Дело № 2а-3356/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Петрушенко Ю.В.
при секретаре Яковлевой А.С.
12 июля 2018 года рассмотрев в открытом судебном заседании, в городе Волжском Волгоградской области административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском, в обоснование которого указал, что "."..г. в 16 часов 38 минут в администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области им подано уведомление о проведении "."..г. с 12 часов 00 минут до 16 часов 00 минут на Театральной площади, расположенной по адресу: <адрес>, публичного мероприятия с предполагаемым количеством участников 250 человек, с целью выражения мнения граждан по политической, экономической и социальной ситуации в стране, за отмену предлагаемой правительством пенсионной реформы, отмену повышения НДС и против повышения цен на бензин.
"."..г. административный ответчик уведомил истца о не рассмотрении уведомления о проведении публичного мероприятия, заявленного на "."..г. в связи с тем, что данное уведомление было зарегистрировано и направлено в работу менее чем за 10 дней до дня проведения заявленного публичного мероприятия.
По мнению административного истца, данное обстоятельство противоречит положениям ст.ст.7, 12, ч.2, 2.2 ст.8 Федерального закона от "."..г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон о публичных мероприятиях), поскольку закон не предусматривает возможности не рассмотрения уведомления.
С учетом указанных обстоятельств истец просит признать незаконным бездействие администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, выразившееся в не рассмотрении уведомления ФИО1 от "."..г. о проведении публичного мероприятия; обязать администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области рассмотреть уведомление ФИО1 от "."..г. о проведении публичного мероприятия.
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении. Суду пояснил, что с информацией о порядке приема документов в органе местного самоуправления ознакомлен не был, в связи с чем полагает, что им соблюдены сроки, установленные Законом о публичных мероприятиях.
Представитель административного истца ФИО2 заявленные требования так же в полном объеме поддержал, суду пояснил, что утвержденный органом местного самоуправления регламент не может ограничивать конституционное право истца на подачу уведомления о проведении публичного мероприятия.
Представитель административного ответчика – администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области ФИО3 в судебном заседании заявленные ФИО1 требования считала необоснованными. Суду пояснила, что уведомление ФИО1 о проведении публичного мероприятия "."..г., поступило в орган местного самоуправления "."..г. в 16 часов 38 минут и в соответствии с п.4.5 Регламента документооборота было зарегистрировано и направлено в работу "."..г.. С учетом требований п.1 ст.7 Закона о публичных мероприятиях, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», предусматривающих сроки подачи уведомления в орган местного самоуправления, ФИО1 было направлено сообщение о том, что его уведомление не подлежит рассмотрению.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Данное конституционное право обеспечивается государственной защитой и предоставляет гражданам возможность свободно выражать и формировать мнения, выдвигать требования по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, оказывая тем самым влияние на деятельность органов публичной власти, в том числе посредством критики совершаемых ими действий и принимаемых решений, либо получать информацию о деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования при встрече соответствующего депутата с избирателями. При этом данное право может быть ограничено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства на основе принципов юридического равенства и соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений указанного права (часть 3 статьи 17, части 1 и 2 статьи 19, часть 1 статьи 45, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Порядок обеспечения реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Законом о публичных мероприятиях, согласно которому законодательство Российской Федерации о публичных мероприятиях, основанное на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, помимо названного закона включает иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, а в случаях, предусмотренных Законом о публичных мероприятиях, - нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (часть 4 статьи 8), Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 11), органов государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 7, части 1.1,?2.2, 3 и 3.1 статьи 8 и часть 1 статьи 11); проведение публичных мероприятий в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума помимо Закона о публичных мероприятиях регулируется также законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах (части 1 и 2 статьи 1).
Законом о публичных мероприятиях предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, позволяющий органам власти принять разумные и необходимые меры для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия в условиях, обеспечивающих соблюдение интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц.
В целях осуществления права на проведение публичного мероприятия в указанных условиях Закон о публичных мероприятиях устанавливает возможность проведения согласительных процедур между организаторами публичных мероприятий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, направленных на определение места, времени, формы и иных условий проведения публичных мероприятий, отвечающих достижению законной цели планируемого публичного мероприятия и соблюдению интересов иных лиц, обеспечению общественного порядка и безопасности.
Решения, действия (бездействие) органа публичной власти, связанные с организацией публичного мероприятия, в том числе запланированного к проведению в рамках избирательной кампании, равно как и иные решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушающие право граждан на проведение публичных мероприятий либо создающие препятствия к осуществлению этого права, могут быть оспорены в суд общей юрисдикции по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В части 1 статьи 7 Закона о публичных мероприятиях закреплена обязанность организатора в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) в письменной форме.
В соответствии с разъяснениями, данными в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от "."..г.№... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», сроки подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, предусмотренные частью 1 статьи 7 Закона о публичных мероприятиях и исчисляемые в календарных днях, не включают дни направления уведомления и проведения публичных мероприятий.
Соответственно, уведомление о проведении публичного мероприятия должно быть получено органом публичной власти не ранее дня, после которого остается 15 дней до дня, в который планируется проведение публичного мероприятия, и не позднее дня, после которого остается 10 дней до дня, в который планируется проведение публичного мероприятия.
В судебном заседании установлено, что "."..г. в 16 часов 38 минут в администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области ФИО1 подано уведомление о проведении "."..г. с 12 часов 00 минут до 16 часов 00 минут на Театральной площади, расположенной по адресу: <адрес>, публичного мероприятия с предполагаемым количеством участников 250 человек, с целью выражения мнения граждан по политической, экономической и социальной ситуации в стране, за отмену предлагаемой правительством пенсионной реформы, отмену повышения НДС и против повышения цен на бензин.
Согласно п. 4.5 Регламента документооборота в администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, утвержденного постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 29.10.2015 № 7237 «Об утверждении Регламента документооборота, Требований к составлению и оформлению служебных документов, Инструкции по работе в АС «Дело» в администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области», регистрируются документы в день их поступления: с 8:30 до 16:00 час. - датой текущего дня, в случае если документы поступили после 16:00 час. или внерабочее время - датой следующего рабочего дня.
Поскольку уведомление ФИО1 о проведении публичного мероприятия поступило в администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области в 16 часов 38 минут "."..г., то соответственно было зарегистрировано и направлено в работу органа местного самоуправления "."..г., что не противоречит регламенту документооборота органа местного самоуправления.
Таким образом, с учетом приведенных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу, уведомление ФИО1 считается поступившим в орган местного самоуправления за 9 дней до дня проведения публичного мероприятия, что требованиям закона не соответствует.
Доводы административного истца и его представителя об отсутствии информации о существующем в органе местного самоуправления порядке приема документов, не свидетельствуют о незаконном бездействии административного ответчика и его незаконном поведении, поскольку Регламент документооборота в администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, утвержденный постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 29.10.2015 № 7237, размещен на официальном сайте администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области в разделе «Структурные подразделения», подразделе «Управление по организационной и кадровой работе» и находится в открытом доступе.
Доводы административного истца и его представителя о том, что такая форма принятия решения органом местного самоуправления как не рассмотрение уведомления о проведении публичного мероприятия, законом не предусмотрен, основаны на вольном толковании норм материального права и судом во внимание не принимаются.
В соответствии с разъяснениями, данными в п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», судам следует учитывать, что уведомление о проведении публичного мероприятия, поданное за пределами периода, установленного частью 1 статьи 7 Закона о публичных мероприятиях, не подлежит рассмотрению, о чем организатор публичного мероприятия должен быть незамедлительно уведомлен (часть 5 статьи 5, пункт 1 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).
Кроме того, установленные в судебном заседании обстоятельства не лишают ФИО1 как организатора публичного мероприятия права на повторное обращение с уведомлением о проведении публичного мероприятия в пределах Законом о публичных мероприятиях срока.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Системное толкование приведенного положения процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники, говорит о том, что основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца и незаконность в поведении административного ответчика.
Поскольку при разрешении настоящего спора судом не установлено универсальной совокупности незаконности оспариваемого бездействия и нарушения прав административного истца, то заявленные ФИО1 требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении уведомления от "."..г. о проведении публичного мероприятия; возложении обязанности рассмотреть уведомление от "."..г. о проведении публичного мероприятия – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме
Полный текст решения изготовлен в совещательной комнате.
Судья - Ю.В. Петрушенко