ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-337/2022 от 17.10.2022 Яльчикского районного суда (Чувашская Республика)

Дело №2а-337/2022

УИД: 21RS0020-01-2022-000407-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2022 года село Яльчики

Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Викторова А.А.,

при секретаре судебного заседания Казаковой Т.Д.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Кузнецовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному иску прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайтах в сети Интернет, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,

установил:

прокурор Яльчикского района Чувашской Республики (далее Прокурор района) в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной на сайтах в сети Интернет, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, указывая, что прокуратурой Яльчикского района проведена проверка исполнения требований законодательства о цифровой валюте в сети Интернет, по результатам которой установлено, что в сети Интернет в открытом доступе на страницах по адресам:

https://bitok.me/ ; https://magneticexchange.com/ru/ru/, размещена информация о продаже электронной валюты «биткоин».

Согласно сведениям из Единого Реестра Роскомнадзора сайты по вышеуказанным адресам не значатся в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено и находится в свободном доступе в сети «Интернет».

Официальной денежной единицей РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются (ч.1 ст.75 Конституции РФ). Аналогичный запрет на введение на территории РФ других денежных единиц, помимо рубля, и выпуск денежных суррогатов установлен и ст.27 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Регулировать отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в РФ, призван Федеральный закон от 31.07.2020 №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон №259-ФЗ), вступивший в силу с 01.01.2021.

В настоящее время у биткоина нет официально установленного статуса на территории РФ. Биткоин, как криптовалюта, не имеет единого эмиссионного центра, выпуск биткоина децентрализован, не контролируется Банком России или иным эмиссионным центром - регулятором иностранного государства. Криптовалюты не гарантируются и не обеспечиваются Банком России. В связи с этим биткоин и иные криптовалюты могут быть отнесены к особого рода денежным суррогатам.

Такая позиция, в частности, была высказана Банком России (Информация Банка России от 27.01.2014 «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн», Информация Банка России от 04.09.2017 «Об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют)»). При этом Банк России подчеркнул, что в силу анонимного характера деятельности по выпуску криптовалют граждане и юридические лица могут быть вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Установить владельцев/администраторов указанных сайтов с целью привлечения их в качестве ответчиков с помощью интернет-сервиса https://www.whois-service.ru не представилось возможным ввиду отсутствия указанной информации.

В целях восстановления нарушенных прав граждан и защиты интересов государства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

Истец прокурор района, ссылаясь, на положения ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст.1,4,39,40,124-126 КАС РФ просил признать информацию о продаже электронной валюты «биткоин», размещенную в сети Интернет на страницах: https://bitok.me/ ; https://magneticexchange.com/ru/ru/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

После вступления решения суда в законную силу направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу (территориальный отдел) (далее Управление) для внесения вышеуказанные сайты в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Административный истец, помощник прокурора района в судебном заседании административный иск поддержала по изложенным в нем мотивам, и вновь приведя их суду, просила удовлетворить.

Заинтересованные лица, Управление и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), извещенные о месте и времени судебного разбирательства в назначенное время участия своих представителей в судебном заседании не обеспечили. В отзыве на иск представитель Управления (территориального отдела) Петров А.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ, в письменном объяснении полагает возможным удовлетворение заявленного требования и просило рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

В соответствии со ст.150, ч.4 ст.263 КАС РФ, суд признает явку представителей заинтересованных лиц в суд необязательной и считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав следующие письменные доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.4 ст.29 и ч.3 ст.55 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это право может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.

Частью 1 ст.39 КАС РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Прокурор обратился в суд с требованием о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Принятие судебного акта является необходимым условием для ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Таким образом, требование прокурора направлено на ограничение доступа неопределенного круга лиц к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Между тем, КАС РФ содержат специальные нормы, регламентирующие рассмотрение административных дел, связанных с ограничением доступа неопределенного круга лиц к аудиовизуальному сервису (гл.27 КАС РФ).

В силу положений ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Закон №149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использование средств вычислительной техники.

В соответствии со ст.10, 15 Закона №149-ФЗ распространение информации осуществляется свободно, без ограничении при соблюдении требований, установлен-ных законодательством Российской Федерации.

Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п.4 ст.2 Федерального закона №149-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

В силу положений п.6 ст.10 Закона №149-ФЗ запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Согласно ст.4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

В Российской Федерации гарантируется свободный оборот информации: каж-дый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распро-странять информацию любым законным способом (ч.4 ст.29 Конституции РФ).

Между тем осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.17, ч.3 ст.55 Конституции РФ).

Официальной денежной единицей РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются (ч.1 ст.75 Конституции РФ). Аналогичный запрет на введение на территории РФ других денежных единиц, помимо рубля, и выпуск денежных суррогатов установлен и ст.27 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Пунктом 5 ст.14 Федерального закона от 31.07.2020 №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен запрет для юридических лиц, личным законом которых является российское право, филиалов, представительств и иных обособленных подразделений международных организаций и иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданных на территории РФ, физических лиц, фактически находящихся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, на прием цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг).

В настоящее время у биткоина нет официально установленного статуса на территории РФ. Биткоин, как криптовалюта, не имеет единого эмиссионного центра, выпуск биткоина децентрализован, не контролируется Банком России или иным эмиссионным центром - регулятором иностранного государства. Криптовалюты не гарантируются и не обеспечиваются Банком России. В связи с этим биткоин и иные криптовалюты могут быть отнесены к особого рода денежным суррогатам.

Такая позиция, в частности, была высказана Банком России (Информация Банка России от 27.01.2014 «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн», Информация Банка России от 04.09.2017 «Об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют)»). При этом Банк России подчеркнул, что в силу анонимного характера деятельности по выпуску криптовалют граждане и юридические лица могут быть вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Банк России ДД.ММ.ГГ выступил с докладом, в котором резко критикует отсутствие надлежащего регулирования оборота криптовалют. Предлагается, в частности, установить ответственность за нарушение законодательного запрета на использование криптовалют в качестве средства платежа за товары, работы и услуги, продаваемые и покупаемые юридическими и физическими лицами - резидентами РФ (http://cbr.ru/Content/Document/File/132241/Consultation_Paper_20012022.pdf).

В силу п.1 ст.9 Закона №149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п.3 ст.15.1 Закона №149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, установленном Правительством РФ.

В силу п.п.2, 3 «Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Анализ содержания положений п. 6 ст.10 и п.1 ст.9 Закона №149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (в данном случае - информация о причинении вреда здоровью, за которое предусмотрена уголовная ответственность), является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, в том числе несовершеннолетних, обеспечения законопослушного поведения граждан Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, согласно акта от ДД.ММ.ГГ (л.д.6) помощником прокурора района проведена проверка на предмет соблюдения требований Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В ходе мониторинга в свободном доступе выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в свободном доступе для неограниченного круга лиц два адреса (Интернет сайта): https://bitok.me/ ; https://magneticexchange.com/ru/ru/, на которых содержится информация о продаже электронной валюты «биткоин».

По состоянию на момент мониторинга вышеуказанные Интернет-страницы на сайте eais.rkn.gov.ru «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значатся.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются актом по результатам проверки помощника прокурора района (л.д.6) и распечатками скрин-шотов указанных Интернет-страниц (л.д.7-12).

Согласно п.13 ст.2 Закона №149-ФЗ сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

В соответствии со ст.4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

Как указывалось ранее, согласно информаций Банка России от ДД.ММ.ГГ «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, «Биткойн», от ДД.ММ.ГГ «Об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют)») в силу анонимного характера деятельности по выпуску криптовалют граждане и юридические лица могут быть вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

При этом ч.4 ст.205.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности путем ее финансирования.

На основании изложенного, суд исходит из того, что действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим запрещенную законом информацию, факт размещения которой на приведенном сайте не оспаривается, в связи, с чем приходит к выводу, что в силу закона требования прокурора района подлежат удовлетворению, поскольку размещение информации на указанном Интернет - сайте нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних детей, в силу чего является незаконным.

На момент рассмотрения дела в суде, указатели вышеуказанных страниц интернет-сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесены.

При указанных обстоятельствах, требование административного истца о признании информации, размещенной на вышеуказанных интернет-сайтах, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информацией, распростра-нение которой на территории Российской Федерации запрещено, подлежит удовлетворению.

В силу ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав, применение которой возможно к настоящему спору, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Обращаясь с административным иском о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в защиту интересов, как неопределенного круга лиц граждан, так и Российской Федерации - основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений. Указанные обстоятельства в соответствии со ст.39 КАС РФ являются основанием для обращения прокурора в суд в защиту интересов Российской Федерации и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Настоящее решение является основанием для внесения Роскомнадзором в соответствии с п.5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228, указанных Интернет - сайтов в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В соответствии со ст.265.5 ч.4 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать информацию о продаже электронной валюты «биткоин», размещенную в сети Интернет на страницах: https://bitok.me/ ; https://magneticexchange.com/ru/ru/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и копию решения суда в течение трех дней направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу (территориальный отдел по Чувашской Республике - Чувашия), по адресу: 428020, Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул. Гладкова дом 7б, для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.

Судья А.А. Викторов

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 17.10.2022.

Решение19.10.2022