Дело № 2а-8/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тверской гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – Гальцова С.А.,
при секретаре – Гречухиной Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, с участием административного истца ФИО5 административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части №<данные изъяты> ФИО5 об оспаривании действий командира войсковой части №, связанных с отказом в предоставлении ему дополнительного (учебного) отпуска в связи с прохождением промежуточной аттестации по образовательной программе подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре, -
установил:
<данные изъяты> ФИО5, проходящий военную службу <данные изъяты> в войсковой части № в должности <данные изъяты>, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором, уточнив свои требования в ходе производства по делу, просил признать незаконными действия командира войсковой части №, связанные с отказом в предоставлении ему дополнительного (учебного) отпуска.
В обоснование заявленных требований ФИО5 указал, что ДД.ММ.ГГГГ им по команде был подан рапорт о предоставлении дополнительного (учебного) отпуска в связи с прохождением промежуточной аттестации по образовательной программе подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тверская государственная сельскохозяйственная академия» (далее – ФГБОУВПО «ТГСА»).
ДД.ММ.ГГГГ им, ФИО5, был получен ответ командира войсковой части № об отказе в предоставлении ему дополнительного (учебного) отпуска со ссылкой на то обстоятельство, что он получает второе высшее образование, а потому, в соответствии с нормами действующего законодательства, его обучение в высшем учебном заведении возможно либо в период основного отпуска, либо в период отгула дополнительных суток отдыха, т.е. без отрыва от исполнения своих непосредственных должностных обязанностей по военной службе.
Вместе с тем, указанными неправомерными действиями командира войсковой части №, указал ФИО5, существенным образом нарушается его право на образование, гарантированное Конституцией РФ.
ФИО5 также просил суд возместить ему судебные расходы, состоящие из уплаченной им государственной пошлины за подачу заявления в суд в размере 300 рублей.
В судебном заседании административный истец ФИО5 заявленные требования поддержал в полном объеме и настаивал на их удовлетворении, приведя в их обоснование доводы, аналогичные изложенным в его заявлении и указанным выше, пояснив, что на момент судебного заседания промежуточная аттестация в аспирантуре им фактически сдана за счет предоставленных командованием части дней отгула, положенных ему за переработку.
Определением судьи Тверского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве второго административного ответчика была привлечена войсковая часть №, а определением судьи Тверского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены ректор ФГБОУВПО «ТГСА» ФИО1, а также Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тверской области».
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания представитель административных ответчиков ФИО2, представитель ректора ФГБОУВПО «ТГСА» ФИО3, а также начальник Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тверской области» ФИО4, в суд не прибыли, в своих письменных заявлениях просили провести судебное заседание в их отсутствие.
Выслушав доводы административного истца, изучив представленные в суд возражения командира войсковой части №, проанализировав нормы действующего законодательства, всесторонне исследовав материалы дела и оценив имеющиеся доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
Факт прохождения <данные изъяты> ФИО5 военной службы <данные изъяты> установлен копиями содержащегося в деле контракта о прохождении военной службы, послужного списка, а также объяснениями административного истца.
В соответствии с копиями выписки из приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ и послужного списка, <данные изъяты> ФИО5 назначен на должность <данные изъяты> войсковой части №.
Согласно выписке из приказа <данные изъяты> войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№, <данные изъяты> ФИО5 полагается зачисленным в списки личного состава части № и приступившим к исполнению служебных обязанностей.
Из копии послужного списка <данные изъяты> ФИО5 видно, что он проходил военную службу по <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а затем – с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Данные обстоятельства подтверждаются также справкой командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно справке-вызову от ДД.ММ.ГГГГ№, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, подписанной ректором ФГБОУВПО «ТГСА», ФИО5 был вызван в учебное заведение для прохождения промежуточной аттестации продолжительностью <данные изъяты> календарный день с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по образовательной программе высшего образования (подготовка кадров высшей квалификации) по направлению подготовки <данные изъяты>.
Из содержания рапорта <данные изъяты> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он обращается к вышестоящему командованию с просьбой о предоставлении ему дополнительного (учебного) отпуска.
Как видно из ответа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№ по существу рапорта ФИО5, в предоставлении дополнительного (учебного) отпуска ему было отказано.
Согласно копиям справок из ФГБОУВПО «ТГСА» от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО5 является аспирантом <данные изъяты> по договору об оказании <данные изъяты> образовательных услуг и проходит обучение по направлению подготовки <данные изъяты> в аспирантуре.
В соответствии с положениями ст. 43 Конституции РФ каждому гарантируется право на образование. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон) государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, получение дополнительного профессионального образования с учетом интересов военной службы и их собственного выбора.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 19 Закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), если непрерывная продолжительность военной службы по контракту составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
В целях реализации данных полномочий Правительством РФ издано постановление от 3 ноября 2014 года № 1155, которым утверждены Правила реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения (далее – Правила).
Согласно п. 6 ст. 11 Закона, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются учебные отпуска для подготовки к вступительным испытаниям и прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, прохождения промежуточной и итоговой аттестации по указанным образовательным программам в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Право предоставления военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, учебных отпусков для сдачи экзаменов в период обучения в образовательных учреждениях предусмотрено также ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237.
В соответствии с п. 5 Правил, документом, подтверждающим право военнослужащего на учебные отпуска и другие социальные гарантии для прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, промежуточной и итоговой аттестации по указанным образовательным программам, прохождения итоговой аттестации на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, является справка-вызов, дающая право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Согласно п. 6 Правил, учебные отпуска и другие социальные гарантии, предусмотренные п. 5 Правил, предоставляются военнослужащим при получении образования соответствующего уровня впервые, а также военнослужащим, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Как следует из п. 5 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Согласно сведениям, содержащимся в копии послужного списка <данные изъяты> ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ он окончил образование на <данные изъяты> с присвоением ему степени дипломированного специалиста.
Из копии диплома серии № на имя ФИО5 следует, что решением государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему присуждена квалификация <данные изъяты> по специальности <данные изъяты>.
Имеющееся у ФИО5 высшее образование, согласно положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», относится к уровню высшего профессионального образования по программе специалитета.
Письменными доказательствами и объяснениями сторон установлено, что ФИО5 в настоящее время получает образование в имеющем государственную аккредитацию ФГБОУВПО «ТГСА» по образовательной программе высшего образования (подготовка кадров высшей квалификации), что относится к следующему уровню высшего профессионального образования, получаемого ФИО5 впервые.
При этом доводы командира войсковой части № о том, что получение ФИО5 второго высшего образования препятствует реализации им права на дополнительный (учебный) отпуск, являются несостоятельными, поскольку ФИО5 в настоящее время получается высшее профессиональное образование не того же (специалитет), а иного (подготовка кадров высшей квалификации) уровня, что дает ему право на получение учебного отпуска и других социальных гарантий, предусмотренных п. 5 Правил.
Оценив доводы командира войсковой части № об отсутствии у ФИО5 справки о его праве на обучение как основании для последующего отказа в предоставлении ему дополнительного (учебного) отпуска, суд исходит из того, что действующим законодательством, регулирующим порядок прохождения военной службы, не устанавливаются какие-либо запреты и ограничения, связанные с предоставлением гарантий и компенсаций военнослужащим, обучающимся в учебных заведениях на договорной (коммерческой) основе за счет личных денежных средств.
Справка, выдаваемая командиром воинской части, о праве на обучение (как следует из ее содержания, установленного приложением к Правилам) подтверждает лишь право военнослужащего на получение образования соответствующего уровня не за счет личных средств, а за счет средств федерального бюджета, т.е. на бесплатной основе и лишь при соблюдении непременного условия – непрерывной продолжительности военной службы по контракту более 3-х лет.
Во всех иных случаях военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров) имеют право на обучение в соответствующих заведениях на договорной (коммерческой) основе, что, в свою очередь, не ограничивает их права на получение дополнительных гарантий и компенсаций, связанных с получением ими соответствующего образования, в том числе и права на дополнительный (учебный) отпуск для прохождения промежуточной компенсации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение командира войсковой части № об отказе в предоставлении ФИО5 дополнительного (учебного) отпуска в связи с прохождением промежуточной аттестации по образовательной программе подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре является незаконным, не соответствующим изложенным в решении нормативным правовым актам, а потому существенным образом нарушает права, свободы и законные интересы административного истца в вопросах получения им дополнительного высшего образования, в связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности заявленного по делу требования ФИО5 и необходимости его удовлетворения.
Учитывая, что требования о возложении на командира войсковой части № какой-либо обязанности по делу не имеется, суд, исходя из положений п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, приходит к выводу об отсутствии необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.
Поскольку требования ФИО5 судом удовлетворены, по правилам ст. 111 КАС РФ судебные расходы по делу подлежат взысканию в его пользу в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд
решил:
Административное исковое заявление военнослужащего войсковой части №<данные изъяты> ФИО5 об оспаривании действий командира войсковой части №, связанных с отказом в предоставлении ему дополнительного (учебного) отпуска в связи с прохождением промежуточной аттестации по образовательной программе подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре, – удовлетворить.
Действия командира войсковой части №, связанные с отказом в предоставлении ФИО5 дополнительного (учебного) отпуска, признать незаконными, не соответствующими нормативным правовым актам:
- Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237;
- Федеральному закону от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
- Правилам реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2014 года № 1155;
- Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
а потому нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тверской области» в пользу ФИО5 судебные расходы по делу в размере 300 (трехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Тверской гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу С.А. Гальцов
Решение принято в окончательной форме 26 января 2016 года.