Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации | ||||
Центральный районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Стебиховой М.В.,
при секретаре Копцевой Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, ООО «Венчурное инвестирование» ООО «Главный универсальный магазин» к мэрии <адрес> о признании постановления незаконным,
у с т а н о в и л:
ООО «Венчурное инвестирование» обратилось в суд с иском, в котором просило признать постановление мэрии <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О проекте планировки территории, ограниченной <адрес>, полосой отвода Западно-Сибирской железной дороги, перспективной городской магистралью непрерывного движения, руслом реки Тулы, в Кировском и <адрес>х» недействующим в части прохождения красных линий и установления территориальной зоны улично-дорожной сети в пределах земельного участка общей площадью 4348 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пл.. с кадастровым номером. 162/1000 доли в котором принадлежит административному истцу.
ООО «Главный Универсальный Магазин» обратилось в суд с иском, в котором просило признать постановление мэрии <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О проекте планировки территории, ограниченной <адрес>, полосой отвода Западно-Сибирской железной дороги, перспективной городской магистралью непрерывного движения, руслом реки Тулы, в Кировском и <адрес>х» недействующим в части прохождения красных линий и установления территориальной зоны улично-дорожной сети в пределах земельного участка общей площадью 4348 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пл.. с кадастровым номером. 828/1000 доли в котором принадлежит административному истцу.
В обоснование иска административные истцы указали, что земельный участок. принадлежит на праве общей долевой собственности ООО «ГУМ» и ООО «Венчурное инвестирование», указанный земельный участок расположен в общественно-деловой зоне. После принятия оспариваемого постановления участок оказался рассеченным красными линиями, ограничивающими большую часть принадлежащего заявителям участка. Более 80% участка вместо ранее указанной общественно-деловой зоны отнесено к функциональной зоне территорий общего пользования - зона улично-дорожной сети. Таким образом, в нарушение норм Градостроительного кодекса РФ один земельный участок относится к разным территориальным зонам. По мнению административных истцов, оспариваемое постановление не соответствует требованиям градостроительного законодательства, генеральному плану и правилам землепользования и застройки <адрес>; проект планировки нарушает принцип единства территориальной зоны применительно к земельному участку., нарушает права и законные интересы административных истцов, незаконно ограничивая правомочия собственника; публичные слушания проведены без участия правообладателей земельного участка.
Заместитель прокурора <адрес>Стасюлис И.В. обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил признать постановление мэрии <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О проекте планировки территории, ограниченной <адрес>, полосой отвода Западно-Сибирской железной дороги, перспективной городской магистралью непрерывного движения, руслом реки Тулы, в Кировском и <адрес>х» недействующим в части установления для земельного участка с кадастровым номером. зоны улично-дорожной сети и утверждения проектных красных линий между земельными участками с кадастровыми номерами. и. по границам земельных участков. и..
В обоснование иска указывает, что прокуратурой города проведена проверка исполнения мэрией <адрес> градостроительного законодательства при утверждении постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проекте планировки территории, ограниченной <адрес>, полосой отвода Западно-Сибирской железной дороги, перспективной городской магистралью непрерывного движения, руслом реки Тулы, в Кировском и <адрес>х». Генеральным планом, утвержденным решением С. Д.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, территория с земельным участком. определена как функциональная общественно-деловая зона. В соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес>, утв. решением С. Д.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ земельный участок. расположен в подзоне специализированной средне- и многоэтажной общественной застройки, что соответствует определенной Генеральным планом функциональной общественно-деловой зоне. Вместе с тем, Проектом планировки территории для земельного участка определена зона улично-дорожной сети для организации благоустройства и развития транспортного узла, в том числе метрополитена, что противоречит установленным для земельного участка функциональной и территориальной зонам. Генеральным планом на территории, включающей указанный земельный участок, предусмотрено развитие общественно-деловой зоны. В установленном законом порядке изменения в Генеральный план и Правила до утверждения Проекта планировки территории не вносились. При этом, какими-либо программами комплексного развития транспортной инфраструктуры не предусмотрено мероприятий по развитию метрополитена на территории, включающей земельный участок. На территории города действует утвержденная решением С. Д.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры на 2018-2030 годы. Пунктом 2.2.4 Программы предусмотрено строительство участка Ленинской линии метрополитена от станции метро «Площадь Маркса» до станции метро «Площадь Станиславского». В связи с планируемым строительством указанной линии метрополитена пунктом ДД.ММ.ГГГГ Программы предусмотрено строительство западной части подземного пешеходного перехода станции метро «Площадь Маркса». Предусмотренные Программой мероприятия затрагивают территорию, расположенную к западу от <адрес>, вместе с тем, земельный участок находится к востоку от указанной улицы. Таким образом, Проект планировки территории в части, предусматривающей отнесение земельного участка к зоне улично-дорожной сети для организации благоустройства и развития транспортного узла, в том числе, метрополитена, и установления красных линий, противоречит требованиям ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ. Указывает, что нарушен порядок утверждения Проекта планировки территории, отв. С. Д.<адрес>решением от ДД.ММ.ГГГГ№. Прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ мэру внесено представление в связи с допущенными нарушениями градостроительного законодательства при издании постановления, в удовлетворении требований прокурора было отказано.
Определениями суда указанные административные иски объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Заместитель прокурора г. Новосибирска С.И.В., представители ООО «ГУМ» А.М.С., У.О.С., представитель ООО «Венчурное инвестирование» Г.Ж.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, дали пояснения, предоставили письменные пояснения на возражения стороны административного ответчика.
Представители административного ответчика мэрии г. Новосибирска М.М.П., Н. А.Ю. в судебном заседании исковые требования не признали, предоставили письменные возражения на иск.
Представитель заинтересованного лица – МУП «УЗСПТС» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 названной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим.
Судебным разбирательством установлено, что земельный участок с кадастровым номером. площадью 4348 кв.м. принадлежит на праве общей долевой собственности ООО «ГУМ» - 838/1000 доли и ООО «Венчурное инвестирование» - 162/1000 доли (Т. 4 л.д. 18-21).
Постановлением мэрии <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О проекте планировки территории, ограниченной <адрес>, полосой отвода Западно-Сибирской железной дороги, перспективной городской магистралью непрерывного движения, руслом реки Тулы, в Кировском и <адрес>х» утвержден проект планировки, которым определены красные линии, проходящие, в том числе, по принадлежащему административным истцам ООО «ГУМ» и ООО «Венчурное инвестирование» земельному участку., с отнесением его части к территориальной зоне улично-дорожной сети.
Из пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что под градостроительной деятельностью, к субъектам которой отнесены органы местного самоуправления городских округов, выступающие от имени муниципальных образований, понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному Кодексу.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, органам местного самоуправления городских округов, к числу которых относится и мэрия <адрес>, предоставлено право на осуществление в рамках их полномочий от имени и в интересах муниципальных образований деятельности по развитию своих территорий, осуществляемой, в том числе, в виде планировки территории путем утверждения подготовленных на основании генерального плана <адрес> проектов планировки территории.
Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (часть 4).
Статьями 42 и 43 Градостроительного кодекса РФ установлены требованиям к составу и содержанию проектов планировки территории и проекту межевания территории.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется, в частности, для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (пункт 1), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2).
Согласно части 13 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 названного Кодекса.
Решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории и подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (части 1 и 2 статьи 46).
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (часть 3 статьи 46).
В соответствии с частью 5 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с названным Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 6 статьи 46).
Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 9 статьи 46).
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 части 2 статьи 42 Устава <адрес> (принят решением городского С. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ№), установлено, что в целях решения вопросов местного значения в области управления муниципальной собственностью <адрес> мэрия <адрес> принимает решения о резервировании земель и изъятии земельных участков в границах <адрес> для муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением С. Д.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории <адрес>, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, принимается мэрией <адрес> по собственной инициативе либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, принятие мэрией <адрес>решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Правил землепользования и застройки <адрес>, документация по планировке территории до ее утверждения Мэром <адрес> подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, которые проводятся в порядке статьи 16 названных Правил.
Порядок опубликования документации по планировке территории регламентирован частью 16 статьи 45, частью 14 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ.
Документация по планировке территории, утверждаемая соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления, направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения (часть 16 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ).
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 14 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ).
Порядок проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов установлен статьей 28 Градостроительного кодекса РФ.
Так, указанной статьей установлено, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 2).
В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению (часть 5). Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 6). Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 7).
Согласно статьи 16 Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1288 публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в Бюллетене органов местного самоуправления <адрес> и размещается на официальном сайте <адрес> в сети "Интернет" (часть 5). При этом, срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей <адрес> о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения по результатам слушаний не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 6)
Оценивая представленные административным ответчиком доказательства, суд приходит к выводу, что при принятии нормативно-правового акта вышеуказанные требования норм права были административным ответчиком соблюдены.
Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено решение о подготовке оспариваемого проекта планировки, которое опубликовано в Бюллетене органов местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, а также на сайте мэрии <адрес>.
В соответствии с Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении публичных слушаний по проекту постановления мэрии <адрес> «О проекте планировки территории, ограниченной <адрес>, полосой отвода Западно-Сибирской железной дороги, перспективной городской магистралью непрерывного движения, руслом реки Тулы, в Кировском и <адрес>х» (опубликованном в Бюллетене органов местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ и размещено на сайте <адрес>) были назначены публичные слушания, проведение которых было намечено на ДД.ММ.ГГГГ в 16-00 в каб. 320 по <адрес> проспект, 50 <адрес>.
Оповещение о начале публичных слушаний было опубликовано в Бюллетене органов местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно протоколу публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, а также согласно заключению по результатам публичных слушаний, опубликованному в Бюллетене органов местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ№, на сайте мэрии <адрес>, данные слушания признаны состоявшимися, проект постановления получил положительную оценку и рекомендован к утверждению.
Поскольку со дня оповещения о начале публичных слушаний (ДД.ММ.ГГГГ) до дня опубликования заключения (ДД.ММ.ГГГГ) прошло не менее 1 и не большее 3 месяцев, срок проведения публичных слушаний является соблюденным.
При этом, вопреки доводам административных исков, Бюллетень органов местного самоуправления является периодическим печатным изданием в соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «2124-1 «О средствах массовой информации», а также в соответствии с ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об источнике официального опубликования муниципальных правовых актов <адрес>».
Между тем, принятое постановление в его оспариваемой части является незаконным ввиду несоответствия действующему градостроительному, земельному законодательству, а также Генеральному плану <адрес> в части прохождения красных линий по спорному земельному участку с изменением территориального зонирования части земельного участка, по следующим основаниям.
Статьей 42 Градостроительного кодекса предусмотрено, что основная часть проекта планировки территории включает в себя чертежи, на которых, в том числе, отображаются красные линии.
Согласно части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса на чертежах межевания территории отображаются, в том числе, красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории. Также на чертежах межевания могут отображаться красные линии, устанавливаемые, утверждаемые или изменяемые непосредственно проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса (при условии, что такое установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования)
Из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
В соответствии с п. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальное образование <адрес> наделено статусом городского округа (статья <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 200-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований <адрес>").
Генеральный план <адрес> утвержден решением С. Д.<адрес>ДД.ММ.ГГГГ№.
Из Приложения к Генеральному плану следует и сторонами не оспаривалось, что земельный участок. по территориальному зонированию относится к общественно-деловой зоне (ОД), которая в Приложении № к Генеральному плану <адрес> обозначена красным цветом (Т. 4 л.д. 50,51).
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 35 Устава <адрес> утверждение Правил землепользования и застройки относится к полномочиям С. Д.<адрес>.
Правила землепользования и застройки <адрес> утверждены решением С. Д.<адрес>ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно данным Правилам, земельный участок 54:35:064242:247 расположен в специализированной подзоне средне- и многоэтажной общественной застройки.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Согласно ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
Как следует из оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ, наложение красных линий на земельный участок. сопряжено с изменением функционального зонирования части земельного участка, отделенного красными линиями, с общественно-деловой (ОД) на зону транспортной инфраструктуры.
Между тем, отнесение части спорного земельного участка к зоне транспортной инфраструктуры противоречит приведенным нормам федерального законодательства, поскольку осуществлено без учета Генерального плана <адрес>, согласно которому названный земельный участок расположен в функциональной зоне общественно-делового использования, а также без учета императивной нормы о принадлежности одного земельного участка к одной территориальной зоне, что нарушает принцип единства территориальной зоны земельного участка.
В силу подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Таким образом, наложен запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, ограниченных в обороте.
Исключительные случаи в силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ о возможности предоставления в частную собственность земельных участков, ограниченных в обороте, должны быть определены законом.
Между тем, в Земельном кодексе РФ, ином федеральном законе отсутствуют указания на возможность предоставления в собственность земельных участков, предоставленных для нужд организаций транспорта, тогда как изменение функционального зонирования спорного земельного участка на зону транспортной инфраструктуры нарушает императивную норму о запрете нахождения такой категории земель в частной собственности у административных истцов.
Доводы стороны ответчика о том, что в границах рассматриваемой территории оспариваемым постановлением принято проектное решение, связанное с увеличением территории общего пользования, обусловленное строительством Кировской линии метрополитена, технико-экономическое обоснование строительства которой утверждено приказом министерства строительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, а для обеспечения строительства участков линий мелкого заложения необходимо предусматривать технические зоны шириной не менее 40 м, возведение зданий в технической зоне до окончания строительства сооружений метрополитена не допускается, суд отклоняет как необоснованные, не подтвержденные доказательствами.
Согласно ответа МУП «УЗСПТС», размещение застройщиком ООО «ГУМ» объекта капитального строительства на спорном земельном участке не нарушает условий охранных и технических зон метро, установленных в соответствии с действующими и планируемыми к строительству объектам метро (Т. 4 л.д. 54-55).
Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, принятому по спору между ООО «ГУМ» и мэрией <адрес> о признании незаконным решения по утверждению градостроительного плана земельного участка, содержащегося в п. 1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, обязании утвердить градостроительный план земельного участка, соответствующий требованиям ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ, которым требования были удовлетворены, признано недействительным постановление мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении градостроительного плана земельного участка на площади им. К. Маркса в <адрес> и присвоении адреса земельному участку», суд обязал мэрию <адрес> устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ГУМ» путем рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ, подготовки и выдачи градостроительного плана, соответствующего требованиям градостроительного законодательства (Т. 4 л.д. 56-61).
Указанным решением суда установлено, что нахождение земельного участка в зоне метрополитена не свидетельствует о запрете деятельности по капитальному строительству, а лишь налагает на застройщика определенные ограничения, в частности, проведение строительных работ в этом случае допускается по согласованию с организациями, проектирующими и эксплуатирующими метрополитен.
Кроме того, как верно указывает сторона административного истца, довод ответчика об изменении функционального зонирования спорного земельного участка для обеспечения строительства станции «Гвардейская» Кировской линии метрополитена со ссылкой на решение Горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, является несостоятельным ввиду того, что указанные нормативно-правовые акты утратили свою силу в соответствии с постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Не является основанием для отказа в административном иске ссылка мэрии <адрес> на то обстоятельство, что в соответствии с Приложениями №,16,17,18,19 к Генеральному плану <адрес>, на территории, включающей земельный участок, проектируется строительство Кировской линии метрополитена, а также предусмотрены планировочные оси и узлы, транспортный узел, проектируемые линии метро, а также проектирование трамвайных путей.
Из ответа начальника ДТиДБК мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при строительстве станции метрополитена «Площадь Маркса» уже выполнено сооружение части конструкции пересадочного узла на станцию перспективной «Кировской линии»; в соответствии с установленной очередностью реализации мероприятий ПКРТИ выполнение пункта 2.2.4 «Строительство участка Ленинской линии метрополитена от станции метрополитена «Площадь Маркса» до станции метрополитена «Площадь Станиславского» будет осуществляться после строительства станции «Спортивная», продления Дзержинской линии со строительством станций «Гусинобродская», «Молодежная» и электродепо «Волочаевское», сроки начала реализации данного проекта не определены; в рамках выполнения пункта 2.3.1 «Реконструкция трамвайной линии» в настоящее время по всей длине трамвайных путей по <адрес> выполнено обособление дорожной разметкой 1.2 от потока автомобильного транспорта с установкой над трамвайным полотном дорожного знака 3.1. В дальнейшем при реконструкции пл. ФИО2 в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предусматривается обособление трамвайных путей бордюрным камнем и капитальный ремонт трамвайных путей (Т. 2 л.д. 124).
Таким образом, перенос трамвайных путей с созданием какого-либо транспортного узла для них в границах спорного земельного участка ничем не подтверждено, представитель ответчика в судебном заседании также не смог указать в каком месте спорного земельного участка и какой транспортный узел с трамвайными путями планируется, учитывая, что в настоящее время в районе <адрес> имеется транспортный узел с трамвайными путями, а продление трамвайных путей до площади Маркса в районе расположения спорного земельного участка не предусмотрено ни одним нормативно-правовым актом, а также Программой развития.
Так, указанная Программа развития на 2018-2030 годы, не предусматривает перенос трамвайного кольца, существующего в настоящее время на перекрестке улиц Титова, Блюхера и ФИО3, на земельный участок перед Главным универсальным магазином.
Суд также отклоняет ссылку административного ответчика о том, что Программой комплексного развития транспортной инфраструктуры <адрес> нам 2018-2030 годы, предусмотрено строительство западной части подземного пешеходного перехода станции метро «Площадь Маркса».
Из схемы земельных участков следует, что указанные мероприятия запланированы на территории, расположенной к западу от ориентира – <адрес>, тогда как спорный земельный участок расположен к востоку от данного ориентира.
Прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения мэрией <адрес> градостроительного законодательства при утверждении оспариваемого постановления, по результатам которой, ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> в адрес мэра <адрес> было внесено представление об устранении нарушения требований (Т. 2 л.д. 53-56), которое удовлетворено не было (Т. 2 л.д. 37-39).
На основании вышеизложенных норм права, а также представленных сторонами доказательств, в судебном заседании бесспорно установлено, что при принятии оспариваемого постановления в части наложения красных линий на земельный участок, принадлежащий на праве общей долевой собственности ООО «ГУМ» и ООО «Венчурное инвестирование», а также в части изменения функционального зонирования части земельного участка, отделенного красными линиями, не были учтены ни существующее землепользование, ни планируемое развитие территории, ни права и законные интересы владельцев земельного участка, что является основанием для признания оспариваемого постановления недействующим в данной части.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений - об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, ООО «Венчурное инвестирование» ООО «Главный универсальный магазин» - удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления в силу настоящего решения постановление мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проекте планировки территории, ограниченной <адрес>, полосой отвода Западно-Сибирской железной дороги, перспективной городской магистралью непрерывного движения, руслом реки Тулы, в Кировском и <адрес>х» в части установления красных линий для земельного участка с кадастровым номером., расположенного по адресу: <адрес>,. и в части отнесения указанного земельного участка к зоне улично-дорожной сети.
Обязать Мэрию <адрес> опубликовать сообщение о данном решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший настоящее решение.
Судья Стебихова М.В.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.