Дело № 2а-334/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сердобский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Филь А.Ю.,
при секретаре Лимоновой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Сердобского района Пензенской области административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 4 по Пензенской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 4 по Пензенской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей, пени, мотивируя тем, что налоговым органом произведен расчет по транспортному налогу за 2015 год, объект налогообложения <данные изъяты>, налоговая льгота - 295 руб., так как машина была в угоне с 12.03.1993 года по 10.04.2015 года, сумма налога к уплате составляет 590 руб., расчет по транспортному налогу за 2016 год, объект налогообложения <данные изъяты>, сумма налога к уплате составляет 885 руб., расчет по транспортному налогу за 2017 год, объект налогообложения <данные изъяты>, сумма налога к уплате составляет 516 руб. Налоговые уведомления от 21.09.2017 года №, от 10.08.2018 года № направлены налогоплательщику заказными письмами. В установленные законодательством о налогах и сборах сроки исчисленные налоги налогоплательщиком уплачены не были. На основании ст.ст. 69, 70 НК РФ должнику направлены заказными письмами требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № по состоянию на 02.03.2018 года, № по состоянию на 05.02.2019 года, № по состоянию на 15.07.2019 года. Требования об уплате налога налогоплательщиком в установленный срок не исполнены. Мировым судьей судебного участка № 1 Сердобского района Пензенской области 08.10.2021 года вынесен судебный приказ № 2а-1457/21 в отношении ФИО1 о взыскании с него задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2015-2017 года в сумме 1991 руб., пени в сумме 299,39 руб., всего на общую сумму 2290,39 руб. В связи с поступлением возражений от налогоплательщика определением от 20.10.2021 года судебный приказ отменен. До настоящего времени задолженность по начисленным налогам должником не оплачена. На основании ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начислены пени по транспортному налогу с физических лиц за 2015-2017 года в сумме 299,39 руб. На основании вышеизложенного административный истец Межрайонная ИФНС России № 4 по Пензенской области просит взыскать с ФИО1, ИНН №, адрес места жительства: <адрес>, задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2015-2017 года в сумме 1991 руб., пени в сумме 299,39 руб., всего на общую сумму 2290,39 руб.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Пензенской области ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, и пояснила, что сведений об установлении местонахождения разыскиваемого транспортного средства ВАЗ 2101, регистрационный знак Е6540ПЕ и о передаче его административному ответчику ФИО1 либо об отказе последнего принять похищенное транспортное средство не имеется, после окончания перерыва в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении, адресованном суду, представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Пензенской области просила дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования не признал и пояснил, что являлся собственником автомашины ВАЗ 2101, государственный регистрационный знак Е6540ПЕ с 1989 года, в 1993 году данное транспортное средство у него угнали, материалы уголовного дела по факту угона транспортного средства не сохранились, транспортное средство ВАЗ 2101, регистрационный знак Е6540ПЕ, ранее находившееся в угоне, найдено и возвращено ему не было, после окончания перерыва в судебное заседание не явился, в письменном заявлении, адресованном суду, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Если иное не установлено настоящим пунктом, процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Законом Пензенской области от 18.09.2002 года № 397-ЗПО «О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области» на территории Пензенской области введен в действие транспортный налог.
В силу п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, в соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
Таким образом, объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах, а также в случае угона (кражи) транспортного средства.
Исходя из смысла положений ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации, зарегистрированное транспортное средство утрачивает статус объекта налогообложения транспортным налогом в случае, если оно выбыло из владения налогоплательщика вследствие кражи (угона), при наличии документов, подтверждающих факт противоправного выбытия.
Более того, в пп. 7 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 15.04.2019 года № 63-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми объектом налогообложения не являются транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
Указанные нормы в их совокупности не предполагают возможности возобновления исчисления транспортного налога на транспортное средство в случае прекращения его розыска по мотивам, не связанным с возвратом владельцу, в случае, если после прекращения его розыска автомобиль фактически не был возвращен владельцу.
Более того, согласно информационно-справочному письму ФНС России об основаниях возобновления налогообложения транспортных средств, розыск которых прекращен от 29.06.2021 года № в случае возобновления исчисления налога в отношении транспортного средства, розыск которого прекращен, налоговый орган должен располагать документированной информацией, подтверждающей факт возврата транспортного средства лицу, на которое оно зарегистрировано (например, документ уполномоченного правоохранительного органа о прекращении розыска и передаче обнаруженного транспортного средства его владельцу и т.п.).
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, в собственности административного ответчика ФИО1 с 31.08.1989 года находился автомобиль <данные изъяты>., дата снятия с учета - 29.07.2017 года, что подтверждается сообщением от 26.05.2022 года МРЭО ГИБДД УМВД (г. Сердобск) по Пензенской области, карточкой учета транспортного средства, сведениями АИС Налог-3 ПРОМ.
В соответствии с налоговым уведомлением № от 21.09.2017 года административному ответчику ФИО1 начислен транспортный налог за транспортное средство <данные изъяты> за 2015 год в размере 590 руб. (59 л.с. (мощность двигателя - налоговая база) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) х 15 руб. (налоговая ставка) - 295 руб. (размер налоговой льготы) = 590 руб.), за 2016 год в размере 885 руб. (59 л.с. (мощность двигателя - налоговая база) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) х 15 руб. (налоговая ставка) = 885 руб.), в соответствии с налоговым уведомлением № от 10.08.2018 года административному ответчику ФИО1 начислен транспортный налог за транспортное средство <данные изъяты> за 2017 год в размере 516 руб. (59 л.с. (мощность двигателя - налоговая база) х 7/12 (количество месяцев владения в году/12) х 15 руб. (налоговая ставка) = 516 руб.), подтверждается налоговыми уведомлениями № № от 21.09.2017 года, № от 10.08.2018 года, копии которых имеются в материалах дела.
В связи с неуплатой транспортного налога в установленный срок, в адрес административного ответчика ФИО1 были направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № по состоянию на 02.03.2018 года на недоимку по транспортному налогу в сумме 1475 руб. и пени по транспортному налогу в сумме 34 руб. 47 коп., № по состоянию на 05.02.2019 года на недоимку по транспортному налогу в сумме 1991 руб. и пени по транспортному налогу в сумме 32 руб. 19 коп., № по состоянию на 15.07.2019 года на пени по транспортному налогу в суммах 86 руб. 72 коп., 81 руб. 83 коп., № по состоянию на 30.11.2019 года на пени по транспортному налогу в сумме 64 руб. 18 коп., что подтверждается требованиями об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № по состоянию на 02.03.2018 года, № по состоянию на 05.02.2019 года, № по состоянию на 15.07.2019 года, № по состоянию на 30.11.2019 года, списками заказных писем, копии которых имеются в материалах дела. Требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № по состоянию на 02.03.2018 года, № по состоянию на 05.02.2019 года, № по состоянию на 15.07.2019 года, № по состоянию на 30.11.2019 года административным ответчиком ФИО1 не исполнены, что подтверждается карточками расчетов с бюджетом.
Как следует из карточки АМТС, числящегося в розыске, дата постановки автомобиля <данные изъяты> на учет 12.03.1993 года, дата снятия с учета - 10.04.2015 года.
В тоже время, как установлено судом и следует из материалов административного дела, 09.07.1993 года по факту угона автомашины <данные изъяты> было возбуждено уголовное дело № по ч. 2 ст. 144 УК РСФСР, розыск автомашины прекращен в связи с истечением срока давности по уголовному делу, что подтверждается сообщением от 13.07.2017 года ОМВД России по Пензенской области.
Как следует из справки ОМВД России по Пензенской области, в ОМВД России по Пензенской области информация о прекращении розыска автомашины <данные изъяты> отсутствует в связи с истечением срока хранения архивных документов, что подтверждается и сообщением от 06.06.2022 года ОМВД России по Пензенской области.
29.07.2017 года указанный автомобиль <данные изъяты> снят с учета в МРЭО ГИБДД УМВД по Пензенской области в связи с хищением по заявлению владельца транспортного средства ФИО1, что подтверждается выпиской из государственного реестра транспортных средств, содержащей расширенный перечень информации о транспортном средстве, от 26.05.2022 года, заявлением ФИО1, копии которых имеются в материалах дела, сообщением от 26.05.2022 года МРЭО ГИБДД УМВД (г. Сердобск) по Пензенской области, карточкой учета транспортного средства.
Доказательства угона (кражи) транспортного средства <данные изъяты> в 1993 году административным ответчиком ФИО1 суду представлены и не оспорены административным истцом Межрайонной ИФНС России № 4 по Пензенской области по существу.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимания, что материалы административного дела не содержат доказательства того, что спорное транспортное средство ВАЗ-2101, государственный регистрационный знак Е6540ПЕ было найдено и возвращено законному владельцу - административному ответчику ФИО1, суд приходит к выводу о том, что с 12.03.1993 года зарегистрированное за ФИО1 транспортное средство утратило статус объекта налогообложения.
При таких обстоятельствах, исчисление налоговым органом административному ответчику ФИО1 транспортного налога за период 2015 - 2017 годы, обусловленное прекращением розыска в отношении принадлежащего ему транспортного средства <данные изъяты> и сохранением его на регистрационном учете в регистрирующих органах в указанный период (дата снятия с учета (розыск) - 10.04.2015 года, дата снятия с учета (в связи с хищением по заявлению владельца транспортного средства ФИО1) - 29.07.2017 года), противоречат положениям ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой объектами налогообложения могут являться имущество либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Само по себе позднее снятие с регистрационного учета транспортного средства административным ответчиком при установлении выбытия автомобиля в 1993 году и отсутствии доказательств возвращения транспортного средства владельцу не порождает обязанности по уплате налога, поскольку такого рода обязанность связана законодателем с наличием у налогоплательщика указанного имущества.
На основании вышеизложенного, поскольку 09.07.1993 года по факту угона автомашины <данные изъяты> было возбуждено уголовное дело № 753 по ч. 2 ст. 144 УК РСФСР, розыск автомашины прекращен в связи с истечением срока давности по уголовному делу, но при этом сведения об установлении места нахождения разыскиваемого транспортного средства и передаче, возвращении его владельцу - административному ответчику ФИО1, либо об отказе последнего принять ранее похищенное транспортное средство отсутствуют, учитывая сведения МРЭО ГИБДД УМВД (г. Сердобск) по Пензенской области о снятии 29.07.2017 года автомобиля <данные изъяты> с учета в связи с хищением, суд считает, что заявленные административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 4 по Пензенской области к ФИО1 о взыскании с ФИО1, ИНН №, адрес места жительства: <адрес>, задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2015-2017 годы в сумме 1991 руб., пени в сумме 299 руб. 39 коп., всего на общую сумму 2290 руб. 39 коп. не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 4 по Пензенской области к ФИО1 о взыскании с ФИО1, ИНН №, адрес места жительства: <адрес>, задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2015-2017 годы в сумме 1991 рубль, пени в сумме 299 рублей 39 копеек, всего на общую сумму 2290 рублей 39 копеек – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд Пензенской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 10.06.2022 года.
Судья Филь А.Ю.