ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3351/19 от 02.10.2019 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 октября 2019 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Кулаковой С.А.

при секретаре Фуфачевой Л.С.,

с участием прокурора Ботвинко М.В.,

с участием административного истца индивидуального предпринимателя Извечная В.М., ее представителя Большедворова О.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании Иркутского государственного университета от ДД.ММ.ГГГГ, представителя администрации г. Иркутска Ведерникова А.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании ФГБОУ ВО «ИГУ» от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Шистеева В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившего диплом о высшем юридическом образовании РПА Минюста России,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 2а-3351/2019 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Извечная В.М. к администрации г. Иркутска о признании нормативно-правового акта недействующим, возложении обязанности разработать порядок проведения аукциона,

УСТАНОВИЛ:

административный истец индивидуальный предприниматель Извечная В.М. обратилась с административным исковым заявлением к администрации г. Иркутска о признании недействующим в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком – пункт 7 постановления администрации г. Иркутска от 29.10.2018 № 031-06-961/8 «Об утверждении положения о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска», как не соответствующий требованиям главы V Земельного кодекса Российской Федерации, приказу Минпромторга России от 25.12.2014 № 2733 «Об утверждении стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 г.г. и период до 2020 года», ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ст. 11 ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ст.ст. 15, 17 ФЗ от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности»; возложении обязанности на администрацию г. Иркутска разработать порядок проведения аукциона на право заключения договоров на размещение НТО на территории г. Иркутска с включением положений в части пролонгации договоров по истечении срока их действия, а также полной регламентации порядка проведения торгов при прекращении срока действия договоров на размещение НТО, с указанием конкретных сроков. В обоснование требований административный истец указала, что осуществляет реализацию мороженого и прохладительных напитков через нестационарные торговые объекты (далее по тексту – НТО), расположенные на территории г. Иркутска с 2007 года (на б. Гагарина возле лестницы на о. Юность, возле памятника Александру III, на о. Юность возле строения прокат автомобилей детский). Ее торговые точки вошли в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Кировского и Куйбышевского районов г. Иркутска (утв. постановлением администрации г. Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11) под номером 321, 341. Постановлением администрации г. Иркутска от 06.11.23013 № 031-06-2721/13 «О размещении нестационарных торговых объектов, временного устанавливаемого торгового оборудования на территории г. Иркутска» предусмотрено, что размещение НТО осуществляется на основании договора аренды земельного участка под размещение НТО, заключаемого путем проведения аукциона. По мнению административного истца, указанное постановление администрации г. Иркутска от 06.11.23013 № 031-06-2721/13 не соответствует положениям главы V ЗК РФ. Между тем по результатам проведенных администрацией г. Иркутска торгов с ней были заключены три договора 30.04.2015 на размещение НТО №№ 01129-пр, 01170-пр, 01227-пр. По истечении их срока в продлении таких договоров отказано со ссылкой на отсутствие такой возможности в соответствии с постановлением администрации г. Иркутска от 29.10.2018 № 031-06-961/8 «Об утверждении положения о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности г. Иркутска» (далее по тексту – постановление от 29.10.2018 № 031-06-961/8). В соответствии с п. 6 постановления от 29.10.2018 № 031-06-961/8 размещение НТО осуществляется в соответствии со схемой, утвержденной постановлением администрации г. Иркутска, на основании договора на размещение НТО путем предоставления места. В соответствии с п. 7 постановления от 29.10.2018 № 031-06-961/8 заключение договора на размещение НТО осуществляется по результатам торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (утв. приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2010 № 67). По мнению административного истца, п. 7 постановления от 29.10.2018 № 031-06-961/8 является незаконным, не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы предпринимателя. Поскольку главой V.6 ЗК РФ предусмотрена возможность использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков и установления сервитута в случае размещения НТО, то есть без заключения договоров аренды земельных участков (ст.ст. 39.33, 39.36 ЗК РФ). В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.03.2015 № 6786-ПК/Д23И указано, что в связи с вступлением в силу главы V.6 ЗК РФ разрешение на использование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях размещения нестационарных торговых объектов, установки и эксплуатации рекламных конструкций не выдается: данные объекты могут размещаться в силу утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки. При реализации п. 7 постановления от 29.10.2018 № 031-06-961/8 требуется применение правил проведения конкурсов на право заключения договора аренды, предусматривающее переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (утв. приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2010 № 67), что противоречит ЗК РФ. Обращает внимание, что заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, перечень которых утверждает федеральный антимонопольный орган (приказ ФАС РФ от 10.02.2010 № 67); земельные участки для размещения НТО, право аренды на размещение НТО в такой перечень не входят; Правилами (утв. приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2010 № 67) не регламентирован порядок проведения торгов в отношении права на заключение договоров на размещение НТО. Несмотря на то, что истечение сроков договоров аренды земельных участков и сроков договоров на право размещения нестационарных торговых объектов само по себе не является основанием для отказа в пролонгации указанных договоров или сносе НТО до проведения торгов на право заключения договоров на размещение НТО, ей выданы уведомления о демонтаже принадлежащих ей торговых павильонов. По мнению административного истца, оспариваемый ею пункт 7 постановления от 29.10.2018 № 031-06-961/8 нарушает приказ Минпромторга России от 25.12.2014 № 2733 «Об утверждении стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 гг. и период до 2020 года», правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 № 225-О, ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ст.ст. 15, 17 ФЗ от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», ст. 11 ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В письменном отзыве представитель администрации г. Иркутска Ведерникова А.П. требования не признала, мотивируя тем, что, исходя из совокупного толкования ч. 1 ст. 39.36, ст. 39.33 ЗК РФ, размещение НТО осуществляется без разрешения уполномоченного органа, однако в соответствии со ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа местного самоуправления или договора. Ссылается на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 21.03.2019 № 302-ЭС18-22866 по делу № А19-6428/2017, что федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения НТО на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав субъектов, осуществляющих деятельность в НТО, на использование земель в соответствии с правилами главы V.6 ЗК РФ, как и не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора. Таким образом, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления может быть предусмотрено размещение НТО в соответствии со схемой размещения НТО, как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе, с оформлением договора или иных разрешительных документов на функционирование объектов (договоров аренды земельного участка или на право размещения нестационарного торгового объекта, иных договоров или разрешений) и без оформления таковых. Обращает внимание, что схема размещения НТО является инструментом систематизации размещения НТО на территории муниципального образования, однако не закрепляет права конкретных субъектов на места, указанные в схеме. Обращает внимание, что между административным истцом и администрацией г. Иркутска по результатам аукциона были заключены договоры на размещения НТО, которые прекратили свое действие. В настоящее время отсутствует законодательно установленная возможность продления договоров, заключаемых на торгах, в связи с чем правовые основания для размещения НТО по истечении срока таких договоров отсутствуют. В проводимых аукционах на право размещения НТО ИП Извечная В.М. участвовала, но не выиграла. В настоящее время Арбитражным судом Иркутской области рассматривается дело № А19-2642/2019 по исковому заявлению ИП Извечная В.М. к КУМИ администрации г. Иркутска, ООО «Мир развлечений», ООО фирма «Стаф» о признании недействительным аукциона от 11.05.2018 за право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта – холодильного оборудования по реализации напитков, мороженого, расположенных на территории г. Иркутска по лоту № 7 и № 9 – в схеме размещения НТО – 341 позиция № 1 и № 3, о признании недействительным договора на размещение НТО, заключенного с ООО «Мир развлечений» № 005-ХЛД от 25.05.2018, о признании недействительным договора на размещение НТО между ООО Фирма «Стаф» № 003-ХЛД от 15.05.2018. Исходя из условий договора на размещение НТО, переход права на земельный участок по договору на размещение НТО не происходит, следовательно, к указанному договору не применимы п.п. 3, 4 Приказа ФАС РФ от 10.02.2010 № 67, на который ссылается истец. При этом Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 № 67 регламентирована процедура проведения торгов на право размещения НТО, следовательно, требование административного истца об обязании разработать порядок проведения аукциона на право заключения договоров на размещение НТО является необоснованным, так как администрация г. Иркутска при проведении аукционов руководствуется приказом ФАС РФ от 10.02.2010 № 67. Ссылка истца на несоответствие положения ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» является голословной, так как положением закреплена необходимость проведения публичных процедур для заключения договора на размещение НТО.

В письменном отзыве представитель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска Королева Д.В. требования полагала не подлежащими удовлетворению, мотивируя тем, что при принятии оспариваемого Положения о размещении НТО на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, требования нормативных правовых актов соблюдены; разработанный КУМИ администрации г. Иркутска нормативно-правовой акт прошел процедуру оценки регулирующего воздействия, рассмотрен на предмет соответствия действующему законодательству прокуратурой г. Иркутска, замечаний не вызвал.

В письменном отзыве представитель заинтересованного лица уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области Игнатьева Ю.Г. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) позицию индивидуального предпринимателя Извечная В.М. поддержала, мотивируя тем, что администрация г. Иркутска не проводит торги на право заключения договора аренды земельного участка под размещение НТО, возникла конфликтная ситуация в связи с непродлением ряду предпринимателей, НТО которых включены в схему размещения НТО, договоров аренды. 15.07.2019 утверждена новая схема размещения НТО, в которой сокращено на 541 количество мест размещения НТО (на треть), что приведет к продолжению сокращения субъектов малого бизнеса в сфере розничной торговли в шаговой доступности. При реализации п. 7 постановления администрация г. Иркутска отсылает к необходимости применения Правил, утвержденных приказом ФАС РФ от 10.02.2010 № 67, в то время как договор на размещение НТО не поименован ГК РФ, что исключает переход на земельный участок, занятый НТО, оформление каких-либо прав на земельный участок.

В письменном отзыве представитель заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области руководитель Иркутского УФАС России Кулиш А.В. требования ИП Извечная В.М. указал, что доводы административного истца являются обоснованными в части недопустимости в п. 7 Положения (утв. постановлением администрации г. Иркутска от 29.10.2018 № 031-06-961/8) и применении порядка размещения нестационарных торговых объектов в г. Иркутске. По мнению заинтересованного лица, администрацией г. Иркутска должен быть утвержден свой порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Иркутска с применением конкурентных процедур.

В судебном заседании административный истец индивидуальный предприниматель Извечная В.М., ее представитель Большедворова О.Н. требования административного искового заявления поддержали по изложенным в нем основаниям, на удовлетворении требований настаивали.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г. Иркутска, заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска Ведерникова А.П. требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица УФАС России по Иркутской области Шистеева В.В. требования индивидуального предпринимателя Извечная В.М. полагал подлежащими удовлетворению в части.

В судебное заседание заинтересованное лицо Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области, извещенный о рассмотрении дела, своих представителей не направил, представитель Игнатьева Ю.Г. ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора Ботвинско М.В., полагавшей административный иск индивидуального предпринимателя Извечная М.В. не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд оснований для удовлетворения требований индивидуального предпринимателя Извечная В.М. не находит.

Судом установлено, что постановлением администрации г. Иркутска от 29.10.2018 № 031-06-961/8 утверждено положение о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности г. Иркутска

В соответствии с п. 7 положения, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от 29.10.2018 № 031-06-961/8, заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта осуществляется по результатам торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 № 67.

Предметом торгов является право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта.

Организатором и инициатором торгов от имени администрации г. Иркутска выступает комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска.

Начальная цена предмета торгов (цена лота) определяется как размер платы за пользование местом за период действия договора, установленный на основании Методики определения начального размера платы за пользование местом размещения нестационарного торгового объекта, утверждаемой распоряжением заместителя мэра – председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска.

Договор на размещение нестационарного торгового объекта заключается в срок: 3 (три) года – в отношении нестационарных торговых объектов, указанных в подп.подп. 6, 7 п. 2 настоящего Положения; 5 (пять) лет – в отношении нестационарных торговых объектов, указанных в подп.подп. 3-5 п. 2 настоящего положения.

Проверяя соблюдение административным ответчиком требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на его принятие, форму и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления их в силу, суд приходит к следующему.

Поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 3 ФЗ от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли; в соответствии с п.п. 3, 10 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; 10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, суд приходит к выводу о том, что полномочия на принятие оспариваемого постановления у администрации г. Иркутска имелись.

Форма нормативного правового акта соблюдена, поскольку в силу ст. ст. 42, ч38 Устава города Иркутска (принят решением ГД г. Иркутска от 20.05.2004 № 003-20-430537/4) администрация города разрабатывает и представляет мэру города проекты нормативных правовых актов по вопросам местного значения, отнесенных к ведению города; постановления администрации города издаются по вопросам местного значения (п. 2 ст. 38 Устава города Иркутска (принят решением ГД г. Иркутска от 20.05.2004 № 003-20-430537/4)).

Проверяя процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд установил, что в соответствии со ст. 46 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» разработанный КУМИ администрации г. Иркутска проект муниципального нормативного правового акта, как изменяющий ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, был подвергнут оценке регулирующего воздействия (экспертное заключение об оценке регулирующего воздействия от 29.10.2018; отчет об оценке регулирующего воздействия от 08.10.2018) в соответствии с порядком проведения такой оценки (утв. постановления администрации г. Иркутска от 17.11.2014 № 031-06-1368/14).

В соответствии со ст. 38 Устава города Иркутска (принят решением ГД г. Иркутска от 20.05.2004 № 003-20-430537/4) указанное положение опубликовано в газете «Иркутск официальный» 06.11.2018 № 46 (789).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, - администрацией г. Иркутска при принятии оспариваемого постановления были соблюдены.

Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации определены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях: 6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Таким образом, федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V/6 ЗК РФ, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора.

Вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В целях установления единого порядка размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска, администрацией г. Иркутска принято постановление от 29.10.2018 № 031-06-961/8 «Об утверждении положения о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности г. Иркутска».

Оспариваемым пунктом 7 Постановления урегулированы вопросы порядка заключения договора на размещение НТО – заключение такого договора на торгах, при проведении аукциона по Правилам, установленным Приказом ФАС от 10.01.2010 № 67, что не противоречит главе V Земельного кодекса Российской Федерации, приказу Минпромторга России от 25.12.2014 № 2733 «Об утверждении стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 г.г. и период до 2020 года», ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статье 11 ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ст.ст. 15, 17 ФЗ от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности».

Суд учитывает, что проведение конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, обеспечивает развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества. В связи с чем установление конкурентных процедур при заключении договоров на размещение НТО – торгового места на территории г. Иркутска, о несоответствии оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не свидетельствует, поскольку направлено на реализацию полномочий органа местного самоуправления по вопросу создания условий для обеспечения жителей услугами торговли.

В связи с чем, то обстоятельство, что в оспариваемом пункте 7 Положения (утв. постановлением от 29.10.2018 № 031-06-961/8) администрацией г. Иркутска определены условия заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта – заключение такого договора по результатам торгов, проводимых в соответствии с Правилами (утв. Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67), о несоответствии оспариваемого пункта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не свидетельствует.

Доводы административного искового заявления о том, что правовая природа договора на размещение НТО исключает переход прав на земельный участок, занятый НТО, что необходимо обеспечить продление договора без конкурентных процедур, не принимаются судом.

В соответствии с п. 6 Положения размещение нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков, остановочно-торговых комплексов, бахчевых развалов, объектов развозной и разносной торговли) осуществляется в соответствии со схемой, утвержденной постановлением администрации города Иркутска, на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта путем предоставления места. Предметом договора является торговое место под размещение НТО, расположенное на территории г. Иркутска.

Оспариваемым пунктом 7 Положения (утв. постановлением от 29.10.2018 № 031-06-961/8) урегулирован порядок заключения договора на размещение НТО, применение при заключении таких договоров Правил, утвержденных ФАС. Тем самым процедура проведения аукциона при заключении договора на размещение НТО администрацией г. Иркутска урегулирована.

Доводы о том, что данные правила не регулируют вопросы предоставления НТО, не принимаются судом. Суд исходит из того, что предметом спора является соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как следует из материалов дела, в настоящее время у административного истца отсутствуют действующие договоры на размещение нестационарного торгового объекта с администрацией г. Иркутска, в проведенных аукционах индивидуальный предприниматель Извечная В.М. принимала участие, но не выиграла, оспаривает результаты торгов в Арбитражном суде Иркутской области.

Принимая во внимание, что федеральным законодательством вопросы порядка и условий размещения НТО на землях, находящихся в муниципальной собственности, не регламентированы, связанные с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли вопросы отнесены к вопросам местного значения, как и вопросы распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; администрацией г. Иркутска принято оспариваемое в части п. 7 постановление от 29.10.2018 № 031-6-961/8, в пункте 7 урегулирован порядок заключения договора на размещение НТО – по результатам торгов, определен и порядок проведения таких торгов – в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом ФАС от 10.02.2010 № 67; процедура принятия нормативного правового акта соблюдена, в соответствии со ст. 62 КАС РФ доказательств нарушения прав административного истца в связи с его изданием не представлено, требования административного истца Извечной В.М. о признании недействующим в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком, суд находит не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит публикации в официальном печатном издании «Иркутск официальный» и размещению на официальном сайте администрации г. Иркутска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

требования административного истца Извечная В.М. о признании недействующим в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком – пункт 7 постановления администрации г. Иркутска от 29.10.2018 № 031-06-961/8 «Об утверждении положения о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска», как не соответствующий требованиям главы V Земельного кодекса Российской Федерации, приказу Минпромторга России от 25.12.2014 № 2733 «Об утверждении стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 г.г. и период до 2020 года», ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статье 11 ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ст.ст. 15, 17 ФЗ от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности»; возложении обязанности на администрацию г. Иркутска разработать порядок проведения аукциона на право заключения договоров на размещение НТО на территории г. Иркутска с включением положений в части пролонгации договоров по истечении срока их действия, а также полной регламентации порядка проведения торгов при прекращении срока действия договоров на размещение НТО, с указанием конкретных сроков – оставить без удовлетворения.

Возложить на администрацию г. Иркутска обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Иркутск официальный» и разместить на официальном сайте администрации г. Иркутска.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Кулакова

Решение суда в окончательной форме принято 7 октября 2019 года

Резолютивная часть

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 октября 2019 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Кулаковой С.А.

при секретаре ФИО3,

с участием прокурора Ботвинско М.В.,

с участием административного истца индивидуального предпринимателя Извечная В.М., ее представителя Большедворова О.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>5, представившей диплом о высшем юридическом образовании Иркутского государственного университета АВС 0345996 от ДД.ММ.ГГГГ, представителя администрации г. Иркутска Ведерникова А.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании ФГБОУ ВО «ИГУ» от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Шистеева В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившего диплом о высшем юридическом образовании РПА Минюста России,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 2а-3351/2019 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Извечная В.М. к администрации г. Иркутска о признании нормативно-правового акта недействующим, возложении обязанности разработать порядок проведения аукциона,

руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

требования административного истца Извечная В.М. о признании недействующим в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком – пункт 7 постановления администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска», как не соответствующий требованиям главы V Земельного кодекса Российской Федерации, приказу Минпромторга России от 25.12.2014 № 2733 «Об утверждении стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 г.г. и период до 2020 года», ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статье 11 ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ст.ст. 15, 17 ФЗ от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности»; возложении обязанности на администрацию г. Иркутска разработать порядок проведения аукциона на право заключения договоров на размещение НТО на территории г. Иркутска с включением положений в части пролонгации договоров по истечении срока их действия, а также полной регламентации порядка проведения торгов при прекращении срока действия договоров на размещение НТО, с указанием конкретных сроков – оставить без удовлетворения.

Возложить на администрацию г. Иркутска обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Иркутск официальный» и разместить на официальном сайте администрации г. Иркутска.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Кулакова