ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3355/2021 от 30.09.2021 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело <№>а-3355/2021 <Дата>

УИД 29RS0<№>-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего по делу судьи Кочиной Ж.С.,

при секретаре судебного заседания Солодковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному иску заместителя <***> транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

заместитель <***> транспортного прокурора обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц и просил признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет-страницах: <***>

<***>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование требований указано, что <***> транспортной прокуратурой проведён мониторинг Интернет-сайтов на предмет нарушений таможенного законодательства, регулирующего ввоз и гражданский оборот лекарственных средств, а именно – ввоз, предложение к продаже, реализацию незарегистрированных, контрафактных лекарственных средств и лекарственных средств, отпуск которых возможен только по рецепту врача в установленном законом порядке. В ходе проверок установлено, что в сети «Интернет» на страницах с адресами: <***> размещены сведения о продаже незарегистрированных лекарственных средств, в том числе иностранного производства, поднадзорных <***> транспортной прокуроре. Посещение данных сайтов свободно для всех без исключения граждан, сайты не содержат ограничений либо предупреждений об ограничениях к доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста либо профессии. За ввоз, предложение к продаже, реализацию незарегистрированных, контрафактных лекарственных средств и лекарственных средств, отпуск которых возможен только по рецепту врача в установленном законом порядке законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Таким образом, на вышеуказанных страницах в сети «Интернет» допускается размещение информации о деятельности, осуществление которой запрещено законом. Информация, побуждающая неопределенный круг лиц к совершению неправомерных действий по приобретению и обороту на территории Российской Федерации незарегистрированных лекарственных средств, создает угрозу здоровью населения и ее незаконному распространению на территории Российской Федерации, что может повлечь нарушение прав потребителей на приобретение товаров надлежащего качества, получения ими достоверной информации о товарах.

В ходе рассмотрения дела административный истец изменила исковые требования.

В судебном заседании помощник Архангельского транспортного прокурора Вараев И.А. от исковых требований в части требований о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» на сайте <***> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации отказался. Производство по делу в указанной части прекращено.

Просил признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на странице интернет-сайтов:

<***>

<***>

информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Заинтересованное лицо <***> своего представителя в суд не направило, в представленном суду отзыве указано на отсутствие сайтов в Едином реестре.

По определению суда в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица, поскольку их явка не является обязательной и не признана судом обязательной.

Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Исходя из закрепленного ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (административные дела) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (ч.ч. 1 и 2 ст. 1 КАС РФ).

В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от <Дата> № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от <Дата> № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от <Дата> № 149-ФЗ).

Частью 6 ст. 10 Федерального закона от <Дата> № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст. 9 Федерального закона от <Дата> № 149-ФЗ - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от <Дата> № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от <Дата>
№149-ФЗ, в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).

Судом установлено, что Архангельской транспортной прокуратурой осуществлен мониторинг сети «Интернет», по результатам которого на страницах сайтов: https://catalog.indatabs.top/?wmid=3191, https://lekarstva.plus/meds/71966.

Доступ к сайтам открыт для неопределённого круга лиц, возможность просмотра, а также покупки независимо от возраста покупателя ничем не ограничена.

В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от <Дата><№> «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации» (далее - Постановление <№>) право ввоза лекарственных средств на территорию Российской Федерации имеют юридические лица: организации производители лекарственных средств - для целей собственного производства лекарственных средств; организации оптовой торговли лекарственными средствами; иностранные разработчики лекарственных средств и иностранные производители лекарственных средств или другие юридические лица по поручению разработчика лекарственного средства - для проведения клинических исследований лекарственного препарата, осуществления государственной регистрации лекарственного препарата, включения фармацевтической субстанции в государственный реестр лекарственных средств и контроля качества лекарственных средств при наличии разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации на ввоз конкретной партии лекарственных средств; научные организации, образовательные организации высшего образования и производители I лекарственных средств - для разработки, исследований, контроля безопасности, качества и эффективности лекарственных средств при наличии разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации на ввоз конкретной партии лекарственных средств для медицинского применения; медицинские организации для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента при наличии разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Согласно п. 9 Постановления <№> лекарственные препараты для медицинского применения (как не зарегистрированные в Российской Федерации, так и зарегистрированные) могут быть ввезены на территорию Российской Федерации без разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации, если они предназначены для целей личного использования лекарственных препаратов физическими лицами, прибывшими в Российскую Федерацию. При этом ввоз в Российскую Федерацию лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие и (или) ядовитые вещества, включенные соответственно в список Постановления <№>, осуществляется при наличии документов (заверенных копий документов или заверенных выписок из них), подтверждающих назначение физическому лицу указанных лекарственных препаратов, за исключением лекарственных препаратов, зарегистрированных в Российской Федерации и отпускаемых в Российской Федерации без рецепта на лекарственный препарат. Указанные документы (их заверенные копии или заверенные выписки из них) должны содержать сведения о наименовании и количестве назначенного лекарственного препарата. В случае если такие документы (их заверенные копии или заверенные выписки из них) составлены на иностранном языке, к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык; использования лекарственных препаратов работниками дипломатического корпуса или представителями международных организаций, аккредитованных в Российской Федерации; лечения пассажиров и членов экипажей транспортных средств, поездных бригад и водителей транспортных средств, прибывших на территорию Российской Федерации; лечения участников международных культурных, спортивных мероприятий и участников международных экспедиций.

Согласно п. 2 ст. 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Как следует из п. 1 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата><№> (далее - Правила), продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Согласно п. 5 Правил не допускается продажа дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что вышеуказанные сайты содержат информацию, которая находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц и которая побуждает к приобретению и обороту на территории Российской Федерации незарегистрированных лекарственных средств.

Распространение такой информации в Российской Федерации запрещено, а потому административный иск подлежит удовлетворению.

По сведениям, предоставленным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <***>, информация, размещенная на вышеуказанных сайтах, запрещенной ранее не признавалась, владельцев сайтов установить не представилось возможным.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 188 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.

Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя Архангельского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на страницах интернет-сайтов: <***>

<***>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение суда является основанием для включения Роскомнадзором России адреса сайтов: <***>, в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Ж.С. Кочина

Копия верна, Судья Ж.С. Кочина