ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-337/20 от 02.10.2020 Чурапчинского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-337/2020 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 октября 2020 года село Чурапча

Чурапчинский районный суд Республики Саха (Якутия), в составе председательствующего судьи Матвеева Г.Г. единолично,

при секретаре Платоновой Л.Г.,

с участием административного истца исполняющего обязанности прокурора Чурапчинского района РС(Я) Черкашина И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Чурапчинского района Черкашина И.Г. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Арылахский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по утверждению положения о порядке проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ и проведению оценки эффективности реализации муниципальных программ, и возложении обязанности принять положение и провести оценку,

У С Т А Н О В И Л :

Заместитель прокурора Чурапчинского района Черкашин И.Г. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации МО «Арылахский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по утверждению положения о порядке проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ и проведению оценки эффективности реализации муниципальных программ, и возложении обязанности на ответчика в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда принять положение о порядке проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ, провести оценку эффективности реализации муниципальных программ. В обоснование административного иска указывается, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований Чурапчинского улуса (района) РС(Я) бюджетного законодательства при реализации муниципальных целевых программ, по результатам которой установлено, что на территории МО «Арылахский наслег» реализуются муниципальные программы: «Комплексное развитие сельских территорий на 2020-2025 годы», «Развитие предпринимательства на 2018-2022 годы», «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории наслега на 2019-2023 годы», «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в наслеге на 2019-2023 годы», «Развитие сельского хозяйства в наслеге на 2019-2023 годы», «Сохранение и развитие культуры и искусства в наслеге на 2019-2023 годы», «Развитие дорожного хозяйства и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения», «Комплексная программа благоустройства территории наслега», «Развитие молодежной политики в наслеге на 2018-2020 годы», «По охране земель на территории наслега», «Профилактика преступлений и иных правонарушений на 2019-2023 годы», «Профилактика экстремизма и терроризма, предупреждение межнациональных конфликтов на территории наслега на 2019-2023 годы», муниципальным образованием в нарушение ч.3 ст. 179 БК РФ оценка эффективности реализации программ не проводится, порядок проведения оценки не установлен, муниципальным образованием в нарушение ст. 158 БК РФ бюджетные полномочия по обеспечению результативности использования бюджетных средств, направленных на достижение предусмотренных муниципальными программами целей надлежащим образом не исполняются, нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района в адрес главы МО «Арылахский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) внесено представление. Однако, выявленные нарушения не устранены, положение о порядке проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ не принято, оценка не проведена. По мнению заместителя прокурора не проведение оценки эффективности реализации муниципальной программы нарушает права проживающих на территории муниципального образования на эффективное расходование бюджетных средств.

В судебном заседании исполняющий обязанности прокурора Чурапчинского района РС(Я) Черкашин И.Г. поддержал административное исковое заявление по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, просит его удовлетворить.

В судебное заседание представители административного ответчика Администрации МО «Арылахский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я), будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, при этом от главы МО «Арылахский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) ФИО1 поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия, иск полностью признают.

Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как усматривается из материалов дела, Администрацией МО «Арылахский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) реализуются муниципальные программы: «Комплексное развитие сельских территорий на 2020-2025 годы», «Развитие предпринимательства на 2018-2022 годы», «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории наслега на 2019-2023 годы», «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в наслеге на 2019-2023 годы», «Развитие сельского хозяйства в наслеге на 2019-2023 годы», «Сохранение и развитие культуры и искусства в наслеге на 2019-2023 годы», «Развитие дорожного хозяйства и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения», «Комплексная программа благоустройства территории наслега», «Развитие молодежной политики в наслеге на 2018-2020 годы», «По охране земель на территории наслега», «Профилактика преступлений и иных правонарушений на 2019-2023 годы», «Профилактика экстремизма и терроризма, предупреждение межнациональных конфликтов на территории наслега на 2019-2023 годы».

В соответствии со ст. 28 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах: полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; эффективности использования бюджетных средств; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.

Ч.3 ст. 179 БК РФ предусмотрено, что по каждой муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются местной администрацией муниципального образования.

При этом, ч. 3 ст. 179 БК РФ предусмотрено, что по результатам оценки эффективности реализации муниципальных программ местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной муниципальной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение ее реализации.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Чурапчинского района РС(Я) проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований Чурапчинского улуса (района) РС(Я) бюджетного законодательства при реализации муниципальных целевых программ.

В ходе проверки установлено, что Администрацией МО «Арылахский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) в нарушение ч.3 ст. 179 БК РФ оценка эффективности реализации программ не проводится, порядок проведения оценки не установлен.

Прокуратурой района <ДАТА> в адрес главы Администрации МО «Арылахский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) вносилось представление об устранении вышеуказанных нарушений, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности всех лиц, виновных в допущенных нарушениях.

По результатам рассмотрения представления прокурора от <ДАТА> поступил ответ главы Администрации МО «Арылахский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) от <ДАТА> с исх. , в котором сообщалось, что <ДАТА> в ходе рассмотрения представления с участием представителя прокуратуры Чурапчинского района нарушения законодательства по соблюдению бюджетного законодательства при реализации муниципальных программ подтвердились, действительно ежегодная оценка муниципальных программ не проведена, порядок проведения данной оценки Администрацией не определен, в связи с чем представление признано обоснованным, в настоящее время принимаются меры по разработке порядка проведения оценки муниципальных программ, оценку муниципальных программ проведут после разработки, утверждения порядка, работнику Администрации МО «Арылахский наслег» *Д* назначено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Указанные обстоятельства не оспариваются административным ответчиком, признаны главой администрации Администрации МО «Арылахский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) ФИО1 согласно ходатайству, предоставленному в суд.

Установив изложенные обстоятельства, руководствуясь приведенными выше нормами права, суд приходит к выводу о том, что положение о порядке проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ не утверждено, оценка эффективности реализации муниципальных программ Администрацией МО «Арылахский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) не проведена, согласен с доводами прокурора о том, что бездействие ответчика нарушает права проживающих на территории муниципального образования на эффективное расходование бюджетных средств, в связи с чем административый иск заместителя прокурора Чурапчинского района Черкашина И.Г. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Арылахский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по утверждению положения о порядке проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ и проведению оценки эффективности реализации муниципальных программ, и возложении обязанности принять положение и провести оценку, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь п.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ, суд, возлагая на административного ответчика обязанность совершить действия по устранению нарушений бюджетного законодательства, принимая во внимание объем предполагаемых действий, необходимых для устранения нарушений, полагает, что предложенный прокурором срок в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда достаточен для исполнения решения суда.

Доказательств невозможности исполнить решение в установленный срок по причинам, от административного ответчика не зависящим, суду не представлено, что не лишает заинтересованное лицо ставить перед судом вопрос об отсрочке на стадии исполнения решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление заместителя прокурора Чурапчинского района Черкашина И.Г. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Арылахский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по утверждению положения о порядке проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ и проведению оценки эффективности реализации муниципальных программ, и возложении обязанности принять положение и провести оценку, – удовлетворить полностью.

Бездействие Администрации МО «Арылахский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я), выразившееся в непринятии мер по утверждению положения о порядке проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ и проведению оценки эффективности реализации муниципальных программ,– признать незаконным.

Обязать Администрацию МО «Арылахский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда принять положение о порядке проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ, провести оценку эффективности реализации муниципальных программ.

Необходимость опубликования настоящего решения суда в официальном печатном издании отсутствует. Судебные расходы по делу отсутствуют.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Чурапчинский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья <данные изъяты> Г.Г. Матвеев

<данные изъяты>

Решение изготовлено в окончательной форме <ДАТА>.