Производство № 2а-452/2020
УИД 67RS0003-01-2019-003558-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 31 января 2020 года
Промышленный районный суд г.Смоленска
в составе
председательствующего судьи Самошенковой Е.А.,
при секретаре Артамоновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Администрации г. Смоленска о признании незаконным отказа в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанностей,
у с т а н о в и л:
ФИО1, ФИО2, уточнив требования, обратились в суд с административным иском к Администрации г. Смоленска о признании незаконным отказа в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанностей. В обоснование заявленных требований указали, что как собственники квартир №№ <адрес> <адрес> 15.06. 2019 истцы обратились в Администрацию г. Смоленска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по вышеуказанному адресу. Письмом от 29.07.2019 истцам в удовлетворении заявления отказано по мотивам о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом, в связи с тем, что на данную территорию, отсутствует проект планировки и межевания. Полагают о необоснованности отказа, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, является обязанностью органов местного самоуправления, в связи с чем ответчик не вправе был отказаться от ее выполнения при наличии для этого всех предусмотренных законом оснований. Отказ нарушает права истцов на получение в собственность земельного участка, а отсутствие проекта планировки и межевания не может быть признано основанием к отказу. Просят суд признать незаконным отказ Администрации г. Смоленска от 29.07.2019 № 3/23/597исх. утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирным жилым домом № <адрес>, обязать Администрацию г. Смоленска повторно рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по указанному адресу.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО3 в судебное заседании уточненные исковые требования поддержал. Просил удовлетворить административный иск.
Представитель административного ответчика Администрации г. Смоленска, также представляющая интересы привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска ФИО4 исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв на административный иск, из которого следует, что основанием для отказа в утверждении испрашиваемой схемы является отсутствие проекта планировки и межевания, необходимого для утверждения испрашиваемой схемы земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой <адрес>. Отметила, что градостроительным законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по разработке документации по планировке и межевания земельных участков. Положения градостроительного законодательства относительно разработки документации по планировке территории направлены на определение прав органа местного самоуправления в сфере подготовки документации по планировке территории и перечня соответствующей документации для соответствия иной градостроительной документации планировке территории. Полагает, что действия Администрации г. Смоленска по выдаче отказа в согласовании схемы расположения земельного участка, испрашиваемого административными истцами, не нарушают их права и соответствуют закону. Указала на несоответствие представленной истцами для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории требованиям, предъявляемым к земельным участкам под многоквартирным домом согласно ПЗЗ, не представлена схема планировочной структуры с определением элементов благоустройства, схема является многоконтурной, приводит к изломанности границ образуемого земельного участка, а также перекрывает проезд. Просит суд в иске отказать.
Административный истец ФИО5 в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не предоставила.
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 статьи 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: 1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории; 2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам; 3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии; 4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами; 5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Исходя из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы.
Таким образом, в границах кварталов и микрорайонов, застроенных многоквартирными домами, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в том числе в целях, связанных с реализацией прав собственников помещений в многоквартирном доме.
В указанном случае образование земельного участка на основании схемы расположения земельного участка не допускается.
Пунктом 3 статьи 11.10 ЗК предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории.
Согласно ч. 13 ст. 39.20 ЗК РФ, особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
В силу ч. ч. 3 - 5 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, истцам на праве собственности принадлежат квартиры №№ в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 17-27), который расположен на земельном участке, собственность на который не разграничена.
Согласно кадастровому паспорту на <адрес>, указанный дом является многоквартирным, состоит из двух квартир (л.д. 18).
С целью оформления прав на расположенный под указанным жилым многоквартирным домом земельный участок истцами была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в фактически существующих границах, необходимых для обслуживания жилого дома и находящихся в фактическом пользовании заявителей, площадью 2028 кв.м, в границах поворотных точек, с указанием их координат (л.д. 16).
12.07.2019 истцы обратились в Администрацию г. Смоленска с заявлением об утверждении вышеуказанной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д.14,15).
По результатам рассмотрения заявления письмом заместителя Главы г. Смоленска по градостроительству от 29.07.2019 № 3/23/597-исх административным истцам отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с отсутствием проекта планировки и межевания для территории, на которой находится многоквартирный дом (л.д. 15).
Разрешая вопрос о законности отказа, суд исходит из того, что истцы как собственники многоквартирного жилого дома имеют право на предоставление им земельного участка, необходимого для использования и эксплуатации данного дома. Также истцы вправе были самостоятельно за свой счет изготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, что согласуется с положениями п. 4 ст. 11.10 ЗК РФ о том, что подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Действительно, отсутствие проекта планировки и межевания территории может быть основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, но применительно к рассматриваемой ситуации только в одном случае, когда образуемый земельный участок находится в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (подпункт 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ).
Вместе с тем, как следует из письменного отзыва административного ответчика и представленных в материалы дела сведений ИСОГД в части графического отображения функционального зонирования ПЗЗ г. Смоленска, земельный участок на котором располагается жилой <адрес> в <адрес> расположен в территориальной зоне Ж1 – зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.
Согласно доводам административного иска дом истцом не находится в массиве застроенной многоквартирными домами территории, а является отдельно стоящим, в связи с чем ограничения предусмотренные пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ на него не распространяются.
Доказательств принадлежности земельного участка к конкретному элементу планировочной структуры, определенному исходя из положений п. 35 ст. 1 ГрК РФ, и застроенному многоквартирными жилыми домами административным ответчиком не представлено, не свидетельствует об этом и графическое отображение объекта по данным ИСОГД.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок не является элементом планировочной структуры, в которой расположен многоквартирный дом истцов, в связи с чем, отсутствие проекта планировки и межевания территории не является правомерным основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
При таких обстоятельствах, поскольку образуемый земельный участок не находится в границах элемента планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами, его образование возможно путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Кроме того, не могут быть принят во внимание, как законное основание к отказу в утверждении схемы и доводы приведенные в отзыве административного ответчика об отсутствии сроков разработки и утверждения проекта планировки и межевания территории применительно к целесообразности и финансированию, поскольку по смыслу вышеприведенной нормы вводного закона (пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 № 191-ФЗ), непроведение в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий по публичным слушаниям и отсутствие утвержденных проектов межевания застроенной территории и проекта планировки, не могут лишить собственников помещений в многоквартирном доме законного права на формирование земельного участка под их жилым домом, что в свою очередь соответствует правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 08.02.2016 № 303-КГ15-18725, согласно которой при формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом не исключена возможность утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, даже в случае отсутствия утвержденного проекта межевания этой территории.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о незаконности решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенное в письме Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска по основаниям отсутствия проекта планировки и межевания территории, в которую входит предполагаемый к формированию земельный участок под двухквартирным домом № по <адрес>.
С учетом положений ч. 13 ст. 11.10 ЗК РФ, поскольку утверждение схемы расположения земельного участка относится в данном случае к компетенции органа местного самоуправления, надлежащим ответчиком по делу является Администрация г. Смоленска, а надлежащим способом восстановления нарушенного права – возложение обязанности утвердить вышеуказанную в решении схему.
Между тем, исходя из содержания раздела. 3.2 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утв. Постановлением Администрации города Смоленска от 20.02.2018 № 509-адм, при рассмотрении обращения проводится экспертиза документов, представленных заявителем (представителем заявителя), в том числе на предмет наличия оснований для отказа в ее утверждении предусмотренных п. 2.9.2, как то несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации утверждены Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; и т.д. Таким образом, проверка представленной заявителями схемы должна быть осуществлена уполномоченным должностным лицом с проведением предусмотренной Регламентом экспертизы
Исходя из этого и анализируя правовой смысл п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд полагает, что в подобной ситуации возложение на орган местного самоуправления обязанности совершения действий, основываясь на обстоятельствах, не рассматривавшихся в установленном порядке, будет являться подменой установленного порядка предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, по результатам оказания которой согласно п.п. 3 п. 3.6.2 Регламента заявителю (представителю заявителя) выдается постановление Администрации об утверждении схемы расположения земельного участка с приложением указанной схемы или уведомление (письмо) об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Суд отмечает, что с учетом требований подлежащих удовлетворению в части признания состоявшегося отказа необоснованным и подлежащим отмене, восстановление нарушенного права может быть произведено путем повторного рассмотрения заявления истцов с учетом обстоятельств установленных по делу, в ходе рассмотрения которого заявитель не лишен возможности дополнить или уточнить представленные для оказания муниципальной услуги материалы.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости повторного рассмотрения административным ответчиком вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, расположенного под двухквартирным домом № по <адрес> для решения вопроса о согласовании и утверждении таковой в соответствии с положениями Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утвержденного Постановлением Администрации города Смоленска от 20.02.2018 № 509-адм.
Разрешая вопрос о сроке в течение, которого административному ответчику надлежит повторно рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, расположенного под двухквартирным домом № по <адрес>, суд полагает разумным и целесообразным установить срок, составляющий 5 рабочих дней с момента вступления в законную силу настоящего решения для исполнения указанной обязанности.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1, ФИО2 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенное в письме заместителя Главы г. Смоленска по градостроительству от 29.07.2019 № 3/23/597-исх, по основаниям отсутствия проекта планировки и межевания территории, в которую входит предполагаемый к формированию земельный участок под двухквартирным домом № по <адрес>.
Обязать Администрацию г. Смоленска в 5 рабочих дней с момента вступления в законную силу настоящего решения повторно рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, распложенного под двухквартирным домом № по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А.Самошенкова