ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-334/2017 от 15.05.2017 Лебедянского районного суда (Липецкая область)

Дело №2а-334/2017 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 мая 2017 года г.Лебедянь

Лебедянский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Коленкиной Н.В.,

при секретаре Шашковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Нижегородской области к ФИО1 о восстановлении процессуального срока для подачи административного иска, взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени,

УСТАНОВИЛ

Межрайонная инспекция ФНС России №7 по Нижегородской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1, в котором просила восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного иска о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2011, 2012, 2013, 2014 г.г. в сумме 609 рублей 11 копеек, из которых: задолженность по налогу в сумме 517 рублей 08 копеек и пеня в сумме 92 рубля 03 копейки. Свои требования мотивирует тем, что ФИО1 в соответствии со ст.ст.52, 400, 401, 406 НК РФ был начислен налог на имущество физических лиц за 2011, 2012, 2013, 2014 г.г. в общей сумме 517 рублей 08 копеек. В установленный законом срок обязанность по оплате налога ответчиком не исполнена, в связи с чем, ей была начислена пеня по состоянию на 02.11.2015 г в размере 92 рубля 03 копейки. В адрес налогоплательщика ФИО1 заказными письмами были направлены налоговые уведомления за указанные периоды, а также требования об уплате налога. Однако до настоящего времени сумма задолженности по оплате налога административным ответчиком ФИО1 не оплачена. Определением мирового судьи судебного участка №1 Лебедянского судебного района Липецкой области от 21.10.2016 года истцу было отказано в принятии административного заявления и вынесении судебного приказа в связи с тем, что Межрайонной инспекцией ФНС России пропущен срок, установленный ч.2 ст.48 НК РФ, на подачу заявления о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, ходатайство о восстановлении пропущенного срока в материалах дела отсутствует, в связи с чем, заявленные требования не являются бесспорными. Полагает, что административным истцом МИФНС России №7 по Нижегородской области пропущен срок на подачу заявления в суд о взимании налога по уважительной причине, поскольку в налоговый орган не были своевременно предоставлены почтой России почтовые реестры, свидетельствующие о направлении должнику заявления о вынесении судебного приказа.

Представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России №7 по Нижегородской области, административный ответчик ФИО1, надлежаще извещенные о дне, месте и времени рассмотрения дела, по адресу, указанному в иске, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении слушания дела не просили. В адресованном суду заявлении представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России №7 по Нижегородской области по доверенности ФИО2 просил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, заявленные требования поддерживает в полном объеме. Административный ответчик ФИО1 о рассмотрении дела в её отсутствие, либо об отложении слушания дела не просила.

Суд, руководствуясь положениями ч.2 ст.289 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст.57Конституции РФ, ст.23Налоговогокодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст.19Налоговогокодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачиватьналоги.

В силу ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст.409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции, действующей на дату начисления налога).

Согласно 1 статьи Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества признаваемого объектом налогообложения, к которым относятся жилые квартиры и иные строения. Ставки налога устанавливаются нормативными актами представительных органов местного самоуправления.

В силу ст.3 Закона РФ от 9 декабря 1991г. №2003-I "О налогах на имущество физических лиц" (действующей на период начисления налога на имущество физических лиц за 2011 год, 2013 год) ставка налога на имущество физических лиц стоимостью имущества до 300 тысяч рублей составляет 0,1%.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с п.6 ст.69Налоговогокодекса РФ требованиеобуплате налогаможет быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требованиеобуплатеналогавручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно ч.1,2 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

В соответствии с ч.1-3 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Статьёй48НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанностипоуплатеналога, сбора, пеней, штрафовналоговыйорган, направивший требованиеобуплатеналога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлениемовзысканииналога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требованииобуплатеналога, сбора, пеней, штрафов.

В силу ч.1 ст.48 НК РФ Согласно ч.3 ст.48 НК РФ Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

Согласно ч.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из материалов дела следует, что ФИО1 в 2011, 2012, 2013, 2014 г.г. являлась собственником жилого дома, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, с кадастровым номером 52:24:0090302:150, что следует из сведений о наличии недвижимого имущества (л.д.26).

Межрайонной инспекцией ФНС России №7 по Нижегородской области ответчику ФИО1 как налогоплательщику налога на имущество физических лиц, был начислен налог за 2011 г. в сумме 129 рублей 36 копеек.

Налоговое уведомление №530264 от 28.04.2012 г., содержащее расчет и основания взимания налога на имущество физических лиц, с указанием срока оплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, было направлено ответчику заказной корреспонденцией ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром почтовой корреспонденции (л.д.15,16).

В связи с неуплатойналогав полном объеме по указанному уведомлению в срок, установленный НК РФ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, в адрес ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ обуплатеналога на имущество физических лиц и пени (л.д.7).

Направление требования об уплате налога и пени подтверждается реестром заказной корреспонденции (л.д.8).

Межрайонной инспекцией ФНС России №7 по Нижегородской области ответчику ФИО1, как налогоплательщику налога на имущество физических лиц, был начислен налог за 2012 г. в сумме 129 рублей 36 копеек.

Налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее расчет и основания взимания налога на имущество физических лиц, с указанием срока оплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, было направлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром почтовой корреспонденции (л.д.17, 18).

В связи с неуплатойналогав полном объеме по указанному уведомлению в срок, установленный НК РФ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, в адрес ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ обуплатеналога на имущество физических лиц и пени (л.д.9).

Направление требования об уплате налога и пени подтверждается реестром заказной корреспонденции (л.д.10).

Межрайонной инспекцией ФНС России №7 по Нижегородской области ответчику ФИО1, как налогоплательщику налога на имущество физических лиц, был начислен налог за 2013 г. в сумме 129 рублей 36 копеек.

Налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее расчет и основания взимания налога на имущество физических лиц, с указанием срока оплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, было направлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром почтовой корреспонденции (л.д.21,22).

В связи с неуплатойналогав полном объеме по указанному уведомлению в срок, установленный НК РФ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, в адрес ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ обуплатеналога на имущество физических лиц и пени (л.д.11).

Направление требования об уплате налога и пени подтверждается реестром заказной корреспонденции (л.д.12).

Межрайонной инспекцией ФНС России №7 по Нижегородской области ответчику ФИО1, как налогоплательщику налога на имущество физических лиц, был начислен налог за 2014 г. в сумме 129 рублей.

Налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее расчет и основания взимания налога на имущество физических лиц, с указанием срока оплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, было направлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром почтовой корреспонденции (л.д.19,20).

В связи с неуплатойналогав полном объеме по указанному уведомлению в срок, установленный НК РФ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, в адрес ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ обуплатеналога на имущество физических лиц и пени (л.д.13).

Направление требования об уплате налога и пени подтверждается реестром заказной корреспонденции (л.д.14).

Поскольку в установленный законом срок ответчик ФИО1 не исполнила обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, административным истцом ей начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за неуплату налога на имущество физических лиц в общей сумме 98 рублей 37 копеек, что подтверждается расчетом пени (л.д.23).

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Из содержания административного искового заявления следует, что налоговые уведомления и требования об уплате транспортного налога и пени за 2011, 2012, 2013, 2014 г.г. были направлены истцом в установленный законом срок административному ответчику ФИО1 по адресу: <адрес>, тогда как административный ответчик ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается ответом на запрос отделения по вопросам миграции М ОМВД России «Лебедянский» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26).

В силу п.3 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что досудебный порядок урегулирования административного спора, предусмотренный федеральным законом для данной категории административных дел, административным истцом не соблюден, поскольку налоговые уведомления были направлены административному ответчику не по месту его жительства (регистрации). При этом межрайонной инспекцией ФНС России №7 по Нижегородской области не было представлено сведений о желании административного ответчика направлять ему налоговые уведомления и требования по адресу: <адрес>.

Поскольку общая сумма налога, подлежащего взысканию с ФИО1, не превысила 3000 рублей, налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, то есть, начиная с 27.12.2015 года. Таким образом, срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки, установленный ч.2 ст.48 НК РФ, истек 27.06.2016 года. Истец МИ ФНС России №7 по Нижегородской области обратилась в суд с административным исковым заявлением 17.03.2017 года.

В силу ч.1 ст.85 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска. Доказательств, свидетельствующих об уважительности пропуска процессуального срока, административным истцом суду не представлено.

Сам по себе факт несвоевременного предоставления почтой России в налоговый орган почтовых реестров, свидетельствующих о направлении должнику заявления о вынесении судебного приказа, не свидетельствует об уважительности пропуска установленного ст.48 НК РФ шестимесячного срока на подачу истцом заявления в суд и не является основанием для его восстановления, поскольку административный истец не был лишен возможности своевременно в установленный законом срок обратиться в суд с настоящими требованиями. Доказательств обратного административным истцом суду не представлено.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требования истца о восстановлении пропущенного шестимесячного срока для обращения в суд, поскольку, учитывая положения ст.30 НК РФ, согласно которым налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, указанную заявителем причину пропуска для обращения в суд нельзя признать уважительной причиной пропуска срока на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки и пени.

Поскольку административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административного спора, предусмотренный федеральным законом для данной категории административных дел, истец без уважительных причин пропустил шестимесячный срок для обращения в суд, у суда отсутствуют основания для взыскания с административного ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2011, 2012, 2013, 2014 г.г. и пени в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Нижегородской области в удовлетворении требований к ФИО1 о восстановлении пропущенного срока и взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2011, 2012, 2013, 2014 г.г. и пени, отказать.

Руководствуясь ст. ст.175-180, 290 КАС РФ,

Р Е Ш И Л

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Нижегородской области в удовлетворении исковых требований к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2011, 2012, 2013, 2014 г.г. и пени, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд путем подачи жалобы через Лебедянский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.В.Коленкина