ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-337/2016 от 31.05.2016 Еланского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-337/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Елань 31 мая 2016 г.

Еланский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Самохина В.В.,

единолично,

с участием старшего помощника прокурора <адрес>ФИО2,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ивановского сельского поселения Еланского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Ивановского сельского поселения Еланского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией Ивановского сельского поселения Еланского муниципального района <адрес> требований действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и защите прав субъектов предпринимательской деятельности. В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией Ивановского сельского поселения Еланского муниципального района не соблюдаются отдельные положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Органам местного самоуправления необходимо установить применяемые муниципальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями правила определения требований к закупаемым ими отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) для обеспечения муниципальных нужд, а также утвердить требования к закупаемым ими отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения. В ходе проверки установлено, что согласно данным регистра муниципальных нормативных правовых актов, СПС «КонсультантПлюс», реестров нормативных правовых актов, направленных администрацией Ивановского сельского поселения в прокуратуру района, требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, правила определения требований к закупаемым муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) администрацией Ивановского сельского поселения Еланского муниципального района не определены по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем в адрес главы Ивановского сельского поселения внесено представление. Таким образом, в муниципальной правовой базе Ивановского сельского поселения Еланского муниципального района имеется пробел правового регулирования. Правовые пробелы в наиболее коррупциогенной сфере правоотношений - закупочной деятельности на местном уровне могут свидетельствовать о коррупционной составляющей, выраженной в злоупотреблении служебным положением должностными лицами органов местного самоуправления Ивановского поселения Еланского муниципального района <адрес>, вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц (п. «а» ч. 1 ст. 1 ФЗ Э-ФЗ).

В связи с отсутствием правовых актов, принятых в анализируемой сфере, ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Ивановского сельского поселения внесено представление с требованием об их разработке, согласно ответу администрации нормативные правовые акты находятся в стадии разработки, однако, фактически по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не приняты. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи. Таким образом, пробел правового регулирования создает предпосылки нарушения прав хозяйствующих субъектов. Просит признать незаконным бездействие администрации Ивановского сельского поселения по непринятию правовых актов, регулирующих правоотношения о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и обязать администрацию Ивановского сельского поселения в течение месяца со дня вступления в силу решения суда разработать и принять правовые акты, регламентирующие: - требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения; - правила определения требований к закупаемым муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес>ФИО2 административные исковые требования поддержала в полном объеме, просит их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Ивановского сельского поселения Еланского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, предоставив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с административным исковым заявлением согласен.

Выслушав старшего помощника прокурора <адрес>ФИО2, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из материалов дела явствует, что в ходе проверки прокуратурой <адрес> установлено, что администрацией Ивановского сельского поселения Еланского муниципального района не соблюдаются отдельные положения ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не определены требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, правила определения требований к закупаемым муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения), в связи с чем в адрес главы Ивановского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений.

В соответствии с ответом главы Ивановского сельского поселения Еланского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное представление, меры к устранению выявленных нарушений приняты, а именно разрабатываются проекты соответствующих правовых актов.

Из сообщения администрации Ивановского сельского поселения Еланского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данные нормативные правовые акты находятся в стадии разработки.

Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ), законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.

Отдельными положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ устанавливаются полномочия органов местного самоуправления, предусматривающие обязанности и права по принятию правовых актов в данной сфере правоотношений в сроки, установленные ст. 114 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ.

Согласно ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:

1) общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

2) общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе:

1) требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

2) правила определения требований к закупаемым муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Муниципальные органы на основании правил нормирования, установленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ивановского сельского поселения Еланского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным, подлежит удовлетворению, так как факт бездействия администрации Ивановского сельского поселения Еланского муниципального района <адрес> по непринятию правовых актов, регулирующих правоотношения о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, нарушающее права неопределенного круга лиц, установлен, стороной административного ответчика не оспаривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ивановского сельского поселения Еланского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ивановского сельского поселения Еланского муниципального района <адрес> по непринятию правовых актов, регулирующих правоотношения о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Обязать администрацию Ивановского сельского поселения Еланского муниципального района <адрес> в течение месяца со дня вступления в силу решения суда разработать и принять правовые акты, регламентирующие:

- требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

- правила определения требований к закупаемым муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Еланский районный суд <адрес> в течение одного месяца.

Судья: подпись