образования вместе с проектом соответствующего решения представительного органа муниципального образования. О выдвижении данной инициативы главе муниципального образования было сообщено письмом вице-губернатора Ленинградской области – руководителя аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области от 18.09.2018 №58-2863/2018-1, которое было вручено ему лично 24.09.2018. Основанием для выдвижения инициативы об удалении главы муниципального образования в отставку послужили следующие обстоятельства. В период с 08.06.2018 по 03.08.2018 в соответствии со ст.2 областного закона от 15 декабря 2017 года №80-оз аппаратом Губернатора и Правительства Ленинградской области в отношении ФИО5, замещающего должность депутата совета депутатов муниципального образования и являющегося главой муниципального образования, проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
По результатам проверки установлены факты: 1. Несоблюдения ФИО5 ограничений, установленных п.2 ч.3 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон №273-ФЗ), а также п.2 ч.7 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ в части осуществления им предпринимательской деятельности при замещении муниципальной должности на постоянной основе. 2. Нарушения ФИО5 требований части 4 статьи 12.1 Федерального закона №273-ФЗ и части 2 статьи 1 областного закона №80-оз, в части предоставления достоверных и полных сведений о счетах в банках и иных кредитных организациях в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год (далее справка), а именно указание недостоверных дат открытия счетов, а также непредоставления сведений о <данные изъяты> счетах, открытых на его имя по состоянию на 31.12.2017.
ФИО5 является выборным должностным лицом, избранным представительным органом муниципального образования из своего состава (решение Совета депутатов муниципального образования от 19.09.2017 №2). Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФНС России (далее ЕГРИП) 12.12.2017 индивидуальный предприниматель ФИО5 прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения. Таким образом, ФИО8, являясь лицом, замещающим муниципальную должность, в период с 20.09.2017 по 12.12.2017 осуществлял предпринимательскую деятельность в качестве ИП С Осуществление финансово-хозяйственной деятельности ИП С в период замещения им муниципальной должности подтверждается письмом Межрайонной ИФНС России <данные изъяты> от 03.07.2018 с приложением налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2017 год, представленной ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ. Согласно документам, представленных ПАО С, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у ФИО5 имелось <данные изъяты> счетов. Сведения о датах открытия двух счетов, указанных в разделе 4 справки, не соответствует информации, представленной ПАО С. Кроме этого, в справке не отражены сведения об оставшихся <данные изъяты> счетах, открытых в ПАО С. Аналогичная ситуация со счетами, открытыми в ПАО В. Согласно информации, представленной М, на имя ФИО5 по состоянию на отчётную дату в ПАО В открыто <данные изъяты> счетов, из которых по <данные изъяты> счетам указаны недостоверные сведения о дате их открытия, сведения о <данные изъяты> счетах не отражены в справке. По информации, представленной М, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО5 был открыт счёт в АО «СБ», сведения о котором не отражены в справке.
11.10.2018 на внеочередном заседании совета депутатов муниципального образования, в том числе рассматривалось обращение Губернатора Ленинградской области об удалении главы муниципального образования в отставку. Из письма главы муниципального образования от 26.10.2018 №268/1, поступившего в Администрацию Губернатора Ленинградской области 06.11.2018, следует, что по результатам голосования решение об удалении главы муниципального образования в отставку не принято. Вместе с тем, информация о рассмотрении на внеочередном заседании совета депутатов муниципального образования вопроса о досрочном прекращении полномочий ФИО5 как депутата совета депутата муниципального образования и принятом решении в письме главы муниципального образования от 26.10.2018 №268/1 не содержится.
В соответствии с частью 7.3 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ при выявлении в результате проверки фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд. Вышеизложенные обстоятельства в соответствии с частью 7.3 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ являются основанием для обращения в суд (л.д.3-7 т.1).
Представитель административного истца ФИО1 поддержала административный иск.
Представитель административного истца ФИО2 пояснила, что 19 сентября 2017 года решением совета депутатов, вступившим в силу 20 сентября 2017 года, ФИО5 избран главой муниципального образования Тельмановское сельское поселение. В соответствие с Уставом данного муниципального образования глава муниципального образования избирается депутатами совета депутатов из своего состава и исполняет свои полномочия на постоянной основе. Исполнение полномочий главы МО на непостоянной основе Уставом не предусмотрено. Для лиц, замещающих муниципальную должность на постоянной основе, нормами Федерального закона «О противодействии коррупции» и 131 Федерального закона установлен ряд запретов, одним из которых является запрет на осуществление предпринимательской деятельности. Согласно представленным документам индивидуальный предприниматель ФИО5 прекратил деятельность в связи с принятием им решения только 12 декабря 2017 года. Таким образом, в период замещения ФИО5 муниципальной должности на постоянной основе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года им нарушен запрет, установленный Федеральным законом «О противодействии коррупции» и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
ФИО5 представлены недостоверные и неполные сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях в справке за 2017 год, в которой, в том числе, указаны <данные изъяты> счета, отрытые в ПАО С, <данные изъяты> счетов в ПАО В. Сведения о счете в банке «СБ» не указаны. Тогда как согласно ответу ПАО С на имя ФИО5 на ДД.ММ.ГГГГ года было открыто <данные изъяты> счетов. Таким образом, сведения о <данные изъяты> счетах им не указаны. Более того, сведения о датах открытия двух счетов, указанных в разделе 4 справки, не соответствуют информации, представленной ПАО С. Представленная в ходе судебного заседания уточненная справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО5 в аппарат Губернатора Ленинградской области не поступала, она направлена не в тот орган.
Представитель административного ответчика ФИО4 административный иск не признал, пояснил, что часть 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает ответственность лица, замещающего муниципальную должность, в частности, за представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Из положений части 3 статьи 17 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации вытекает конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности, предполагающее в качестве общего правила дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении наказания, при этом в качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем. Федеральный законодатель, устанавливая меры взыскания штрафного характера, может предусматривать – с учётом особенностей предмета регулирования – различные формы вины и распределение бремени её доказывания, при этом суд, обеспечивающий в связи с привлечением к ответственности за нарушение законодательства защиту прав и свобод физических и юридических лиц посредством судопроизводства, основанного на состязательности и равноправии сторон (статья 123 Конституции Российской Федерации), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения определенных правил, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она не проявлялась и как бы ни было распределено бремя её доказывания.
Таким образом, при применении к ФИО5 мер ответственности, установленных частью 7.3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" необходимо соблюдение общих правил ответственности, в частности, соразмерности совершенного проступка назначаемому наказанию за его совершение и отношение к его нарушению со стороны самого лица, его допустившего. Вопреки доводам Губернатора, ФИО5 не допускал таких грубых нарушений действующего законодательства, которые могут повлечь применение к нему исключительной меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа. Вменяемые ему правонарушения фактически не были совершены. В уточненной справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год, направленной 15 мая 2018 года в адрес Губернатора Ленинградской области, сведения о банковских счетах отражены верно.
На следующий день после избрания ФИО5 главой муниципального образования им в Единый центр регистрации ФНС России в Ленинградской области через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг были представлены документы, предусмотренные статьёй 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для осуществления государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, однако в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ИФНС России по <адрес> было отказано с незаконным требованием предоставления дополнительных документов, не предусмотренных указанной статьёй Закона. После сбора документов, указанных в решении об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя было вновь представлено в регистрирующий орган и 12 декабря 2017 года в ЕГРИП была внесена соответствующая запись о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ФИО5 Из объяснения ФИО5 следует, что в период с 20.09.2017 по 12.12.2017 он предпринимательской деятельности не осуществлял, денежных средств по банковским счетам, открытым с банковским символом № на имя индивидуального предпринимателя ФИО5, не получал.
Административный ответчик полагает, что суд не вправе в отрыве от конституционного принципа самостоятельности органов местного самоуправления, принять решение в порядке главы 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа в том виде, как указанные требования сформулированы административным истцом. Губернатором избран неверный способ защиты его права на осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий в отношении Совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
По смыслу правовых норм, содержащихся в статье 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", механизм привлечения к публично-правовой ответственности в виде удаления главы муниципального образования в отставку по обращению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не может быть преодолен путем обращения в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении его полномочий, а реализация указанного права осуществляется не иначе как путём повторного обращения в представительный орган муниципального образования. Из представленных материалов видно, что административный истец обращался в Совет депутатов 18 сентября 2018 года с инициативой об удалении главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО5 в отставку, которая была отклонена Советом депутатов. Таким образом, правом на подачу иска о досрочном прекращении полномочий ФИО5 в качестве главы муниципального образования административный истец не наделен (л.д.238-248 т.1).
Правовых оснований для проведения проверки в материалы дела не представлено. Имеющаяся копия, не содержащая подпись Губернатора, не свидетельствует о том, что полученные в материалах проверки документы могут служить надлежащими доказательствами. В порядке ч.3 ст.61 КАС РФ данные документы подлежат исключению из числа допустимых доказательств по делу.
Совет депутатов считает, что не является предметом судебной деятельности вопрос о принятии определенного решения представительным органом муниципального образования, поскольку данный орган вправе самостоятельно решать те вопросы, которые могут выноситься на его рассмотрение с учетом его самостоятельности. Поэтому принуждать административного ответчика к принятию определенного решения, по мнению административного ответчика, Губернатор не имеет права. И соответственно такое требование удовлетворено быть не может.
ФИО5 административный иск не признал, пояснил, что законом не установлена обязанность закрыть бизнес перед заседанием совета депутатов и избранием его главой муниципального образования. Также он не мог предугадать, что совет депутатов изберет его главой муниципального образования. У него было два работника, с которыми он договорился об увольнении по соглашению сторон. 26 сентября он подал заявление о закрытии ИП. Эта процедура проходит через МФЦ и рассматривает его <адрес> налоговая инспекция <адрес><адрес>. Эта процедура заняла не один день. Был получен ответ в отказе в государственной регистрации. Замечания налоговой инспекции были устранены, после чего было подано повторное заявление на закрытие ИП. В это время никакой предпринимательской деятельности им не велось, и доход от предпринимательской деятельности он не получал. Кроме 131 Федерального закона на главу муниципального образования, по его мнению, распространяется Трудовой кодекс, в части не противоречащей основным законам о муниципальных должностях. На тот момент он считал себя работающим не на постоянной основе, обязанности находиться каждый день в помещении Совета депутатов у него не имелось. Учета его рабочего времени до 13 декабря не велось и денежного содержания не было. Правовые акты в этот период он подписывал.
Считает, что имеет первостепенное значение тот факт, что в совете депутатов до закрытия ИП денежного содержания он не получал. После закрытия им было издано распоряжение о том, что он приступил к исполнению обязанностей на постоянной основе. Он считает, что для того, чтобы начислялась зарплата, нужен какой-то распорядительный документ, а не только решение Совета депутатов об избрании его главой муниципального образования. Денежное содержание он начал получать с 13 декабря 2017 года.
Первичную справку о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера он составил по СО. Потом выяснилось, что в В у него есть счет, он дополнил справку и отдал её в руки представителю аппарата. И ещё заказал справку в С, которую дали спустя 3 или 4 дня. В ней он увидел, что есть счета, которые он должен указать. 14 мая он составил новую справку, которую отправил почтой в адрес Правительства Ленинградской области, полагал, что оно определиться в какой свой отдел её направить. С 14 мая предоставил список счетов, которые у него есть на 31 декабря 2017 года. По счету ДД.ММ.ГГГГ года, на котором <данные изъяты> рублей, С никаких сведений не дал. Он не мог указать в справке то, что С не дал. Считает, что в этом его вины нет. С банком «СБ» он никогда никаких отношений не имел, ни кредитных, ни дебетовых карточек. Коррупционность поступка должна быть оценена возможностью пользования этим счетом и утаивания там какого-то количества денег. Он понимает, что никаких транзакций там не происходило. Более того, в ДД.ММ.ГГГГ году этот банк признан банкротом и находится в стадии ликвидации. Есть разъяснения Министерства труда и социального развития, которые дают разграничение отсутствия коррупционного проступка при заполнении справок, малозначительность коррупционного проступка, ответственность и существенность. Исследуя нулевые счета, по которым никаких операций не проводилось, считает незаконным признавать это коррупционным правонарушением, требующим самого строгого наказания. Поддерживает позицию представителя Совета депутатов в том, если не выносится Советом депутатов решение об удалении главы муниципального образования в отставку, то Губернатор имеет право повторного обращения в Совет депутатов не ранее чем через 2 месяца. Исковые требования в этой части подлежат прекращению.
Представитель ФИО5 – ФИО6 дала объяснение, аналогичное объяснению ФИО5 и объяснению представителя Совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области.
ФИО6 обратила внимание на то обстоятельство, что решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 26 октября 2017 года по делу №2а-3329/2017, с изменениями, внесенными апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 11 января 2018 года по делу №33а-64/2018, признано незаконным и отменено решение территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Тельмановского пятимандатного избирательного округа №30 от 11.09.2017 №44/405 «Об установлении общих результатов выборов депутатов совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №30», на данную избирательную комиссию возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести повторный подсчёт голосов избирателей по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №30 по выборам депутатов совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва, состоявшимся 10.09.2017. Указанное решение вступило в законную силу 11.01.2018, следовательно, с указанной даты решение территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области от 11.09.2017 №44/405 утратило силу, а ФИО5 утратил статус депутата совета депутатов вышеуказанного муниципального образования, и как следствие, статус главы муниципального образования.
Из протокола данной избирательной комиссии от 21.01.2018 следует, что в результате повторного подсчета голосов избирателей выборы депутатов совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №30 признаны действительными, те же самые депутаты, в том числе ФИО5, признаны избранными депутатами совета депутатов указанного муниципального образования. Следовательно, на основании повторного подсчёта голосов избирателей ФИО5 приобрел статус депутата.
Также на основании повторного подсчета голосов избирателей решением совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области от 26.01.2018 №25 было отменено решение совета депутатов указанного муниципального образования от 19.09.2018 №2 «Об избрании главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области». Решением совета депутатов №26, принятым в этот же день, главой муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области был избран ФИО5
Решение совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 19.09.2017 №2 «Об избрании главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области» было признанно незаконным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 мая 2018 года по делу №33а-2546/2018, отменившим решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 22 января 2018 года по делу №2а-756/2018. Таким образом, ФИО5 был избран главой муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области решением совета депутатов от 26.01.2018 №26. Полагает, что в силу части 2 статьи 64 КАС Российской Федерации вступившие в законную силу указанные судебные акты имеют преюдициальное значение.
Учитывая то обстоятельство, что решение совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 19.09.2017 №2 «Об избрании главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области» признано незаконным и отменено, замещение ФИО5 должности главы указанного муниципального образования за период с 19.09.2017 по 11.01.2018 не влечёт правовых последствий, в том числе по соблюдению ограничений, установленных подпунктом 2 части 7 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, подпунктом 2.1 части 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ (л.д.39-40 т.2).
В соответствии с письмом Министерства труда и социального развития, непредставление информации о банковском счете, остаток на котором составляет менее 1000 рублей и операции по которому не велись в течение отчетного периода, не является коррупционным правонарушением, а является всего лишь несущественным проступком.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и его представителя, представителя второго административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.
Согласно пункту 2 части 7 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
Частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлена обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В соответствии со статьёй 40 этого же Федерального закона 7.1 Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
7.2. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
7.3. При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
10.1. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
11. Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.
Областным законом Ленинградской области от 15 декабря 2017 года N 80-оз «О порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, и лицами, замещающими такие должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о порядке проверки достоверности и полноты указанных сведений» установлен порядок представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей; порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, а также лицами, замещающими указанные должности.
В соответствии с названным областным законом, если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют Губернатору Ленинградской области сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера подаются в государственный орган Ленинградской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее - орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений) по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (далее - справка) лицом, замещающим муниципальную должность, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Лица, замещающие муниципальную должность, представляют ежегодно, в частности сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (часть 2, пункт 4 части 3, часть 6 статьи 1).
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии со статьей 1 настоящего областного закона (далее - проверка), осуществляется органом по профилактике коррупционных и иных правонарушений по решению Губернатора Ленинградской области (часть 1 статьи 2).
Основанием для принятия решения об осуществлении проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде, в частности, постоянно действующими руководящими органами политических партий и их региональных, местных отделений (пункт 3 части 3 статьи 2).
5. Решение о проведении проверки принимается отдельно в отношении каждого гражданина или лица, замещающего должность главы местной администрации по контракту, муниципальную должность, и оформляется в письменной форме.
6. Проверка осуществляется органом по профилактике коррупционных и иных правонарушений в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен Губернатором Ленинградской области на 30 календарных дней, при этом общий срок осуществления проверки не может превышать 90 календарных дней.
7. При осуществлении проверки должностные лица органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений вправе:
2) изучать представленные гражданином или лицом, замещающим должность главы местной администрации по контракту, муниципальную должность, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы;
3) получать от гражданина или лица, замещающего должность главы местной администрации по контракту, муниципальную должность, пояснения по представленным им сведениям о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительным материалам;
4) подготавливать для направления в установленном порядке запросы (кроме запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и общественные объединения об имеющихся у них сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или лица, замещающего должность главы местной администрации по контракту, муниципальную должность, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей;
5) наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия;
6) осуществлять анализ сведений, представленных гражданином или лицом, замещающим должность главы местной администрации по контракту, муниципальную должность, в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
8. Запросы в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы, направляются Губернатором Ленинградской области или специально уполномоченным им заместителем.
12. Доклад о результатах проверки представляется руководителем органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений Губернатору Ленинградской области в срок не позднее 15 календарных дней со дня окончания такой проверки.
13. В докладе о результатах проверки должны содержаться данные о наличии (отсутствии) недостоверных и(или) неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных федеральными законами от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и(или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Судом установлено, что по результатам состоявшихся 10 сентября 2017 года выборов ФИО5 избран депутатом совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области, что подтверждается решением территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Тельмановского пятимандатного избирательного округа №30 от 11.09.2017 №44/405 (л.д.21 т.1).
Решением Совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 19 сентября 2017 года №2 главой этого муниципального образования был избран ФИО5 (л.д.128 т.1).
21 мая 2018 года в аппарат Губернатора и Правительства Ленинградской области поступило обращение председателя совета местного отделения политической партии Справедливая России в Тосненском районе К., в котором он просил инициировать удаление главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО5 в отставку, указывая, в том числе на то, что указанное лицо грубо нарушало законодательство о противодействии коррупции и осуществляло предпринимательскую деятельность как индивидуальный предприниматель с момента избрания главой муниципального образования по 12.12.2017 (л.д.1089-109 т.1).
На основании этого обращения 8 июня 2018 года Губернатором Ленинградской области издано распоряжение №340-рг о проведении в отношении депутата и главы муниципального образования ФИО5 проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая поручена аппарату Губернатора и Правительства Ленинградской области (л.д.107 т.1).
О проведении проверки ФИО5 был уведомлен 13 июня 2018 года (л.д.121-122 т.1).
26 февраля 2018 года в аппарат Губернатора и Правительства Ленинградской области ФИО5 представил справку о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. №460 (в редакции указов от 19 сентября 2017 года №431 и от 9 октября 2017 г. №472).
В разделе 4 справки «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» он указал № счетов, в том числе № счета в Публичном акционерном обществе «СР», № счетов в филиалах В (ПАО) – л.д.130, 135, 141 т.1.
15 и 28 июня 2018 года ФИО5 представил в Аппарат Губернатора и Правительства Ленинградской области объяснения в письменной форме, в которых указал, что деятельность ИП С. с 19.09.2017 не велась, он подал заявление в МФЦ о закрытии ИП С, 12.12.2017 ИП было ликвидировано. К исполнению обязанностей главы муниципального образования на постоянной основе он приступил 13.12.2017, денежного содержания за период с 19.09.2017 по 12.12.2017 он не получал (л.д.165-169 т.1).
Межрайонная ИФНС России <данные изъяты> письмом от 3 июля 2018 года направила руководителю аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области справку 2-НДФЛ за 2017 год от налогового агента - Совета депутатов МО Тельмановское сельское поселение; копию декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2017 год, список действующих счетов, открытых в банках; а также сообщила, что ФИО5 являлся индивидуальным предпринимателем до 12.12.2017, имел двух наемных работников с предоставлением копии расчёта сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 9 месяцев 2017 года, расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2017 года (л.д.170 т.1).
В списке было указано <данные изъяты> счетов, из них <данные изъяты> счетов в филиалах Банка В (Публичного акционерного общества), 1 счет в СБ (Акционерном обществе), <данные изъяты> счет в Публичном акционерном обществе «СР», который был открыт в 2018 году. В данной справке значились номера счетов, даты открытия счетов, наименования банков, их адреса, БИК, но не было сведений о сумме денежных средств на счетах (л.д.65-69 т.1).
ПАО С письмом от ДД.ММ.ГГГГ представил руководителю аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области сведения по кредитным обязательствам, по счетам и вкладам ФИО5 по состоянию на 31.12.2017 (л.д.220 т.1). Проверкой, проведенной в отделениях Северо-Западного банка, было установлено наличие <данные изъяты> счетов, действовавших в период с 01.01.2017 по 31.12.2017, сумма доходов в виде перечисленных процентов по ним составила <данные изъяты> рублей, а также выявлена одна кредитная карта (л.д.221-222 т.1).
10 августа 2018 года Губернатору Ленинградской области ФИО7 подготовлен доклад о результатах проверки, в котором указано на установление фактов: 1. Несоблюдения ФИО5 ограничений, установленных п.2 ч.3 ст.12.1 Федерального закона №273-ФЗ, а также п.2 ч.7 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ в части осуществления им предпринимательской деятельности при замещении муниципальной должности на постоянной основе. 2. Представления недостоверных и неполных сведений о счетах в банках и иных кредитных организациях за 2017 год, а части указания в разделе 4 справки недостоверной даты открытия счетов, а также непредставления сведений о <данные изъяты> счетах, открытых на его имя в ПАО «СР» и ПАО «В» по состоянию на 31.12.2017 (л.д.228-237 т.1).
С докладом ФИО5 был ознакомлен 24.09.2018 (л.д.131 т.1).
По результатам доклада Губернатор Ленинградской области ФИО7 обратился в Совет депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области с предложением рассмотреть вопрос об удалении в отставку главы муниципального образования ФИО8, досрочно прекратить его полномочия главы муниципального образования и депутата совета депутатов (обращение от 18.09.2018 – л.д.9-10 т.1).
Указанное обращение было рассмотрено на внеочередном заседании Совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области; решения о досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов ФИО5 и об удалении главы этого муниципального образования ФИО5 приняты не были (л.д.21, 25-29 т.2).
6 ноября 2018 года в Аппарат Губернатора и Правительства Ленинградской области поступило сообщение главы муниципального образования ФИО5 о том, что по результатам голосования решение об удалении главы муниципального образования в отставку не принято (л.д.11 т.1).
Рассмотрев представленные суду материалы проверки, проведенной аппаратом Губернатора и Правительства Ленинградской области в отношении главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО5, суд пришёл к выводу, что данная проверка осуществлена в соответствии со статьей 2 закона Ленинградской области от 15 декабря 2017 года N 80-оз, основанием для проведении проверки было распоряжение Губернатора Ленинградской области от 8 июня 2018 года №340-рг, поводом – обращение председателя Совета местного отделения Политической партии Справедливая Россия в Тосненском районе Ленинградской области К. Губернатору Ленинградской области представлен доклад о результатах проверки.
Обращение Губернатора Ленинградской области в суд с настоящим административным иском соответствует его полномочию, предусмотренному частью 7.3 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При этом обращение его первоначально в Совет депутатов муниципального образования Тельмановское сельского поселение Тосненского района Ленинградской области с требованием об удалении в отставку главы муниципального образования ФИО5 и досрочном прекращении его полномочий главы муниципального образования и депутата совета депутата муниципального образования не лишает его права на обращение в суд.
Констатация соблюдения административным истцом процедуры проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО5, не освобождает суд от необходимости исследования фактов и выводов доклада о нарушении им определенных норм Федерального закона №273-ФЗ, Федерального закона №131-ФЗ и их оценки.
Исходя из содержания основных терминов и понятий, данных в статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО5 является выборным должностным лицом местного самоуправления. Как депутат Совета депутатов указанного муниципального образования и как выборное должностное лицо местного самоуправления он является лицом, замещающим муниципальную должность.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается в том числе представительным органом муниципального образования из своего состава.
Согласно статье 2 областного закона Ленинградской области от 11 февраля 2015 г. N 1-оз "Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области" глава городского поселения, в состав территории которого не входит административный центр муниципального района, глава сельского поселения избирается советом депутатов муниципального образования из своего состава либо на муниципальных выборах и исполняет полномочия председателя совета депутатов муниципального образования (часть 1.1).
Если уставом поселения предусмотрено избрание главы муниципального образования советом депутатов муниципального образования из своего состава, вновь избранный совет депутатов муниципального образования избирает главу муниципального образования на первом заседании (часть 3).
Глава муниципального образования, избранный советом депутатов муниципального образования из своего состава, вступает в должность с момента его избрания (часть 7).
Срок полномочий главы муниципального образования и совета депутатов муниципального образования составляет пять лет (статья 1 названного областного закона).
Устав муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области принят решением совета депутатов этого муниципального образования от 23 декабря 2015 года №177, зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области 14 апреля 2016 года, далее Устав. В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Устава глава муниципального образования возглавляет совет депутатов МО поселения и исполняет полномочия председателя совета депутатов МО.
Глава муниципального образования избирается депутатами совета депутатов МО из состава вновь избранного совета депутатов МО сроком на пять лет открытым голосованием и исполняет свои полномочия на постоянной основе (пункт 1 статьи 28).
Согласно части 5 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с данным Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.
В статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не дано понятие осуществления лицами, замещающими муниципальные должности, полномочий на постоянной основе. Из практики Верховного Суда Российской Федерации следует, что действующее законодательство не предусматривает возможность выплаты депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, ежемесячных денежных сумм независимо от выполнения депутатских полномочий. Напротив - устанавливает ежемесячную оплату труда только депутату, осуществляющему полномочия на постоянной основе, определяя ему дополнительные ограничения в виде запрета занятия видами деятельности, перечисленными в пункте 7 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ и закрепляет правило о недопустимости работать на постоянной основе более 10 процентам от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (абзац третий пункта 5 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ).
Таким образом, осуществление полномочий на постоянной основе депутатами и выборными должностными лицами местного самоуправления предполагает, что эта работа является единственным видом их трудовой деятельности, при этом указанные лица, работающие на постоянной основе, осуществляют свою деятельность профессионально, получая за эту работу денежное вознаграждение. И напротив, неполучение денежного вознаграждения свидетельствует о том, что депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.
Из материалов дела следует, что 12 декабря 2017 года глава муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области издал распоряжение №2 л/с о том, что с 13 декабря 2017 года он приступает к исполнению обязанностей главы этого муниципального образования на постоянной основе (л.д.129 т.1). Он же издал распоряжение от 27.12.2017 №5 л/с о выплате себе денежного вознаграждения за период с 13.12.2017 по 31.12.2017 за фактически отработанный период (л.д.164 т.1). Справка о доходах физического лица за 2017 год от 08.02.2018 от налогового агента – Совета депутатов МО Тельмановское сельское поселение содержит сведения о получении ФИО5 дохода только за двенадцатый месяц (л.д.192 т.1). Соответственно учёт использования рабочего времени ФИО5 в Совете депутатов муниципального образования начался с 13 декабря 2017 года (табель №12 – л.д.20 т.2).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в период с 19 сентября 2017 года по 12 декабря 2017 года депутат и глава муниципального образования ФИО5 осуществлял свои полномочия на непостоянной основе. Выводы доклада о том, что распоряжение от 12.12.2017 №2 л/с фактически не имеет юридической силы, что с 20.09.2017 ФИО5 является лицом, замещающим муниципальную должность, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, базирующиеся исключительно на пункте 1 статьи 28 Устава, с учетом вышеизложенного анализа судом признаются не состоятельными. Действительно, ФИО5 исполнял полномочия главы муниципального образования с 19 сентября 2017 года, с момента избрания его главой. Распоряжение от 12.12.2017 №2 л/с означает лишь то, что он перешел с исполнения обязанностей на непостоянной основе к исполнению обязанностей на постоянной основе, имеет юридическую силу для начисления ему денежного вознаграждения. С 13 декабря 2017 года на него распространяются нормы трудового законодательства о рабочем времени и времени отдыха, о ежегодном оплачиваемом отпуске, оплате временной нетрудоспособности и другие; с этого дня он обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка.
На момент избрания главой муниципального образования ФИО5 являлся индивидуальным предпринимателем. Прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется подачей им соответствующего заявления в орган Федеральной налоговой службы России. Указанное заявление рассматривается, налоговым органом в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей вносится запись о прекращении деятельности с определенной датой. Именно с этой даты лицо признается прекратившим свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, законом установлена процедура прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; прекратить эту деятельность в один день не представляется возможным.
Из материалов дела следует, что заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ФИО5 было подано 26 сентября 2017 года, при этом планируемая дата получения документа была 15.10.2017 (л.д.3 т.2). Инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес><адрес><адрес> 9 октября 2017 года вынесла решение об отказе в регистрации прекращения деятельности, копию которого направила почтой в адрес ФИО5 (л.д.4-5 т.2). 29 ноября 2017 года ФИО5 подал новое заявление о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, планируемая дата принятия решения была 13.12.2017 (л.д.6 т.2). В Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 12.12.2017 внесена запись о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя ФИО5, то есть с этой даты считается, что он не занимается предпринимательской деятельностью.
Согласно п.п.2 и 4 ч.1 ст.13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции", лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; осуществления лицом предпринимательской деятельности.
Очевидно, что, будучи индивидуальным предпринимателем, ФИО5 после избрания главой муниципального образования действовал не с целью нарушения запрета на осуществление предпринимательской деятельностью, а с противоположной целью прекратить данную деятельность. И лишь прекратив предпринимательскую деятельность, он перешел к исполнению обязанностей главы муниципального образования на постоянной основе. Запрет на осуществление предпринимательской деятельностью им нарушен не был. Нарушено положение Устава муниципального образования, которое было вынужденным и временным, за что не предусмотрено ответственности в виде освобождения от должности.
Кроме того, за период, когда ФИО5 был индивидуальным предпринимателем при исполнении обязанностей главы муниципального образования на непостоянной основе, отсутствуют факты принятия им решений, а также решений возглавляемого им Совета депутатов в интересах индивидуального предпринимателя ФИО5 В докладе о результатах проверки отражено, что участие ФИО5 в деятельности других юридических лиц было прекращено до его избрания депутатом (л.д.232-233 т.1).
Форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460.
Вместе с тем, юридическая ответственность установлена не за нарушение данной формы, а за представление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, замещающего муниципальную должность, что следует из пункта 4 статьи 6 Федерального закона N 273-ФЗ, согласно которой юридическая ответственность является одной из основных мер профилактики коррупции.
Если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, как констатировал Конституционный Суд Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным (постановление от 12 июля 2007 года N 10-П).
Представленную представителем административного ответчика в материалы административного дела уточненную справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (л.д.7-18) суд отвергает, поскольку она была направлена в Правительство Ленинградской области, тогда как её необходимо было подать в государственный орган Ленинградской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений (ст.1 Областного закона Ленинградской области от 15 декабря 2017 года N 80-оз).
Сопоставляя между собой доклад о результатах проверки, раздел 4 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО5 и вышеуказанные ответы на запросы о наличии счетов в банках, суд приходит к следующим выводам.
В разделе 4 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО5 указал <данные изъяты> дебетовый счет и <данные изъяты> кредитный счет в Публичном акционерном обществе «СР», тогда как в действительности у него на 31.12.2017 было открыто <данные изъяты> счетов и <данные изъяты> кредитная карта с обязательствами, не превышающими <данные изъяты> руб. При этом на <данные изъяты> не отраженных в справке счетах (дебетовые карты) отсутствовали денежные средства и за весь 2017 год на эти счета не поступило ни одного рубля. Поскольку на данных счетах отсутствовали денежные средства (то есть имущество) за весь период, то неуказание данных счетов в разделе 4 справки не может быть признано представлением заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, замещающего муниципальную должность. На <данные изъяты> счете значилось <данные изъяты> доллара США, что в рублевом эквиваленте соответствует <данные изъяты> руб., на <данные изъяты> – <данные изъяты> доллара США, что соответствует <данные изъяты> руб., на <данные изъяты> счете, открытом ДД.ММ.ГГГГ, – <данные изъяты> руб., при этом за весь 2017 год на данные счета денежные средства не поступали. На указанных в разделе 4 справки <данные изъяты> счетах даты открытия счетов не соответствовали действительным, но сумма остатка на счете соответствовала.
В разделе 4 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО5 указал <данные изъяты> счетов в филиалах Банка В (ПАО), а в разделе 6.2 «Срочные обязательства финансового характера» – автокредит, что соответствует поступившим по окончании проверки сведениям из филиала № Банка В (ПАО) – л.д.224-225 т.1. Данные сведения суд находит достоверными в отличие от сведений, предоставленных Межрайонной ФНС России <адрес><адрес>, в который указан только <данные изъяты> счет С и <данные изъяты> счетов Банка В (ПАО), при этом даты открытия двух счетов Банка В (ПАО) не соответствуют сведениям этого Банка. Таким образом, выводы доклада о результатах проверки о сокрытии двух счетов в Банке В (ПАО) и недостоверных датах открытия двух счетов в нём не соответствуют действительности.
По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц СБ (Акционерное общество) с 24.03.2016 находится в стации ликвидации (л.д.45-46 т.2). Вышеуказанные сведения Межрайонной ФНС <адрес><адрес> не содержат сведений о сумме денежных средств, находящихся на счете, виде счета (л.д.174). Учитывая, что бремя доказывания представления лицом, занимающим муниципальную должность, заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лежит на административном истце, суд приходит к выводу, что по Связному банку он данную обязанность не исполнил.
Формально, ФИО5 не представил сведения о наличии денежных средств в суммах <данные изъяты> руб., <данные изъяты> доллара США, 5<данные изъяты> долларов США (всего <данные изъяты> руб.) на трех счетах в банке.
Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации поручено издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы, касающиеся реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по итогам обобщения результатов мониторинга применения дисциплинарных взысканий (далее - взыскания) в случаях несоблюдения государственными (муниципальными) служащими (далее - служащие) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и (или) неисполнения ими обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции подготовлен обзор (письмо от 21 марта 2016 г. N 18-2/10/П-1526). В Приложение N 3 дан обзор ситуаций, которые расценивались как несущественные проступки, в частности пункт 9. Не указаны сведения о банковских счетах, вкладах, остаток денежных средств на которых не превышает 1000 рублей, при этом движение денежных средств по счету в отчетном периоде не осуществлялось.
Указанный обзор составлен по итогам обобщения результатов мониторинга применения дисциплинарных взысканий к государственным (муниципальным) служащим, однако может быть применён в настоящем деле, поскольку профилактика коррупции имеет единые основы и не дифференцируется в зависимости от того, занимает ли лицо государственную либо муниципальную должность, является ли государственным или муниципальным служащим. Ко всем названным лицам предъявляются единые требования к достоверности и полноте предоставленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, форма справки также одинакова. Соответственно, должны быть единые подходы к определению то, что является сокрытием сведений, какие проступки являются малозначительными или несущественными.
Отсутствие движения денежных средств на <данные изъяты> банковских счетах и суммы остатков денежных средств на счетах свидетельствуют лишь о том, что ФИО5 не позаботился взять в С справку об открытых на своё имя банковских счетах, доверился мобильному приложению СО. Другого объяснения не представлено и мотивов сокрытия не выявлено. Данный проступок признается судом несущественным. ФИО5 не должен понести ответственность за то, что занизил стоимость своего имущества менее чем на 1000 рублей.
По делу также установлено, что решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 26 октября 2017 года по делу №2а-3329/2017, с изменениями, внесенными апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 11 января 2018 года по делу №33а-64/2018, признано незаконным и отменено решение территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Тельмановского пятимандатного избирательного округа №30 от 11 сентября 2017 года №44/405 «Об установлении общих результатов выборов депутатов совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №30», на данную избирательную комиссию возложена обязанность провести повторный подсчёт голосов избирателей по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №30 по выборам депутатов совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва, состоявшимся 10.09.2017 (л.д.47, 59 т.2).
Во исполнение данного решения 21 января 2018 года территориальная избирательная комиссия Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Тельмановского пятимандатного избирательного округа №30 приняла решение №51/441 о признании действительными выборов депутатов совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №30; признании пяти кандидатов в депутаты, в том числе ФИО5, получивших наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам, включенным в избирательный бюллетень, избранными депутатами совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №30 (л.д.22 т.1).
26 января 2018 года совет депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области принял два решения: решением №25 отменил свое решение от 19.09.2017 №2 «Об избрании главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области»; решением №26 вновь избрал главой этого муниципального образования депутата совета депутатов ФИО5 (л.д.249-250 т.1, л.д.1-2 т.2).
Кроме того, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 мая 2018 года по делу №33а-2546/2018 признано незаконным решение совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 19.09.2017 №2.
Таким образом, результаты выборов депутатов совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №30 были определены лишь 21 января 2018 года, не ранее этой даты ФИО5 приобрел статус депутата; к исполнению обязанностей главы муниципального образования Тельмановского сельского поселения приступил 26 января 2018 года; следовательно, он не имел обязанности представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год. Административный истец, придающий первостепенное значение формальной стороне дела (например, положению Устава об исполнении главой муниципального образования своих полномочий на постоянной основе, дате записи о прекращении деятельности в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, строгому следованию форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера), игнорирует вышеуказанные даты определения результатов выборов и вступления в должность главы муниципального образования.
Подводя итог, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Губернатору Ленинградской области ФИО7 отказать в удовлетворении административного иска к Совету депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, главе муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО5 о досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области и главы этого муниципального образования ФИО5 в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (25 декабря 2018 года) путем подачи апелляционной жалобы через Тосненский городской суд.
Судья: подпись