ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3363/17 от 29.09.2017 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2017 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Кулаковой С.А.

при секретаре Варченко О.В.

с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Кировского района г. Иркутска К.А.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя административного ответчика службы по охране и использованию животного мира Иркутской области Ч.М.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившего диплом о высшем юридическом образовании Иркутского государственного университета от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело по административному исковому заявлению Братского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к службе по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить сведения,

УСТАНОВИЛ:

Братский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц, обратился с административным исковым заявлением к службе по охране и использованию животного мира Иркутской области (далее по тексту – Служба) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить сведения. В обоснование требований административный истец указал, что в ходе проверки исполнения природоохранного законодательства установлено, что в нарушение ст.ст. 4, 26 ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 58 ФЗ от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды», ст. 32 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст.ст. 56, 94 Земельного кодекса Российской Федерации, Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий (утв. Приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69), Закона Иркутской области от 19.06.2008 № 27-оз «Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях Иркутской области», на государственный кадастровый учет не поставлены государственные природные заказники «Зулумайский», «Кадинский», «Кирейский», «Озерный», «Эдучанский», не приняты меры по предоставлению в министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области документов, содержащих сведения о границах с указанием географических координат поворотных точек границ лесных участков и ограничениях по использованию лесных участков, входящих в пределы указанных выше особо охраняемых природных территорий регионального значения о постановке их на государственный кадастровый учет недвижимости органом государственного кадастрового учета недвижимости, для ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения. Поскольку обязанность по предоставлению указанных сведений возложена на административного ответчика, как исполнительный орган государственной власти Иркутской области по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, государственному управлению и контролю в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения, по мнению административного ответчика, службой по охране и использованию животного мира Иркутской области допущено незаконное бездействие по непредоставлению указанных сведений, что влечет обязанность административного ответчика такие сведения предоставить. Просит суд признать незаконным бездействие Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области по исполнению ст.ст. 7, 10 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», постановления Правительства Иркутской области от 10.07.2014 № 335-пп, п. 25 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий (утв. приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69) и непринятию мер по представлению в орган государственного кадастрового учета недвижимости документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию лесных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий регионального значения «Зулумайский», «Кадинский», «Кирейский», «Озерный», «Эдучанский», для постановки их на государственный кадастровый учет недвижимости; возложить обязанность на службу по охране и использованию животного мира Иркутской области предоставить в орган государственного кадастра учета недвижимости документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию лесных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий регионального значения «Зулумайский», «Кадинский», «Кирейский», «Озерный», «Эдучанский», для постановки их на государственный кадастровый учет недвижимости; признать незаконным бездействие Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области по исполнению постановления Правительства Иркутской области от 10.07.2104 № 335-пп, п.п. 35, 36 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий (утв. приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69) и непринятию мер по предоставлению в министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области документов, содержащих необходимые сведения о границах с указанием географических координат поворотных точек границ лесных участков и ограничениях по использованию лесных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий регионального значения «Зулумайский», «Кадинский», «Кирейский», «Озерный», «Эдучанский», о постановке их на государственный кадастровый учет недвижимости органом государственного кадастрового учета недвижимости, для ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения; возложить обязанность на службу по охране и использованию животного мира Иркутской области предоставить в министерств природных ресурсов и экологии Иркутской области документы, содержащие необходимые сведения о границах с указанием географических координат поворотных точек границ лесных участков и ограничениях по использованию лесных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий регионального значения «Зулумайский», «Кадинский», «Кирейский», «Озерный», «Эдучанский», о постановке их на государственный кадастровый учет недвижимости органом государственного кадастрового учета недвижимости, для ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В письменном отзыве руководитель Службы С.А.В. требования не признал, мотивируя это отсутствием денежных средств для проведения кадастровых работ, по результатам которых подготавливается пакет документов, необходимый для постановки заказников на государственный кадастровый учет. Обращает внимание, что невыполнение мероприятий по предоставлению в министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области сведений о границах лесных участков и ограничениях по использованию лесных участков, входящих в пределы указанных заказников, о постановке их на государственный кадастровый учет недвижимости органом государственного кадастрового учета недвижимости, для ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения не выполнялось, поскольку такой информацией Служба не обладает, правовые основания такую информацию предоставлять отсутствуют.

В письменном отзыве представитель заинтересованного лица министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее по тексту – министерство) Л.Т.Г. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, диплом ГОУ ВПО «ИГУ» от ДД.ММ.ГГГГ) требования полагала подлежащими удовлетворению, мотивируя это тем, что Службой нарушен порядок предоставления сведений в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий регионального значения (утв. приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69). Так, согласно служебной записке от ДД.ММ.ГГГГ кадастровые дела заказников «Зулумайский», «Кадинский», «Кирейский», «Эдучанский» предоставлены только в электронном виде. Внесение сведений в единый государственный реестр недвижимости о границах природных заказников осуществляется в МСК -38 (местная система координат) на основании утвержденных постановлением Правительства Иркутской области координат поворотных точек границ особо охраняемых природных территорий. Мероприятия по инвентаризации особо охраняемых природных территорий регионального значения, в том числе по подготовке документов, необходимых для внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территорий и режимах охраны особо охраняемых природных территорий, осуществляется в рамках подпрограммы «Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий Иркутской области» государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2014-2020 гг. при наличии бюджетного финансирования в соответствии с доведенными министерством финансов Иркутской области лимитами бюджетных средств области на текущий финансовый год. Доведение министерством финансов Иркутской области для реализации мероприятий государственных программ осуществляется при наличии предоставленных Службой заявок о выделении дополнительного финансирования с обоснованием такой необходимости. При исполнении программы в течение 2017 года Служба для перераспределения средств в Министерство не обращалась.

В судебном заседании представитель административного ответчика Братского межрайонного природоохранного прокурора старший помощник прокурора Кировского района г. Иркутска К.А.А. требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель административного ответчика Службы Ч.М.В. требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему.

В судебное заседание заинтересованное лицо министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, извещенное о рассмотрении дела, своих представителей не направило, представитель министерства Л.Т.Г. просила о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица.

В соответствии со ст.ст. 150, 151 КАС РФ суд рассмотрел данное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит требования Братского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

В соответствии с ч. 1 ст. 58 ФЗ от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях (ч. 2 ст. 58 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В силу ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заказники отнесены к категории особо охраняемых природных территорий.

В силу п. 3 ст. 26 ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Судом установлено, что на подведомственной Братской межрайонной природоохранной прокуратуре территории расположены следующие государственные природные заказники регионального значения:

государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Зулумайский», расположенный на территории Зиминского, Тулунского и Куйтунского районов Иркутской области. Заказник утвержден решение облисполкома Иркутской области 03.07.1963 № 269, является постоянно действующим в соответствии с постановлением Губернатора Иркутской области от 09.10.2007 № 495-п. Профиль заказника утвержден постановлением Правительства Иркутской области от 07.11.2012 № 629-пп. Границы заказника утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 28.08.2013 № 318-пп. Режим охраны определен положением о заказнике (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 № 522-пп);

государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский», расположенный на территории Куйтунского района Иркутской области. Создан решением облисполкома Иркутской области 21.04.1986 № 216, является постоянно действующим в соответствии с постановлением Губернатора Иркутской области от 09.10.2007 № 495-п. Профиль заказника утвержден постановлением Правительства Иркутской области от 07.11.2012 № 629-пп. Границы заказника утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 28.08.2013 № 318-пп. Режим охраны определен положением о заказнике (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 № 522-пп);

государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский», расположенный на территории Тулунского района Иркутской области. Создан решением облисполкома Иркутской области от 21.04.1986 № 216, является постоянно действующим в соответствии с Постановлением Губернатора Иркутской области от 09.10.2007 № 495-п. Профиль и границы заказника утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 07.11.2012 № 629-пп. Границы заказника утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 28.08.2013 № 318-пп. Режим охраны определен положением о заказнике (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 № 522-пп);

государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Озерный», расположенный на территории Нижнеилимского района Иркутской области. Заказник образован решением Исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от 09.12.1985 № 607 «Об организации комплексного государственного охотничьего заказника «Озерный», является постоянно действующим в соответствии с постановлением главы администрации Иркутской области от 20.05.2003 № 73-пг. Указом Губернатора Иркутской области от 20.07.2015 № 175-уг восстановлен статус заказника «Озерный». Режим охраны определен положением о заказнике (утв. решением Иркутского облисполкома от 09.12.1985 № 607);

государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Эдучанский», расположенный на территории Усть-Илимского района Иркутской области. Создан решением облисполкома Иркутской области 03.07.1963 № 269, является постоянно действующим в соответствии с постановлением губернатора Иркутской области от 09.10.2007 № 495-п. Профиль заказника утвержден постановлением Правительства Иркутской области от 07.11.2012 № 629-пп. Границы заказника утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 28.08.2013 № 318-пп. Режим охраны определен положением о заказнике (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 № 522-пп);

По информации Службы от ДД.ММ.ГГГГ, организация функционирования заказников осуществляется на основании распоряжения службы от ДД.ММ.ГГГГ-РО «Об утверждении плана-графика мероприятий по государственному управлению и надзору в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения в службе по охране и использование объектов животного мира Иркутской области в 2017 году». Осуществление функционирования заказников ведется в пределах бюджетных ассигнований, выделенных в рамках реализации государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2014-2020 гг. (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 444-пп). До Службы не доводятся какие-либо государственные задания и не предоставляются субсидии на финансирование обеспечения выполнения государственных заданий.

Как установлено в ходе прокурорской проверки, стороной административного ответчика данное обстоятельство не оспаривалось, Службой не принято мер по представлению в орган государственного кадастрового учета недвижимости документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию лесных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий регионального значения: «Зулумайский», «Кадинский», «Кирейский», «Озерный», «Эдучанский», для постановки их на государственный кадастровый учет недвижимости; не принято Службой и мер по представлению в Министерство документов, содержащих необходимые сведения о границах с указанием географических координат поворотных точек границ лесных участков и ограничениях по использованию лесных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий регионального значения: «Зулумайский», «Кадинский», «Кирейский», «Озерный», «Эдучанский», о постановке их на государственный кадастровый учет недвижимости органом государственного кадастрового учета недвижимости, для ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Оценивая доводы административного искового заявления о возложении на Службу обязанности такие сведения предоставить, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 7 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ);

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): 10) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

В соответствии со ст. 4 ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

В силу п. 1 Положения «О службе по охране и использованию животного мира Иркутской области» (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 10.07.2104 № 334-пп) Служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области по государственному управлению и контролю в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения.

В силу п. 6 Положения (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 10.07.2014 № 334-пп) задачами службы являются:

1) осуществление федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Иркутской области, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории Иркутской области; федерального государственного охотничьего надзора на территории Иркутской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения; государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (государственные природные заказники регионального значения);

4) государственное управление и контроль в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения.

Анализируя приведенные нормы, суд приходит к выводу о том, что обязанность по предоставлению сведений в орган государственного кадастрового учета недвижимости, в Министерство (для ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий) возлагается на Службу. Поскольку органы государственной власти обязаны направлять в орган регистрации прав сведения для внесения в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории. Суд учитывает, что исполнительным органом государственной власти по государственному управлению и контролю в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения является Служба, сведения о государственных природных заказниках, представляющих одну из категорий особо охраняемых природных территорий, подлежат предоставлению для внесения в Единый государственный реестр недвижимости органами государственной власти.

Оценивая доводы административного искового заявления об объеме подлежащих представлению сведений, как в орган государственного кадастрового учета недвижимости, так и в Министерство для ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях: 1) индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения); 2) описание местоположения границ таких зон и территорий; 3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий; 4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий; 5) реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации; 6) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий); 7) реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны.

Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий утвержден приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий», устанавливает правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, является систематизированным сводом документированной информации об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения, является государственным информационным ресурсом.

В силу п. 5 Порядка (утв. приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69) подготовка, обновление и представление первичных сведений об особо охраняемых природных территориях в соответствии с настоящим Порядком не являются ведением государственного кадастра особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с п. 24 Порядка (утв. приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69) сведения, необходимые для целей ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий (далее - кадастровые сведения), включают информацию, позволяющую получить представление о каждой особо охраняемой природной территории в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов, и представляются в структурированном виде.

В силу п. 25 Порядка (утв. приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69) сведения об особо охраняемой природной территории должны содержать, в том числе, такие позиции, как: 16) <адрес> ООПТ (га) (указывается общая площадь, а также площадь ООПТ в пределах каждого субъекта Российской Федерации (если ООПТ расположена в нескольких субъектах Российской Федерации) и площадь в пределах каждой единицы АТО субъекта Российской Федерации (если ООПТ расположена в границах нескольких АТО), в том числе: а) площадь морской акватории (га), входящей в состав ООПТ; б) площадь земельных участков (га), включенных в границы ООПТ без изъятия из хозяйственного использования (если имеются) (для кластерных ООПТ дополнительно приводятся сведения о площади каждого участка - порядковый номер участка, название, площадь, в т.ч. площадь морской акватории, входящей в состав кластерного участка, и площадь земельных участков, включенных в границы участка без изъятия из хозяйственного использования);

18) Границы ООПТ (приводится описание утвержденных границ ООПТ (с указанием реквизитов документа об утверждении границ), а также указываются географические координаты поворотных точек границ земельного участка (для кластерных ООПТ - для каждого участка в отдельности) в соответствии с основными географическими азимутами в градусах, минутах и секундах; для ООПТ или отдельных кластерных участков ООПТ, площадь которых менее 1000 га, указываются только координаты центра);

20) Природные особенности ООПТ, в том числе ж) краткие сведения о лесном фонде (наименование лесничеств(а), лесопарков(а), в границах которых(ого) расположена ООПТ, видовой и возрастной состав, преобладающие типы леса (площадь в га и %), площадь, занимаемая лесообразующими породами по основным возрастным группам, общий запас древесины (в куб. м);

21) Экспликация земель ООПТ а) экспликация по составу земель (приводится площадь в гектарах и в процентах от общей площади ООПТ по основным категориям земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса, земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения);

б) экспликация земель особо охраняемых территорий и объектов (приводится площадь в гектарах и в процентах от общей площади ООПТ по следующим позициям: тундры, леса, луга (в т.ч. пойменные, суходольные), кустарники, степи, полупустыни и пустыни (в т.ч. солончаки), пески, скалы и горные склоны, каменистые россыпи, водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища), природные выходы подземных вод (родники, гейзеры), болота, морская акватория, ледники, снежники, дороги (всего, в т.ч. шоссейные, грунтовые общего пользования, лесные противопожарного назначения), просеки, противопожарные разрывы, земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, линейные сооружения (трубопроводы, ЛЭП, др.), прочие земли (указать какие);

в) экспликация земель лесного фонда (приводится площадь в гектарах и в процентах от общей площади ООПТ по следующим позициям: лесные земли (всего, в т.ч.: покрытые лесной растительностью, не покрытые лесной растительностью (всего, в т.ч.: несомкнувшиеся лесные культуры, лесные питомники и плантации, естественные редины, гари, погибшие лесные насаждения, вырубки, прогалины, пустыри), нелесные земли (всего, в т.ч.: болота, дороги, просеки, линейные сооружения (трубопроводы, ЛЭП, др.), прочие земли (указать какие);

28) Собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, находящихся в границах ООПТ (по каждому земельному участку, выделенному в границах ООПТ (в т.ч. в границах отдельных участков-кластеров), указываются следующие сведения: собственник, землевладелец, землепользователь, арендатор (наименование юридического лица или Ф.И.О. физического лица, адрес); кадастровый номер земельного участка (в соответствии с государственным земельным кадастром; в случае отсутствия кадастрового номера следует записать – «отсутствует»); категория земель, к которой отнесен этот земельный участок; площадь земельного участка; вид права; цели, сроки и разрешенные виды использования; существующие обременения земельного участка (какие обременения, какими документами установлены).

Анализируя приведенные нормы, суд приходит к выводу о том, что в обязанности Службы, как исполнительного органа государственной власти Иркутской области по государственному управлению и контролю в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения, входит представление в орган государственного кадастрового учета сведений об установлении или изменении границ особо охраняемых природных территориях. Принимая во внимание, что в силу п. 6 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр границ в отношении особо охраняемых природных территорий вносятся сведения о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий, суд приходит к выводу о том, что требования административного искового заявления о возложении на Службу обязанности представить в отношении указанных выше заказников сведения о границах и ограничениях по использованию лесных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий регионального значения, являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Как следует из установленного порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий (утв. приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69), содержащего требования к представляемым сведениям, необходимым для целей ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, необходимо предоставлять в отношении особо охраняемой природной территории сведения о ее границах, которые приводятся с указанием географических координат поворотных точек границ земельного участка, площади земельных участков, включенных в границы особо охраняемых природных территорий; природных особенностях особо охраняемой природной территории, в том числе краткие сведения о лесном фонде; экспликации земель с указанием площадей земель по основным категориям, в том числе земель лесного фонда; сведения о собственниках, землепользователях, землевладельцах, арендаторах земельных участков, находящихся в границах ООПТ.

В связи с чем суд приходит к выводу, что требования административного искового заявления о возложении обязанности на службу представить в Министерство сведения о границах с указанием географических координат поворотных точек границ лесных участков и ограничениях по использованию лесных участков, входящих в пределы указанных выше особо охраняемых природных территорий регионального значения, о постановке их на государственный кадастровый учет недвижимости, для ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения, являются законными и обоснованными.

Доводы представителя административного ответчика о том, что представление испрашиваемых прокурором сведений действующим законодательством не предусмотрено, не принимаются судом.

Суд учитывает, что в силу установленного приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69 порядка кадастровые сведения об особо охраняемых природных территориях должны содержать информацию, позволяющую получить представление о каждой особо охраняемой природной территории в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

По информации природоохранной прокуратуры, с 2014-2016 гг. на территории указанных выше заказников были выявлены факты незаконных рубок, передачи лесов в аренду для заготовки древесины в связи с незаконным отнесением лесных участков на территории заказников к эксплуатационным лесам, что подтверждено сведениями о возбуждении уголовных дел (постановление старшего следователя (дислокация пгт Куйтун) МВ МВД России «Тулунский» от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении уголовного дела по п. «г» ч. 2 ст. 360 УК РФ в отношении неустановленных лиц по факту незаконной рубки в квартлае 52 выдела 3 Ново-Кадинской дачи Куйтунского лесничества ТОАЛХИО по Куйтунскому лесничеству; постановление дознавателя ОД ОП (дислокация пгт Куйтун) МО МВД России «Тулунский» от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 260 УК РФ по факту незаконной рубки в квартале 51 выдел 8 Новокадинской дачи Куйтунского ТУАЛХИО; постановление старшего дознавателя ОД ОП МВ МВД России «Тулунский» от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 260 УК РФ по факту незаконной рубки в квартлае 47 выдела 21 Ново-Кадинской дачи Барлукского участкового лесничества; постановления следователя СО (дислокация пгт Куйту) МО МВД России «Тулунский» от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ по факту незаконной рубки в квартале 433 выдела 10 Добчурской дачи Илирского участкового лесничества; постановление следователя СО (дислокация пгт. Куйтун) МО МВД России «Тулунский» от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении уголовного дела по ч. 3 ст. 260 УК РФ по факту незаконной рубки в квартале 430 выделе 12 и квартале 431 выдела 6 Добчурской дачи Илирского участкового лесничества).

Оценивая доводы административного искового заявления о допущенном Службой бездействии по исполнению указанных выше полномочий по представлению требуемых в соответствии с действующим законодательством сведений, суд приходит к следующему.

Исследованными документами, а также показаниями допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля главного бухгалтера Службы К.М.В. подтверждено, что вопрос о выделении дополнительного финансирования, в том числе выполнения работ по внесению сведений о десяти заказниках в государственный кадастр недвижимости и подготовке карт (планов) объектов землеустройства, с указанием ориентировочной стоимости таких работ, Службой ставился перед Министерством (главным распорядителем), поскольку в служебных записках в адрес министра природных ресурсов руководством Службы обращено внимание на необходимость выделения дополнительного финансирования. Принимая во внимание, что Служба финансируется за счет средств областного бюджета, расходует полученные денежные средства в соответствии с утвержденной бюджетной росписью и в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств, иных источников финансирования не имеет, факт отсутствия дополнительного финансирования на указанные прокурором цели не оспаривался и заинтересованным лицом министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области, суд обстоятельств, свидетельствующих о бездействии Службы по выполнению указанных прокурором мероприятий, не установил.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований прокурора в этой части и признания незаконным бездействия Службы по исполнению ст.ст. 7, 10 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», постановления Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп, п. 25 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий (утв. приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ) и непринятию мер по представлению в орган государственного кадастрового учета недвижимости документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию лесных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий регионального значения «Зулумайский», «Кадинский», «Кирейский», «Озерный», «Эдучанский», для постановки их на государственный кадастровый учет недвижимости; как и признания незаконным бездействия по исполнению постановления Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп, п.п. 35, 36 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий (утв. приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ) и непринятию мер по предоставлению в министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области документов, содержащих необходимые сведения о границах с указанием географических координат поворотных точек границ лесных участков и ограничениях по использованию лесных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий регионального значения «Зулумайский», «Кадинский», «Кирейский», «Озерный», «Эдучанский», о постановке их на государственный кадастровый учет недвижимости органом государственного кадастрового учета недвижимости, для ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения, - суд не установил.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц удовлетворить в части.

Возложить обязанность на административного ответчика службу по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области представить в орган государственного кадастрового учета недвижимости документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию лесных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий регионального значения «Зулумайский», «Кадинский», «Кирейский», «Озерный», «Эдучанский» для постановки их на государственный кадастровый учет недвижимости.

Возложить обязанность на административного ответчика службу по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области представить в министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области документы, содержащие необходимые сведения о границах с указанием географических координат поворотных точек границ лесных участков и ограничениях по использованию лесных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий регионального значения «Зулумайский», «Кадинский», «Кирейский», «Озерный», «Эдучанский» о постановке их на государственный кадастровый учет недвижимости органов государственного кадастрового учета недвижимости, для ведения государственно кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В остальной части требований отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Кулакова

Решение суда в окончательной форме принято