ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-336/20 от 13.11.2020 Ельнинского районного суда (Смоленская область)

№2а-336/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Глинка

Смоленской области 13 ноября 2020 года

Ельнинский районный суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Ероховой С.В., с участием представителя административного ответчика - Администрации муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области ФИО4,

при ведении протокола секретарем Соловьевой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области ФИО1, МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об освобождении от исполнительского сбора,

установил:

Администрация муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области (далее также – Администрация МО «Глинковский район», административный истец) обратилась в суд с административным иском, где указала, что решением Ельниского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Администрация обязана обеспечить ФИО2 жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающим требованиям по благоустройству и социальным нормам общей площади на одного человека, установленным в Глинковском сельском поселении Глинковского района Смоленской области, за счет субвенции бюджета Смоленской области на исполнение государственных полномочий по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Указывая на обстоятельства, вследствие которых Администрация не выполнила решение суда в 5-тидневный срок, данный судебными приставами - исполнителями для добровольного исполнения требования, содержащихся в исполнительном документе, в том числе в связи с тем, что не было исполнено решение суда Департаментом Смоленской области по образованию и науке о предоставлении бюджету муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области из средств бюджета Смоленской области субвенции на исполнение государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на обеспечение ФИО2 жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, установленной в Глинковском сельском поселении Глинковского района Смоленской области, в связи с чем указанное решение Ельнинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исполнено ДД.ММ.ГГГГ, административный истец просил суд признать незаконным постановление судебного пристава - исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

В ходе судебного разбирательства административный истец изменил предмет административных исковых требований и просил освободить его от исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей по основаниям, указанным в административном иске.

Участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрении административного дела надлежащем образом уведомлены. Административные ответчики: судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области ФИО1, МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области, в суд не прибыли и представителей не направили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено; имеется ходатайство УФССП России по Смоленской области о рассмотрении дела без участия представителя.

На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), с учетом мнения участвующего в деле лица, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц (их представителей).

Заслушав представителя административного истца, Администрации МО «Глинковский район» Смоленской области, ФИО6, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу части 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – также Закон об исполнительном производстве) если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 этого Федерального закона.

В соответствии с положениями статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

В соответствии с частью 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном этим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве и п. 1 ст. 401 ГК РФ суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора, если установит, что должник при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, принял все меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, т.е. если придет к выводу о том, что вина должника в неисполнении требований исполнительного документа отсутствует (Определение Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 N 694-О).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

Аналогичная правовая позиция Пленума Верховного Суда Российской Федерации выражена в постановлении от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства". Так, в пункте 78 указано, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Согласно пункту 74 названного постановления суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. При этом, поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.

Таким образом, установление факта отсутствия вины должника в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, является основанием для его освобождения судом от взыскания исполнительского сбора.

В судебном заседании установлено, что на основании решения Ельнинского районного суда Смоленской области по гражданскому делу г. от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в жилой квартире, расположенной по адресу: <адрес>, в связи с чем на Департамент Смоленской области по образованию и науке возложена обязанность предоставить бюджету муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области из средств бюджета Смоленской области субвенцию на исполнение государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на обеспечение ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного и фактически проживающего по адресу: <адрес>, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, установленной в Глинковском сельском поселении Глинковского района Смоленской области, а на Администрацию муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области – обязанность обеспечить ФИО2 таким жилым помещением за счет субвенции бюджета Смоленской области на исполнение государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

После вступления судебного решения в законную силу Ельнинским районным судом Смоленской области в отношении ответчиков (должников) - Департамента Смоленской области по образованию и науке и Администрации МО «Глинковский район» Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ. были выданы два исполнительных листа: ФС и ФС , соответственно, которые выданы для обращения к принудительному исполнению.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО7 на основании исполнительного листа ФС от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника – Администрация МО «Глинковский район» Смоленской области возбуждено исполнительное производство -ИП, предмет исполнения – обязать Администрацию МО «Глинковский район» Смоленской области обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного и фактически проживающего по адресу: <адрес>, жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающим требованиям по благоустройству и социальным нормам общей площади на одного человека, установленным в Глинковском сельском поселении Глинковского района Смоленской области, за счет субвенции бюджета Смоленской области на исполнение государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Пункты 2, 3 данного постановления содержит положение о 5-дневном сроке для добровольного исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также предупреждение должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставлении доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы, а в слкчае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительный сбор устанавливается с должника-организации – 50 000 рублей. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагалось в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением должником, Администрацией МО «Глинковский район» Смоленской области, требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, исходя из неимущественного характера требований исполнительного документа.

Вместе с тем, оценивая совокупность исследованных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что административным ответчиком в ходе исполнительного производства были предприняты достаточные и необходимые действия, направленные на исполнение исполнительного документа.

Из копии решения суда по вышеуказанному гражданскому делу г. от ДД.ММ.ГГГГ., вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, следует, что исполнение должником - Администрацией МО «Глинковский район» Смоленской области данного решения обусловлено исполнением вторым должником - Департаментом Смоленской области по образованию и науке (далее также – Департамент) возложенной на него обязанности предоставить бюджету муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области из средств бюджета Смоленской области субвенцию на исполнение государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на обеспечение ФИО2, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Согласно копии постановления Администрации МО «Глинковский район» от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Из копии заявки ДД.ММ.ГГГГ исх. Администрация МО «Глинковский район» следует, что в Департамент Смоленской области по образованию и науке направлена заявка на получение субвенции на осуществление государственных полномочий на обеспечение детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в том числе ФИО2, жилыми помещениями на 2019 год.

Согласно копии письма Администрации МО «Глинковский район» от ДД.ММ.ГГГГ за судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области на требование от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении жилым помещением ФИО2 уведомлен о направлении заявки на получение субвенции для приобретения жилого помещения.

Согласно копии постановления о возбуждении исполнительного производства в отношении должника - Администрации МО «Глинковский район» Смоленской области, она поступила должнику 18.06.2019г., и должник письмом от ДД.ММ.ГГГГ за уведомил судебного пристава-исполнителя о наличии препятствий к исполнению исполнительного документа – отсутствии запланированной субвенции областного бюджета на 2019 год по указанному судебному решению и направлении заявки на получение субвенции для приобретения жилого помещения для ФИО2

Согласно копии письма Администрации МО «Глинковский район» от ДД.ММ.ГГГГ за в адрес МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области судебный пристав-исполнитель на требование от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении жилым помещением ФИО2 уведомлен, что на ДД.ММ.ГГГГ Глинковскому району Департаментом запланирована субвенция на приобретение жилья для ФИО8, и дополнительно денежные средства не выделялись.

Из копии письма Департамента Смоленской области по образованию и науке от ДД.ММ.ГГГГ исх. следует, что объём субвенций для бюджета Глинковского района на обеспечение жилыми помещениями по решениям суда (ФИО2) запланирован на ДД.ММ.ГГГГ год.

Согласно копии Уведомления от ДД.ММ.ГГГГ Департамент бюджета и финансов Смоленской области сообщил финансовому управлению Администрация МО «Глинковский район» о том, что предусмотрено предоставление межбюджетного трансферта на ДД.ММ.ГГГГ год в размере 757 500 руб.

Согласно выписке из приложения к решению Глинковского районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение «О районном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов» по программе Охраны семьи и детства предусмотрены расходы на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилыми помещениями на 2020 год в размере 757 500 руб.

Согласно копии постановления Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении распределения на ДД.ММ.ГГГГ год субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов…на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилыми помещениями по МО «Глинковский район» утверждена субсидия в размере 757500 рублей.

Согласно копии муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «Глинковский район» по результатам электронного аукциона заключила контракт на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Согласно копии письма Администрации МО «Глинковский район» от ДД.ММ.ГГГГ за в адрес Департамента Смоленской области по образованию и науке и прилагаемой заявке Администрация МО «Глинковский район» просит выделить субвенцию на предоставление жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в ДД.ММ.ГГГГ году в сумме 757500 рублей для 1 человека на основании муниципального контракта.

Согласно выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Смоленской области по образованию и науке по обязательствам ДД.ММ.ГГГГ года выплачено 757500 рублей.

Согласно копии платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «Глинковский район» перечислила 757500 рублей за приобретение жилья для детей-сирот продавцу по м.к. от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно копии выписки из ЕГРН об объекте недвижимости ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности МО «Глинковский район» на жилое помещение по адресу: <адрес>.

Из копии постановления Администрации МО «Глинковский район» от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу <адрес>, принято в собственность МО «Глинковский район», включено в специализированный жилищный фонд и отнесено как предназначенное для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Из копии постановления Администрации МО «Глинковский район» от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу <адрес>, из специализированного жилищного фонда предоставлено ФИО2.

Согласно договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «Глинковский район» заключила договор о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда с ФИО2

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что у Администрации не имелось объективной возможности исполнить решение суда в 5-тидневный срок, установленный судебным приставом - исполнителем для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, согласно постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, по причине не исполнения другим должником - Департаментом Смоленской области по образованию и науке - решения суда и требования исполнительного документа о предоставлении бюджету муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области из средств бюджета Смоленской области субвенции по обеспечению ФИО2 жилым помещением в установленном порядке, о чем Администрацией судебному приставу-исполнителю неоднократно сообщалось.

При таких обстоятельствах суд отклоняет доводы письменных возражений, поступивших от административных ответчиков - МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области и судебного пристава-исполнителя о том, что должник, Администрация МО «Глинковский район» Смоленской области, не представила доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения, и в удовлетворении административных исковых требований следует отказать, поскольку данные доводы опровергаются совокупностью исследованных в суде доказательств.

Таким образом, в суде достоверно установлено отсутствие вины административного ответчика в неисполнении исполнительного документа в указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.

В судебном заседании также установлено, что после фактического предоставления должнику - Администрации МО «Глинковский район» Смоленской области, должником - Департаментом Смоленской области по образованию и науке, финансовых средств в порядке исполнения судебного решения, Администрация последовательно, с учетом времени, необходимого для оформления и регистрации документов в государственных и иных органах, с достаточной степенью заботливости и осмотрительности выполнила необходимые действия в целях исполнения требований исполнительного документа в разумные сроки.

При таком положении суд усматривает достаточные основания для удовлетворения административных исковых требований и освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административные исковые требования удовлетворить.

Освободить Администрацию муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ельнинский районный суд Смоленской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Ерохова

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 13 ноября 2020 года.

Решение в окончательной форме принято 24 ноября 2020 года.