ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-334/20 от 05.03.2020 Елабужского городского суда (Республика Татарстан)

УИД 16RS0038-01-2020-000048-30

Дело № 2а-334/2020

Учет 3.024а

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

05 марта 2020 г. г. Елабуга

Елабужский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Садыкова Р.Р.,

при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Салиховой Ксении Александровны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Татарстан, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан о признании требований № 57945 от 11 июля 2019 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) незаконными и не подлежащими уплате,

установил:

Салихова К.А. обратилась к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Татарстан (далее – МРИ ФНС № 9 по РТ), Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее – УФНС по РТ) с административными исковыми требованиями о признании требования № 57945 от 11 июля 2019 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) незаконными и не подлежащими уплате.

Требования мотивировала тем, что 03 июня 2019 г., 11 июля 2019 г. в адрес истца поступили требования МРИ ФНС № 9 по РТ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

Не согласившись с данными требованиями, истцом была подана жалоба в УФНС по РТ о незаконности требований МРИ ФНС № 9 по РТ, что подтверждается извещением.

Истица указывает, что деятельность арбитражного управляющего ею не осуществлялась и не осуществляется, не имеется ни одного утверждения Арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего за предъявленный период, что подтверждается справкой из СРО.

Истец не имела назначений в качестве арбитражного управляющего в деле о несостоятельности (банкротстве) с 2014 года и по момент исключения ее из СРО как недействующий управляющий на основании протокола Правления № 87 от 7 августа 2018 г., о чем налоговый орган был лично истицей уведомлен жалобой.

14.10.2019 г. в адрес истца от УФНС по РТ поступило решение № 2-8-19/03521 от 14.10.2019 г. об оставлении ее жалобы без удовлетворения.

В обоснование решения № 2-8-19/03521 от 14.10.2019 г. УФНС по РТ приходит к выводу о том, что неведение арбитражным управляющим деятельности и соответственно отсутствие дохода от этой деятельности, не является основанием для освобождения от исчисления и уплаты страховых взносов, посчитало, что требование административного ответчика об уплате сумм страховых взносов являются правомерными, а жалоба истца не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, истица просит признать требование № 57945 от 11 июля 2019 г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) незаконными и не подлежащими уплате.

Истица в судебном заседании административное исковое заявление поддержала.

Представитель административного ответчика МРИ ФНС № 9 по РТ Фардеева Д.Н. административное исковое заявление не признала.

Представитель административного ответчика УФНС по РТ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Как усматривается из пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные управляющие уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя для арбитражных управляющих исходя из их дохода.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражные управляющие признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов.

Пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В соответствии с пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.

Согласно пункту 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

В силу пункта 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В случае неуплаты или несвоевременной уплаты задолженности, по срокам, установленным законодательством в соответствии с пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, согласно действующей ставки рефинансирования Банка России.

Из материалов дела следует, что согласно сведениям налогового органа истец с 17 апреля 2015 г. по 28 августа 2018 г. была зарегистрирована в качестве арбитражного управляющего.

На основании данных учета налогоплательщика налоговым органом истцу были начислены фиксированные страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в качестве арбитражного управляющего и в связи с неисполнением обязательств по уплате страховых взносов направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № 57945 от 11.07.2019.

Истцом к административному исковому заявлению приложена справка СРО от 05.09.2019 г., согласно которой истец – бывший член СРО СОЗ «АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ «ПРАВОСОЗНАНИЕ» не имела назначений в качестве арбитражного управляющего в делах о несостоятельности (банкротстве) с 2014 г. и по момент исключения ее из членов СРО (основание – Протокол Правления № 87 от 7 августа 2018 г.).

В соответствии со статьей 84 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) арбитражного управляющего по месту его жительства в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать (направить) уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающие постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве арбитражного управляющего (уведомление о снятии с учета в налоговом органе).

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Пунктом 9 статьи 20 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что сведения о лице, принятом в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих, включаются в реестр членов саморегулируемой организации в течение трех рабочих дней с даты вступления в силу решения о приеме такого лица в члены саморегулируемой организации. Лицо, в отношении которого вступило в силу решение о приеме в члены саморегулируемой организации, может быть утверждено арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего для проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, с даты включения сведений о таком лице в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В течение десяти рабочих дней с даты включения сведений о таком лице в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих ему выдается документ о членстве в саморегулируемой организации.

В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные управляющие, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.

Исходя из положений пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения страховыми взносами для плательщиков указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации признается осуществление предпринимательской либо профессиональной деятельности.

Положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов – арбитражных управляющих от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов прохождения военной службы по призыву, ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.

Уплата страховых взносов осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у арбитражных управляющих возникает с момента приобретения соответствующего статуса и до момента исключения из СРО.

В соответствии с пунктом 11 статьи 20 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в случае подачи арбитражным управляющим в саморегулируемую организацию заявления о выходе из этой саморегулируемой организации или в случае исключения арбитражного управляющего из саморегулируемой организации в связи с: нарушением арбитражным управляющим условий членства в саморегулируемой организации; нарушением арбитражным управляющим требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер. Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается с даты включения в реестр членов саморегулируемой организации записи о прекращении членства арбитражного управляющего.

То обстоятельство, что истец фактически не осуществляла деятельность арбитражного управляющего, не имелось ни одного утверждения Арбитражным судом истицы в качестве арбитражного управляющего за указанный период, не влечет освобождение ее от обязанностей по уплате страховых взносов в соответствии с требованиями закона. Данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве арбитражного управляющего, и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

Кроме того, по информации, представленной МРИ ФНС № 9 по РТ заявление в налоговый орган по месту учета об освобождении от уплаты страховых взносов от истца не поступало.

Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки.

Учитывая изложенное, суд, проанализировав приведенные положения законов, приходит к выводу о законности действий налогового органа и направлению истцу требования налогового органа № 57945 от 11 июля 2019 г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Салиховой Ксении Александровны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Татарстан, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан о признании требования № 57945 от 11 июля 2019 г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) незаконными и не подлежащими уплате, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его составления в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через Елабужский городской суд Республики Татарстан.

Судья: