ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3376/2018 от 20.06.2018 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-3376/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Олейникова А.В.,

при секретаре Полубояровой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июня 2018 года в Волгограде административное дело по иску прокурора Дзержинского района г. Волгограда в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации

установил:

прокурор Дзержинского района г. Волгограда обратился в суд с названным административным иском, указав, что в ходе проведенного мониторинга (проверки), в социальной сети Интернет выявлены сайты: ...; ...; ...; ..., на которых содержится информация о розничной и оптовой продаже алкогольной продукции дистанционным способом, имеется возможность оформить заказ. Вход на данные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно. На вышеуказанных Интернет-адресах фактически осуществляется розничная продажа алкогольной продукции дистанционным способом, в том числе с 23 часов до 8 часов неограниченному кругу лиц. При данном дистанционном способе реализации алкогольной продукции невозможно установить возраст покупателя, что в свою очередь, затрудняет контроль за соблюдением действующего законодательства в части продажи алкогольной продукции несовершеннолетним. Заключая договор купли-продажи товаров дистанционным способом, продавец не может убедиться в достижении покупателем совершеннолетия. Таким образом, предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей информацию, за распространение которой законодателем предусмотрена уголовная и административная ответственность, а именно продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе несовершеннолетним, фактически является распространением запрещенной информации.

Просил суд признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайтах: ...; ...; ...; ... запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Определением суда от 20.06.2018 принят отказ прокурора Дзержинского района г. Волгограда в части требований о признании информацию, содержащейся в информационнотелекоммуникационной сети Интернет на сайтах: ...; ...; ... запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Прокурор Дзержинского района г. Волгограда в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором против удовлетворения требований не возражал.

Так как в судебное заседание участвующие в деле лица не явились, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, на основании ч.7 ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Суд, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Государство, в соответствии с ч.1 ст.34 Конституции РФ, гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, если таковая не запрещена законом.

Пунктами 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно п.5 ст. 15 указанного Закона, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Как следует из акта проверки от 07.05.2018, на сайте в сети Интернет ... размещена информация о розничной и оптовой продаже алкогольной продукции дистанционным способом, имеется возможность оформить заказ.

Вход на данный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно.

Согласно п. 3 ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности купли-продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами.

Статьей 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В соответствии с п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 Письма Роспотребнадзора от 12.10.2007 № 0100/10281-07-32 «О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом» установлено, что ограничения, введенные данным подпунктом Правил, также распространяются в целом и на продажу алкогольной продукции, а также иных товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Проведенная прокурором проверка показала, что на вышеуказанной Интернет-странице фактически осуществляется розничная продажа алкогольной продукции дистанционным способом, в том числе с 23 часов до 8 часов неограниченному кругу лиц.

Кроме того, при данном дистанционном способе реализации алкогольной продукции невозможно установить возраст покупателя, что в свою очередь, затрудняет контроль за соблюдением действующего законодательства в части продажи алкогольной продукции несовершеннолетним.

Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя.

Заключая договор купли-продажи товаров дистанционным способом, продавец не может убедиться в достижении покупателем совершеннолетия.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей относится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

Статьей 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Статьей 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния (часть 2.1), за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (часть 3).

Статьей 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции.

Таким образом, предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей информацию, за распространение которой законодателем предусмотрена уголовная и административная ответственность, а именно продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе несовершеннолетним, является распространением запрещенной информации.

Соответственно, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе несовершеннолетним).

В силу ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно ч. 5 указанной статьи ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к основаниям для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, среди прочего относится и вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Информация, указанная на сайте ..., провоцирует граждан на незаконное приобретение алкогольной продукции дистанционным способом. Также сведения, размещенные на указанном интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения алкогольной продукции дистанционным способом, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения.

При таких обстоятельствах, суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора Дзержинского района г. Волгограда о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Согласно п.п.1,4, 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет следующие полномочия: создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Поскольку правовым последствием удовлетворения административного иска является возникновение у Роскомнадзора обязанности по внесению сведений в реестр, данный орган обосновано привлечен в качестве надлежащего ответчика по данному делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181, 218 – 228 КАС РФ, суд

решил:

требования прокурора Дзержинского района г. Волгограда в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет, расположенную на сайте ... информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья А.В. Олейников