ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-335/2022 от 24.08.2022 Вурнарского районного суда (Чувашская Республика)

Дело №2а-335/2022

УИД 21RS0004-01-2022-000400-04

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2022 г. п. Вурнары Чувашской Республики

Вурнарский районный суд Чувашской Республики – Чувашии под председательством судьи Кушниковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николаевой С.В.,

с участием заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики Дмитриевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Санарпосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Санарпосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия администрации Санарпосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, выразившегося в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; докладов о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле; обязать администрацию Санарпосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики устранить названные нарушения.

Административный иск мотивирован тем, что прокуратурой Вурнарского района в рамках исполнения приказа прокурора Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ проведен мониторинг официального сайта администрации Санарпосинского сельского поселения Вурнарского района на предмет полноты размещаемых на нем сведений в целях развития малого и среднего предпринимательства. В ходе проведенного мониторинга в деятельности администрации данного сельского поселения выявлены отдельные нарушения требований законодательства в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Установлено, что администрацией Санарпосинского сельского поселения Вурнарского района в рамках информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций не обеспечено размещение на официальном сайте информации о финансово – экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства на территории сельского поселения. Кроме того, установлено, что администрацией Санарпосинского сельского поселения Вурнарского района, как органом муниципального контроля на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, а также муниципального контроля в сфере благоустройства, не обеспечивается в полном объеме размещение на своем официальном сайте в сети «Интернет» информации, предусмотренной п. 3 ст. 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. №248 –ФЗ, в частности, перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; докладов о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле. По факту выявленных нарушений прокуратурой района в адрес главы Санарпосинского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. Однако, администрацией сельского поселения до настоящего времени не приняты меры по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики контрольного ( надзорного) органа; докладов о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле. Тем самым нарушаются права субъектов предпринимательской деятельности на получение информации, предусмотренной законодательством.

В судебном заседании заместитель прокурора Вурнарского района Чувашской Республики Дмитриева Е.Н. административное исковое заявление поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика администрации Санарпосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

Суд, руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Вурнарского района Чувашской Республики проведен мониторинг официального сайта администрации Санарпосинского сельского поселения Вурнарского района на предмет полноты размещаемых на нем сведений в целях развитии малого и среднего предпринимательства.

В ходе мониторинга установлено, что администрацией Санарпосинского сельского поселения Вурнарского района в рамках информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций не обеспечено размещение на официальном сайте актуальной информации о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства на территории сельского поселения; не размещен перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля; информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; докладов о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

Согласно п.2 ч.2 ст. 6 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г.) одной из основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (ст. 11, ч. 3 ст. 14 названного закона).

Ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также предусмотрено, что к вопросам местного значения относятся создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя, в том числе информационную поддержку таких субъектов и организаций.

В силу п. 5 ч. 2, ч.3 ст. 19 указанного закона информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией, в том числе о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства. Информация, указанная в части 2 настоящей статьи, является общедоступной и размещается в сети «Интернет» на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции.

Согласно ст. 17.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 г. № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ), вступивший в силу 1 июля 2021 г.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ деятельность контрольного (надзорного) органа по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является открытой, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны, а также случаев, если этого требуют интересы обеспечения прав, законных интересов и безопасности контролируемых и иных лиц, защиты их чести, достоинства, деловой репутации.

В силу положений, предусмотренных ст. 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. №248-ФЗ, контрольные (надзорные) органы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.

Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет», в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.

Контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети «Интернет», в том числе перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

Из материалов дела следует, что на момент рассмотрения настоящего административного искового заявления выявленные нарушения не устранены в полном объеме. Так на официальном сайте в сети «Интернет» не размещены сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле. Иного суду не представлено.

При таких обстоятельствах бездействие администрации Санарпосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики по непринятию мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; докладов о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, является незаконным.

Согласно части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия, либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Таким образом, в целях устранения допущенных нарушений суд считает необходимым возложить на администрацию Санарпосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда обязанность разместить на официальном сайте в сети «Интернет» сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; доклады, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление и.о. прокурора Вурнарского района Чувашской Республики удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Санарпосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики по непринятию мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; докладов о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

Обязать администрацию Санарпосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда разместить на официальном сайте в сети «Интернет» сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики с подачей апелляционной жалобы в Вурнарский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 1 сентября 2022 г.

Судья Н.Г. Кушникова

Решение06.09.2022