ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3370/2016 от 06.07.2016 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело №2а-3370/2016.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июля 2016 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Тумуровой А.А., при секретаре судебного заседания Цыдыповой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Улан-Удэ о признании частично не действующим Порядка оказания гражданам разовой материальной помощи, предоставляемой за счет средств резервного фонда финансирования непредвиденных расходов Администрации г.Улан-Удэ, утвержденного Постановлением Администрации г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ года №..., возложении обязанности опубликовать сообщение о состоявшемся решении,

установил:

заместитель прокурора Республики Бурятия обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Улан-Удэ о признании абз.2 п.4, абз.4, 8 п.5, пп. «б» п.8 Порядка оказания гражданам разовой материальной помощи, предоставляемой за счет резервного фонда финансирования непредвиденных расходов Администрации г.Улан-Удэ, утвержденного постановлением Администрации г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ..., не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не действующими со дня принятия судебного решения, возложении обязанности опубликовать сообщение о состоявшемся решении.

В обоснование указано, что постановлением Администрации г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ... приняты дополнительные расходные обязательства по оказанию мер социальной поддержки гражданам, жилое помещение которых пострадало от пожара или чрезвычайной ситуации, природного или техногенного характера и утратившими имущество первой необходимости. В силу ст.15 Конституции РФ реализация указанных правомочий должна осуществляться с соблюдением всех норм и правовых принципов, закрепленных в действующем законодательстве. В соответствии с абз.2 п.4, абз.4 п.5 постановления условием оказания гражданам разовой материальной помощи, предоставляемой за счет средств Резервного фонда финансирования непредвиденных расходов Администрации г.Улан-Удэ, определен факт регистрации по месту жительства в жилом помещении, в котором произошел пожар, чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера. Согласно пп. «б» п.8 постановления предоставление справки о регистрации предусмотрено в качестве основания для отказа в оказании разовой материальной помощи гражданину. В силу ч.1 ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В соответствии с ч.2 ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 02.02.1998 года №4-П указал, что регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей. По смыслу приведенных норм федерального законодательства в их взаимосвязи, регистрация служить лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации не может являться основанием ограничения или условием реализации прав граждан и не исключает возможность установления места проживания гражданина на основе других доказательств. В соответствии с ч.2 ст.19 Конституции РФ установление неравных правовых возможностей в зависимости от регистрации по месту жительства запрещено. Согласно позиции Верховного суда РФ введение подобного ограничения является дискриминацией по признаку места жительства.

Статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" профилактика коррупции осуществляется путем применения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Абзацем 8 п.5 постановления предусмотрено, что для рассмотрения и принятия решения об оказании разовой материальной помощи граждане предоставляют в администрацию района по месту жительства письменное согласие членов семьи о выплате материальной помощи заявителю. Между тем, в силу п.3 постановления разовая материальная помощь оказывается гражданам в семьях, среднедушевой доход которых за последние шесть месяцев не превышает величину прожиточного минимума на каждого члена семьи, установленную в Республике Бурятия. Из анализа указанных норм неясно, предоставляется ли материальная помощь на каждого члена семьи или на семью в целом, что в силу пп.«в» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96, является антикоррупциогенным фактором – необоснованное установление исключений из общего порядка. Отказ в предоставлении материальной помощи при отсутствии письменного согласия членов семьи о выплате материальной помощи является предъявлением завышенных требований к лицу для реализации принадлежащего права, что в соответствии с пп. «а» п.4 Методики является коррупциогенным фактором.

В судебном заседании представитель прокурора по доверенности Базарова Э.С. просила иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснила, что приняв вышеуказанное постановление, ответчик добровольно к вопросам местного значения отнес оказание мер поддержки гражданам, жилое помещение которых пострадало от пожара или чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера и утратившим имущество первой необходимости. С учетом этого оспариваемый нормативный правовой акт должен соответствовать Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, в том числе Закону РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Несоответствие отдельных положений Порядка нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, послужило поводом для обращения прокурора в суд. Возражения ответчика о том, что абз.8 п.5 имеет однозначное толкование, направлен на снижение административного барьера и не содержит коррупциогенных факторов несостоятельны. Согласно п.3 Порядка разовая материальная помощь оказывается гражданам в семьях, среднедушевой доход которых за последние шесть месяцев не превышает величину прожиточного минимума на каждого члена семьи, установленную в Республике Бурятия. В соответствии с п.13 Порядка после поступления средств администрация района в течение двух рабочих дней производит перечисление средств на счет гражданина. В то же время абз.8 п.5 Порядка предусмотрено, что для рассмотрения и принятия решения об оказании разовой материальной помощи граждане предоставляют в администрацию района по месту жительства письменное согласие членов семьи о выплате материальной помощи заявителю. Из анализа данных положений неясно, предоставляется ли материальная помощь на каждого члена семьи или на семью в целом, что в силу пп.«в» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является коррупциогенным фактором – выборочное изменение объема прав, предусматривающее возможность необоснованного установления исключений из общего порядка. Отказ в предоставлении материальной помощи при отсутствии письменного согласия членов семьи о выплате материальной помощи является предъявлением завышенных требований к лицу для реализации принадлежащего права, что в соответствии с пп. «а» п.4 Методики является коррупциогенным фактором.

Представитель прокурора по доверенности Осипова А.М. просила исковые требования удовлетворить, пояснив, что в установлении требования о регистрации граждан по месту жительства усматривается дискриминационный подход по признаку места жительства. Приняв на себя дополнительные обязательства, орган местного самоуправления не вправе произвольно ограничивать граждан в праве на получение разовой материальной помощи.

Представитель ответчика Администрации г.Улан-Удэ по доверенности Басаева А.В. возражала против удовлетворения иска. В письменных возражениях, ссылалась на то, что в соответствии со ст.12 Конституции РФ признается и гарантируется самостоятельное в пределах своих полномочий местное самоуправление. В порядке реализации указанных правомочий Администрацией г.Улан-Удэ принято постановление ... «Об утверждении Порядка оказания гражданам разовой материальной помощи». Настоящий Порядок разработан в соответствии с Положением о резервном фонде финансирования непредвиденных расходов Администрации г.Улан-Удэ, утвержденным постановлением Администрации г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ.... Разовая материальная помощь оказывается за счет средств резервного фонда финансирования непредвиденных расходов Администрации г.Улан-Удэ гражданам, жилое помещение которых пострадало от пожара или чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и утратившим имущество первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации или техногенного характера. Оказание разовой материальной помощи производится через администрации районов г. Улан-Удэ следующим категориям граждан: гражданам в семьях, среднедушевой доход которых за последние шесть месяцев не превышает величину прожиточного минимума на каждого члена семьи, установленную в Республике Бурятия; одиноко проживающим пенсионерам и инвалидам независимо от дохода. Разовая материальная помощь гражданам оказывается при соблюдении следующих условий: на момент пожара, чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера гражданин должен быть зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, в котором произошел пожар, чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера; обращение с просьбой оказать разовую материальную помощь должно поступить в администрацию соответствующего района г. Улан-Удэ не позднее года с момента пожара, чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера. Для рассмотрения и принятия решения об оказании разовой материальной помощи граждане представляют в администрацию района по месту жительства следующие документы: заявление гражданина об оказании разовой материальной помощи; копию документа, удостоверяющего личность гражданина; справку с места жительства; справку о среднедушевом доходе семьи и одиноко проживающего гражданина, выданную органом социальной защиты населения; одиноко проживающие пенсионеры и инвалиды предоставляют пенсионное удостоверение, справку об инвалидности; копию сберегательной книжки либо договора банковского счета; письменное согласие членов семьи о выплате материальной помощи заявителю; справку уполномоченного органа о пожаре, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или постановление о возбуждении уголовного дела; справку уполномоченного органа о чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера. В соответствии с ч.2 ст.16.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ органы местного самоуправления вправе решать вопросы, не отнесенные к их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет собственных доходов местных бюджетов. Ни одним федеральным законом, законом Республики Бурятия не установлена обязанность органов местного самоуправления оказывать дополнительные меры социальной поддержки гражданам, пострадавших от чрезвычайных ситуаций. В связи с чем издание постановления от ДД.ММ.ГГГГ... обусловлено не обязанностью органов местного самоуправления, установленной законом, а правом и данное решение относится к вопросам местного значения. Соответственно, принимая решение об оказании разовой материальной помощи, орган местного самоуправления свободен в определении категории граждан, которые имеют право на получение помощи. Оказание гражданам разовой материальной помощи в рамках постановления от ДД.ММ.ГГГГ... является добровольным обязательством по поддержке жителей города Улан-Удэ, пострадавших от пожара, чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, вынесено в пределах своей компетенции. В случае, если принятие муниципального правового акта было обусловлено обязанностью органов местного самоуправления, и право на получение такой материальной помощи было установлено федеральным законом либо законом Республики Бурятия, действительно, подлежала бы применению ч.2 ст.3 Закона РФ №5242-1. Однако, право граждан на получение материальной помощи установлено муниципальным правовым актом, в связи с чем ч.2 ст.3 Закона РФ №5242-1 не может быть применена и доводы истца о признании постановления частично не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, являются необоснованными, поскольку федеральное и региональное законодательство не содержит запрета на установление муниципальными правовыми актами условий для реализации прав граждан в виде представления подтверждения регистрации по месту жительства.

Ссылки на ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и ч.2 ст.1 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" не могут быть приняты во внимание, т.к. постановление ... имеет однозначное толкование, коррупциогенные факторы в нем отсутствуют. Постановление четко регламентирует порядок оказания разовой материальной помощи. Пунктом 3 постановления предусмотрено, что оказание разовой материальной помощи производится гражданам в семьях, среднедушевой доход которых за последние шесть месяцев не превышает величину прожиточного минимума на каждого члена семьи, установленную в Республике Бурятия. Данная норма не имеет неопределенного толкования, напротив, четко указывает на право всех членов семьи на получение материальной помощи. Абзац 8 п.5 не противоречит п.3 постановления. Напротив, указанная норма направлена на упрощение процедуры, т.к. для получения материальной помощи на всех членов семьи обращается лишь один заявитель с пакетом документов и прилагает письменное согласие остальных членов семьи на получение заявителем материальной помощи на всю семью. В противном случае каждый член семьи был бы вынужден готовить пакет документов и обращаться с заявлением о получении материальной помощи в орган местного самоуправления, что явилось бы излишним административным барьером и усложнило бы процедуру получения меры поддержки для граждан, пострадавших в результате пожара.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Постановлением Администрации г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ... утвержден Порядок оказания гражданам разовой материальной помощи, предоставляемой за счет резервного фонда финансирования непредвиденных расходов Администрации г.Улан-Удэ (далее – Порядок). Постановление подписано и.о. мэра г.Улан-Удэ и опубликовано в "Правда Бурятии - Неделя", N 48, 24.11.2011.

В силу ч.1 ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии с ч.2 ст.19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В соответствии с ч.2 ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абз.2 п.4, абз.4 п.5 Порядка разовая материальная помощь, предоставляемая за счет средств Резервного фонда финансирования непредвиденных расходов Администрации г.Улан-Удэ, оказывается только гражданами, зарегистрированным по месту жительства в жилом помещении, в котором произошел пожар, чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера при условии предоставления справки с места жительства.

Согласно пп.«б» п.8 Порядка отсутствие регистрации по месту жительства в таком жилом помещении лишает гражданина права на получение разовой материальной помощи.

Таким образом, данные нормы ставят возможность реализации гражданами права на получение материальной помощи в зависимости от наличия регистрации по месту жительства. Граждане, не зарегистрированные, но фактически проживающие в жилом помещении, в котором произошел пожар, чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, ограничены в праве на получение разовой материальной помощи.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что абз.2 п.4, абз.4 п.5 и пп.«б» п.8 Порядка противоречат Конституции РФ.

В силу ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Возражения о том, что принимая решение об оказании разовой материальной помощи, орган местного самоуправления свободен в определении категории граждан, которые имеют право на получение помощи, противоречат Конституции РФ и ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" профилактика коррупции осуществляется путем применения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Согласно пп.«в» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №963, коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).

Абзацем 8 п.5 Порядка предусмотрено, что для рассмотрения и принятия решения об оказании разовой материальной помощи граждане предоставляют в администрацию района по месту жительства письменное согласие членов семьи о выплате материальной помощи заявителю.

При этом согласно п.3 Порядка разовая материальная помощь оказывается гражданам в семьях, среднедушевой доход которых за последние шесть месяцев не превышает величину прожиточного минимума на каждого члена семьи, установленную в Республике Бурятия.

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами истца о наличии антикоррупциогенного фактора, в связи с необоснованным установлением исключений из общего порядка, поскольку из содержания приведенных норм права неясно, предоставляется ли материальная помощь на каждого члена семьи или на семью в целом.

На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и наличии оснований для их удовлетворения.

В обоснование исковых требований также указано, что отказ в предоставлении материальной помощи при отсутствии письменного согласия членов семьи о выплате материальной помощи является предъявлением завышенных требований к лицу для реализации принадлежащего права, что в соответствии с пп.«а» п.4 Методики является коррупциогенным фактором.

Вместе с тем, истцом не указано, каким нормативным актом установлен перечень документов, которому противоречит данный пункт, предусматривающий, по мнению прокурора, предоставление дополнительных документов.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 КАС РФ,

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Бурятия к Администрации г.Улан-Удэ удовлетворить.

Признать абз.2 п.4, абз.4, 8 п.5, пп. «б» п.8 Порядка оказания гражданам разовой материальной помощи, предоставляемой за счет средств резервного фонда финансирования непредвиденных расходов Администрации г.Улан-Удэ, утвержденного Постановлением Администрации г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ..., не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию г.Улан-Удэ опубликовать сообщение о принятии решения суда в муниципальном вестнике города «Улан-Удэ» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья: А.А. Тумурова