Дело № 2а-3345/18
Изгот.04.09.2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль | 02 августа 2018 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Доколиной А.А.,
при секретаре Похлебаловой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области о признании незаконным решения,
установил:
ФИО1 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением. Исковые требования мотивированы следующим.
Административный истец является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц. В ноябре 2016 года он обратился в Межрайонную ИФНС России № 5 по Ярославской области для получения доступа к Интернет-сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Регистрационная карта получена 21.11.2016 года. После входа в личный кабинет ФИО1 обнаружил информацию об имеющейся переплате по налогу на имущество физических лиц в размере 12 063 рубля 83 копейки без указания на срок данной переплаты.
25.11.2017 года ФИО1 было подано в Межрайонную ИФНС России № 5 по Ярославской области заявление в электронной форме о возврате излишне уплаченного налога на имущество физических лиц. Решением от 07.ё12.2017 года №17-20/06/52246@ административному истцу было отказано с пояснением о том, что данная переплата образовалась в связи с перерасчетом по налогу за 2007 – 2010 гг. и возврату/зачету не подлежит. При этом сведения о переплате в личном кабинете были скорректированы и сумма переплаты снижена до 11 229 рублей 83 копейки. На сегодняшний день по сведениям, содержащимся в личном кабинете, размер переплаты составляет 11 646 рублей 83 копейки.
12.03.2018 года ФИО1 лично обратился в Межрайонную ИФНС России № 5 по Ярославской области с заявлением о возврате переплаты. Решением от 06.04.2018 года №13-15/16440 ему было отказано в возврате излишне уплаченного налога.
Истец считает данное решение незаконным. В соответствии с п.3 ст.78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения данного факта. Однако никаких сообщений о наличии переплаты от налоговых органов не поступало.
Учитывая изложенное, ФИО1 просит признать незаконным решение Межрайонной ИФНС №5 по Ярославской области от 06.04.2018 года №13-15/16440 и обязать Межрайонную ИФНС №5 по Ярославской области вернуть переплату по налогу на имущество физических лиц в размере 11 646 рублей 83 копейки.
В судебное заседание административный истец, надлежаще извещенный, не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области по доверенности ФИО2 заявленные требования не признал, дал пояснения, аналогичные изложенным в письменном отзыве, согласно которому по данным карточки расчета с бюджетом за ФИО1 по КБК № по налогу на имущество физических лиц числится переплата в сумме 11 646 рублей 83 копейки. Переплата образовалась в 2011 году в связи со следующим. 03.11.2010 года ФИО1 в инспекцию было подано заявление о предоставлении льготы по налогам в связи с достижением пенсионного возраста. В соответствии с п.6 ст.408 НК РФ в случае обращения с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога перерасчет суммы налогов производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу. Инспекция произвела перерасчет налога на имущество за три предшествующих периода, в связи с чем у ФИО1 образовалась переплата по налогу на имущество в сумме 11 646 рублей 83 копейки. Налогоплательщик не мог не знать об имеющейся у него переплате, так как заявление о предоставлении льготы было подано им в инспекцию лично.
В соответствии с п.7 ст.78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога подано ФИО1 25.11.2017 года, то есть, по истечении указанного срока.
Учитывая изложенное, административный ответчик просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО1 является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.
03.11.2010 года ФИО1 в Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области было подано заявление о предоставлении льготы по налогам в связи с достижением пенсионного возраста. В соответствии с п.6 ст.408 НК РФ в случае обращения с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога перерасчет суммы налогов производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу. Согласно пп.10 п.1 ст.407 НК РФ пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, имеют право на льготы. При этом налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта каждого вида, по выбору налогоплательщика, вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
Инспекция 03.11.2010 года произвела перерасчет налога на имущество физических лиц с февраля 2007 года, в связи с чем у ФИО1 образовалась переплата по налогу на имущество в сумме 11 646 рублей 83 копейки.
Факт переплаты истцом налога на имущество налоговым органом не оспаривается.
В силу ст. ст. 21 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.
Согласно п. 1 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Как следует из п. 6 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Частью 3 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 21.06.2001 года №173-О, содержащаяся в ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации норма, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (п. 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (п. 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным Кодексом (п. 9).
Указанная норма направлена не на ущемление прав налогоплательщика, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств.
ФИО1 обратился с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога 25.11.2017 года, то есть, с пропуском установленного срока.
Сообщением от 07.12.2017 года №77-20106/52246@, письмом от 06.04.2018 года №13-15/16440 Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области отказано в возврате излишне уплаченных сумм налога.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд приходит к выводу о пропуске истцом срока обращения с заявлением о возврате излишне удержанного налога, поскольку, обратившись 03.11.2010 года в налоговый орган с заявлением о предоставлении налоговой льготы, лично производя уплату налога, он не мог не знать о наличии переплаты по налогу на имущество физических лиц.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что срок для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченного налога пропущен ФИО1 без уважительных причин, в связи с чем, суд полагает необходимым отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области, обязании вернуть излишне уплаченные суммы налога на имущество физических лиц.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья | А.А.Доколина |