ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-336/2021 от 24.08.2021 Чернышевского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-336/2021

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2021 года п. Чернышевск

Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Силяевой И.Л.,

при секретаре Шагалиной К.А.,

с участием прокурора Мункуевой А.О.,

административного истца ФИО1,

представителей административного ответчика председателя избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» ФИО2, действующей на основании прав по должности, ФИО3, действующей на основании доверенности от 23 августа 2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края о признании незаконным и отмене решения № от 12 августа 2021 года «Об отказе в регистрации ФИО1, выдвинутому в порядке самовыдвижения кандидатом на должность главы муниципального района Чернышевский район», возложении обязанности зарегистрировать ФИО1 кандидатом на должность главы муниципального района «Чернышевский район», признании действительными представленных подписей в подписных листах избирателей,

у с т а н о в и л:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующее.

21 июля 2021 года истцом представлены в избирательную комиссию МР «Чернышевский район» документы для уведомления о самовыдвижении на выборах главы муниципального района «Чернышевский район», назначенных на 19 сентября 2021 года.

03 августа 2021 года в избирательную комиссию истцом представлены следующие документы: первый финансовый отчет, 27 подписных листов со 130 подписями избирателей, уведомления об отсутствии счетов.

09 августа 2021 года истец получил копию протокола об итогах сбора подписей избирателей, в котором прописано количество заявленных подписей - 130, количество представленных подписей - 130, количество проверенных подписей 130, количество недостоверных (недействительных) подписей – 0, количество достоверных подписей – 130. Указанный протокол подписан руководителем рабочей группы 09.08.2021 г. в 11 час. 00 мин. ФИО2 Председателем Чернышевской районной ТИК КОР в избирательную комиссию Забайкальского края направлена информация на запрос от 03.08.2021 о том, что подписные листы в поддержку кандидата на должность главы муниципального района «Чернышевский район» ФИО1 проверены в количестве 27 штук, в которые внесены подписи избирателей в количестве 130. Все 130 подписей проверены, Ф.И.О., дата рождения, адрес места жительства и паспортные данные соответствуют данным в ГАС «Выборы».

11 августа 2021 года истцом получено уведомление избирательной комиссии МР «Чернышевский район» от 10.08.2021 о том, что первый финансовый отчет был сдан без сведений с банка о движении денежных средств. Согласно справки с ПАО Сбербанк от 10.08.2021 года на счет поступило 2700 рублей, а в первом финансовом отчете указана сумма 2000 рублей, а также, что в заявлении от 21.07.2021 года истцом не указано место работы.

Считает, что председателем избирательной комиссии в нарушение ст. 38 Федерального закона от 12.06.2020 г. № 57 истцу было отказано в праве уточнять и дополнять сведения, исправлять недостатки в оформлении документов, поэтому 11.08.2021 года им подано заявление в избирательную комиссию с пояснениями имеющихся противоречий. Однако, избирательной комиссией данные доводы учтены не были.

12 августа 2021года решением избирательной комиссии МР «Чернышевский район» истцу отказано в регистрации кандидатом на должность главы МР «Чернышевский район». Основанием для отказа послужило то, что в заявлении не указан год окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность, не указано место работы, а указана только занимаемая должность.

Считает, что данные сведения не повлекли двоякого толкования и не могут быть признаны существенными нарушениями, поскольку в заявлении истцом указана дата присуждения квалификации, что соответствует окончанию обучения, дата получения диплома ДД.ММ.ГГГГ, должность – заместитель руководителя администрации муниципального района «Чернышевский район» указана тем самым место работы, кроме того, место работы и занимаемая должность указаны в представленной копии трудовой книжки.

В нарушение п. 14 ст. 49 Закона Забайкальского края № 385-ЗЗК от 06.07.2010 г. руководителем рабочей группы ФИО2 11.08.2021 г. издается второй протокол проверки подписных листов, в котором указано: количество заявленных подписей – 130, количество представленных подписей – 130, количество проверенных подписей – 130, количество недостоверных подписей – 14, количество достоверных – 116.

Полагает, что руководителем рабочей группы должен издаваться один протокол, копия которого вручается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее, чем за двое суток до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Руководителем рабочей группы ФИО2 второй протокол был издан непосредственно в день заседания избирательной комиссии.

В представлении ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей недостоверными и (или) недействительными и предоставлении копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными, истцу было отказано.

Считает, что в процессе отказа истцу в регистрации в качестве кандидата со стороны избирательной комиссии были допущены многочисленные нарушения, в том числе право истца на участие в проверке не были им реализовано, поскольку истец не был о ней уведомлен.

Просит признать решение избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» от 12 августа 2021 года об отказе в регистрации ФИО1 незаконным, признать действительными подписи избирателей в подписных листах представленных кандидатом на должность главы муниципального района «Чернышевский район», обязать избирательную комиссию муниципального района «Чернышевский район» зарегистрировать ФИО1 кандидатом на должность Главы муниципального района «Чернышевский район».

Административный истец ФИО1, в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – председатель избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» ФИО2, в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что при изучении документов, представленных ФИО1 были выявлены нарушения, в связи с чем было принято решение на заседании избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидату ФИО1 На заседании присутствовали 6 членов комиссии с правом решающего голоса, 4 проголосовали за отказ в регистрации, 2 воздержались. Решение было принято большинством голосов.

Представитель административного ответчика избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» ФИО3, действующая на основании доверенности, заявленные административные исковые требования не признала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что при принятии решения об отказе ФИО1 в регистрации в качестве кандидата на должность главы администрации муниципального района «Чернышевский район» действительно были допущены нарушения, однако они не повлияли на законность принятого решения. Решение было принято большинством голосов членов избирательной комиссии.

Прокурор Мункуева А.О. в судебном заседании полагает, что избирательной комиссией были допущены нарушения при вынесении решения об отказе в регистрации, но учитывая то, что основания для отказа в регистрации ФИО1 были существенными, а нарушения в представленных ФИО1 документах грубыми, полагает, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Выслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 239 КАС РФ избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

В соответствии с частью 10 этой же статьи с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата, в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.

Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Забайкальского края, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) и Закон Забайкальского края от 06.07.2010 N 385-ЗЗК (ред. от 12.07.2021) "О муниципальных выборах в Забайкальском крае" (принят Законодательным Собранием Забайкальского края 30.06.2010) (далее-Закон Забайкальского края № 385-ЗЗК).

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования, а в случаях, установленным федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона Забайкальского края № 385-ЗЗК подготовку и проведение выборов главы муниципального образования осуществляют: 1) избирательная комиссия муниципального образования; 2) участковые избирательные комиссии.

В соответствии со статьей 33 Закона Забайкальского края № 385-ЗЗК при подготовке и проведении выборов главы муниципального образования избирательная комиссия муниципального образования: проверяет соблюдение порядка выдвижения кандидата, в том числе достоверность данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями; регистрирует кандидатов, доверенных лиц кандидатов, уполномоченных представителей кандидатов по финансовым вопросам, выдает им удостоверения; получает от кандидатов финансовые отчеты в сроки, установленные настоящим Законом края, обнародует копии финансовых отчетов кандидатов, передает их в редакции муниципальных периодических печатных изданий для опубликования в порядке, установленном частью 3 статьи 73 настоящего Закона края; получает от кредитной организации сведения о поступлении и расходовании средств, находящихся на специальных избирательных счетах в порядке, установленном частью 8 статьи 72 настоящего Закона края; принимает документы, подтверждающие согласие физического лица на использование его изображения или высказываний в соответствии с частью 10 статьи 60 настоящего Закона края; проводит жеребьевку по распределению бесплатного эфирного времени между зарегистрированными кандидатами; устанавливает время предоставления в пользование помещений для встреч зарегистрированных кандидатов или их доверенных лиц с избирателями, обеспечивает равные условия для зарегистрированных кандидатов при проведении предвыборных массовых мероприятий в соответствии с частью 3 статьи 65 настоящего Закона края; получает экземпляры предвыборных печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов; предлагает органам местного самоуправления выделить и оборудовать на территории каждого избирательного участка специальные места для размещения предвыборных печатных агитационных материалов в соответствии с частью 7 статьи 66 настоящего Закона края; получает уведомление кандидата о несоздании кандидатом избирательного фонда в соответствии с частью 1 статьи 69 настоящего Закона края; утверждает форму и текст избирательного бюллетеня, а также порядок осуществления контроля за изготовлением избирательных бюллетеней; принимает решение о возможности внесения в отпечатанные избирательные бюллетени сведений от руки, с использованием штампа или иных технических средств; определяет результаты выборов; регистрирует избранного главу муниципального образования; осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях, настоящим Законом края, уставом муниципального образования.

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Установлено, что Решением Совета муниципального района «Чернышевский район» № 81 от 18 августа 2017 года утвержден состав избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район», согласно которому в состав избирательной комиссии вошли 8 членов избирательной комиссии (л.д. 170).

Решением избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» № 1/2 от 30 августа 2017 года утвержден протокол счетной комиссии «О результатах тайного голосования по избранию председателя избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район», на должность председателя избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» избрана ФИО2(л.д. 173).

Решением Совета муниципального района «Чернышевский район» № 268 от 25 июня 2021 года внесены изменения в решение Совета муниципального района «Чернышевский район» от 18 августа 2017 года № 81 «Об утверждении состава избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район».

Решением избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» № 5/15 от 25.06.2021, заместителем председателя избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» избрана ПТА (л.д. 175).

Решением Совета муниципального района «Чернышевский район» № 269 от 25 июня 2021 года на 19 сентября 2021 года назначены выборы Главы муниципального района «Чернышевский район».

Решением избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район»№ 28/6 от 02.08.2021 года создана рабочая группа для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей содержащихся в подписных листах, в состав которой вошли ДЕЕ, ЧЛН, ПТА, ФИО2, ЕНВ

Установлено, что решением избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» от 12 августа 2021 года, в регистрации ФИО1 выдвинутому в порядке самовыдвижения кандидатом на должность главы муниципального района «Чернышевский район» отказано. Указанное решение подписано секретарем избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» СЕА, председателем избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» ФИО2

Как следует из текста вышеуказанного решения, основаниями для отказа в регистрации ФИО1 послужили следующие:

- в заявлении кандидата ФИО1 не указан год окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность, а указана только дата получения диплома о профессиональном образовании, что относится к реквизитам документа об образовании и о квалификации, не указано место работы, а указана только занимаемая должность.

- согласно ведомости проверки подписных листов и итогового протокола о результатах проверки подписей избирателей, собранных в поддержку самовыдвижения ФИО1, установлено, что из 130 подписей избирателей, достоверными могут быть признаны только 116 подписей, недействительными – 14 подписей избирателей;

- все подписные листы кандидата ФИО1 изготовлены с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, в связи с чем, являются недействительными. В соответствии со ст. 59 Федерального закона № 67-ФЗ расчеты между кандидатом и юридическими лицами за выполнение работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке, за исключением случая, если избирательный фонд создан без открытия специального избирательного счета. ФИО1 оплата изготовления подписных листов произведена наличными денежными средствами, что следует из представленных ФИО1 документов (чек и квитанция к приходно-кассовому ордеру), в связи с чем, все подписные листы кандидата ФИО1 считаются изготовленными с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ;

- протокол об итогах сбора подписей кандидатом ФИО1 в машиночитаемом виде не представлен;

- документ установленной формы - протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность главы муниципального района «Чернышевский район» в составе документов, не представлен;

- в машиночитаемом виде первый финансовый отчет не представлен, в указанном финансовом отчете не указан адрес банка, учет поступления и расходования денежных средств избирательных фондов, копия договора банковского счета в представленных документах, учет поступления и расходования денежных средств избирательных фондов не представлены;

- во всех справках о предоставлении сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера, не указан адрес регистрации несовершеннолетнего ребенка ФИО1.

Установлено, что решением избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» «38/6 от 02.08.2021 г. создана рабочая группа для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей из 5 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса (ч.3 ст.49 Закона Забайкальского края № 385-ЗЗК), однако сведений о руководителе рабочей группы - члене соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса, данное решение не содержит (п.14 ст.49 Закона Забайкальского края № 385-ЗЗК).

Несмотря на это протокол об итогах сбора подписей избирателей от 09.08.2021 г., итоговый протокол проверки подписных листов, представленных кандидатом от 11.08.2021 г. от имени руководителя рабочей группы подписаны председателем избирательной комиссии ФИО2(л.д.130,133).

Копия итогового протокола вручена кандидату ФИО1 11 августа 2021 г. менее чем за двое суток до дня заседания избирательной комиссии (12 августа 2021 г.), на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата в нарушение п.14 ст.49 Закона Забайкальского края № 385-ЗЗК.

В нарушение п.6 ст.38 Федерального закона N 67-ФЗ ФИО1 не извещался о времени проверки подписей избирателей.

Пунктом 1.1 ст.38 Федерального закона N 67-ФЗ, положение, что при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов кандидат уведомляется избирательной комиссией не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает его об этом.

12 августа 2021 года было проведено заседание избирательной комиссии по решению вопроса о регистрации кандидата ФИО1, однако уведомление от 10 августа 2021 года о выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов вручено ФИО1 только 11 августа 2021 года. Кроме того данное уведомление содержит только указания на нарушения по первому финансовому отчету и отсутствие сведений о месте работы (впоследствии при принятии решения об отказе в регистрации были указаны и другие нарушения).

Указанные нарушения исполнения избирательной комиссией установленных действующим законодательством обязанностей препятствует надлежащей реализации ФИО1 предоставленных избирательных прав.

Что касается процедуры принятия решения избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» от 12 августа 2021 года которым отказано в регистрации ФИО1 выдвинутому в порядке самовыдвижения кандидатом на должность главы муниципального района «Чернышевский район», суд приходит к следующему.

В соответствии с п.13 ст.28 Федерального закона № 67-ФЗ решения комиссии о регистрации списков кандидатов принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Избирательная комиссия муниципального района «Чернышевский район» состоит из 8 членов с правом решающего голоса.

Согласно протокола заседания избирательной комиссии от 12.08.2021 г. с учетом решения от 24 августа 2021 г. о внесении изменений в протокол избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» и протокола заседания (в новой редакции) от 24.08.2021 г., установлено, что в заседании комиссии принимали участие 6 членов комиссии с правом решающего голоса.

За решение об отказе ФИО1 в регистрации на должность главы администрации муниципального района Чернышевский район проголосовало 4 члена комиссии, против - 0, воздержалось – 2.

От установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса (8), большинство голосов составляет 5. Из присутствующих 6 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, на заседании 4 члена избирательной комиссии проголосовали за отказ в регистрации кандидата, что составляет менее половины от установленного численного состава комиссии.

При таких обстоятельствах, решение избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» от 12 августа 2021 г. об отказе в регистрации ФИО1, выдвинутому в порядке самовыдвижения на должность главы муниципального района «Чернышевский район» подлежит отмене.

Доводы представителя административного ответчика Забелиной относительно того, что несмотря на устранение ФИО1 некоторых нарушений, выявленные нарушения повлекут аналогичное решение избирательной комиссии в связи с наличием многочисленных и существенных нарушений, суд отклоняет, поскольку несмотря на количество и характер установленных нарушений право на устранение их, в соответствии с действующим законодательством, ФИО1 должно было быть предоставлено.

В соответствии с ч.1 ст.244 КАС РФ, суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение незаконным, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.

Учитывая приведенное положение Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, принимая решение по настоящему административному делу, и учитывая, что избирательной комиссией была нарушена процедура принятия решения, считает необходимым возложить на избирательную комиссии муниципального района «Чернышевский район» обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации ФИО1 кандидатом на должность главы муниципального раайона «Чернышевский район».

При таких обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению в части.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 131 КАС РФ, суд,

р е ш и л:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение от 12 августа 2021 года избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края «Об отказе в регистрации ФИО1, выдвинутому в порядке самовыдвижения кандидатом на должность главы муниципального района «Чернышевский район».

Обязать избирательную комиссию муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края повторно рассмотреть вопрос о регистрации либо отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального района «Чернышевский район» ФИО1.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы, представления через Чернышевский районный суд в течение пяти дней со дня его принятия.

Председательствующий по делу: И.Л. Силяева

Решение в окончательной форме изготовлено 24 августа 2021 года.