Дело № 2а-3381/2018
64RS0043-01-2018-003855-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2018г. г. Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Даниленко А.А.,
при секретаре Фадеевой М.Е.
с участием представителей истца, представителя ответчика, представителя заинтересованного лица, прокурора Корабель Д.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Жилищно-строительного кооператива «Салют-66» к главе администрации муниципального образования «Город Саратов», о признании недействующим постановления от 12.04.2018г. № 22
установил:
ЖСК «Союз» обратился в суд с административным иском о признании недействующим постановления Главы муниципального образования «Город Саратов» от 12.04.2018г. № «Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной ул. им. ФИО5, ул. им. Челюскинцев, ул. им. ФИО6 и <адрес>». В обоснование своих требований указал, что Решениями исполкома Волжского райсовета г. Саратова жителям <адрес> (ранее Севрина) <адрес> и членам ЖСК «Салют» было разрешено размещение металлических гаражей на земельном участке, ранее предоставленном ЖСК «Салют» под строительство многоквартирного дома. В последующем земельный участок был сформирован меньшей площадью и поставлен на кадастровый учет в 2008г. ЖСК «Мелиоратор» также был предоставлен земельный участок под строительство соседнего многоквартирного дома, в последующем в 2004г. земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет большей площадью. При издании оспариваемого постановления земельный участок ЖСК «Мелиоратор» вновь был увеличен и в него вошли металлические гаражи. Указывает, что о проведении работ по формированию проекта межевания, о публичных слушаниях, на которых проходило обсуждение проекта межевания административный истец извещен не был, мнения своего не высказывал, границы не согласовывал.
В судебном заседании представители административного истца, председатель ЖСК «Салют-66» ФИО1 поддержали исковые требования, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала. Указала, что вся информация, постановления были опубликованы на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов», проведены публичные слушания, никаких возражений ни от кого не поступало. Были даны положительные заключения уполномоченных органов и издано оспариваемое постановление, которое также было опубликовано на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов». Необходимо учитывать, что на момент проведения работ по составлению проекта межевания два земельных участка ЖСК «Салют-66» и ЖСК «Мелиоратор» уже ранее были сформированы, поставлены на кадастровый учет, с определением площадей земельных участков, их границ и не имели смежных границ. В результате утверждения проекта межевания они также не имеют смежных границ. Если ЖСК «Салют-66» не согласен с ранее проведенным межеванием, установлением границ своего земельного участка или участка ЖСК «Мелиоратор», то это иной способ защиты.
Представитель ЖСК «Мелиоратор» - председатель правления ФИО7 просил в иске отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав, лиц участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Частью 1 статьи 208 КАС РФ лицам, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лицам, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы, предоставлено право обратиться с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ; здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно статье 5 ГрК РФ субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица. При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 2 ГрК РФ одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.
Согласно ст.43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для:
1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;
2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.
Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.
Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя: 1) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; 2) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; 3) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
На чертежах межевания территории отображаются: 1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; 2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи; 3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; 5) границы публичных сервитутов.
Материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются: 1) границы существующих земельных участков; 2) границы зон с особыми условиями использования территорий; 3) местоположение существующих объектов капитального строительства; 4) границы особо охраняемых природных территорий; 5) границы территорий объектов культурного наследия; 6) границы лесничеств, лесопарков, участковых лесничеств, лесных кварталов, лесотаксационных выделов или частей лесотаксационных выделов.
В соответствии ч.5, ст.46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.
Согласно ст.5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст.6 Устава муниципального образования «Город Саратов» к вопросам местного значения города относятся:
утверждение правил благоустройства территории города, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории города в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города;
утверждение генерального плана города, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана города документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах города для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах города, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;
присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах города, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре;
Структуру органов местного самоуправления города составляют: Саратовская городская Дума, именуемая по тексту настоящего Устава "городская Дума" - представительный орган; глава муниципального образования "Город Саратов", именуемый по тексту настоящего Устава "глава муниципального образования"; администрация муниципального образования "Город Саратов", именуемая по тексту настоящего Устава "администрация города" - исполнительно-распорядительный орган; контрольно-счетная палата муниципального образования "Город Саратов", именуемая по тексту настоящего Устава "контрольно-счетная палата", - контрольно-счетный орган. Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий. (ст.22 Устава)
В соответствии со ст.31 Устава глава муниципального образования осуществляет следующие полномочия: представляет город в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города и администрации города; издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения; от имени города и администрации города приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, выступает в суде без доверенности; формирует администрацию города и руководит ее деятельностью в соответствии с настоящим Уставом; организует разработку концепций, планов и программ развития города и их реализацию после утверждения городской Думой; организует контроль за использованием территорий и инфраструктуры города; организует управление муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами города; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления города полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области. Глава муниципального образования осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Саратовской области.
Согласно ст.44.1 Устава глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, решениями городской Думы, издает постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Саратовской области, а также распоряжения администрации города по вопросам организации работы администрации города. Глава муниципального образования издает постановления по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с федеральным законодательством.
Официальным опубликованием постановлений главы муниципального образования, постановлений администрации города считается первая публикация их полного текста в газете "Саратовская панорама" или первое размещение (опубликование) на официальном сайте администрации города (www.saratovmer.ru).
Установлено, 03.09.2017г. на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» было опубликовано постановление № от 31.08.2017г. «О подготовке проекта межевания территории, ограниченной ул. им. ФИО5, ул. им. Челюскинцев, ул. им. ФИО6 и ул. Валовой в Волжском районе города Саратова». (л.д.66 т.1, л.д.34 т.1). Рекомендовано ЖСК «Мелиоратор» в течение одного года со дня издания постановления подготовить проект межевания. Комитету по общественным отношениям, анализу и информации администрации муниципального образования «Город Саратов» разместить настоящее постановление в течение 3 дней со дня его издания на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов».
На основании заключенного с ЖСК «Мелиоратор» договора № от 1-0.11.2017г. ООО «Землеустроительная фирма «Верньер» подготовила проект межевания территории, ограниченной ул. им. ФИО5, ул. им. Челюскинцев, ул. им. ФИО6 и <адрес>». В настоящем проекте межевания территории, ограниченной ул. нм. ФИО5, ул. им. Челюскинцев, ул. им. ФИО6 и <адрес>, было предложено: образование 11-ти земельных участков; изменение границ 1го земельного участка; образование части (ЧЗУ) земельного участка. Гранины земельного участка № изменяются в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади данного земельного участка, либо в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ул. им. ФИО5, <адрес>. Границы изменяются в связи с неверным местоположением границ земельного участка с кадастровым номером 64:48:010253:3 включенных в ЕГРН, относительно его фактическому использованию. Границы земельных участков №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № образуются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо путем перераспределения, раздела земельных участков. Границы части земельного участка № образуются на земельном участке № с целью обеспечения доступом (проходом или проездом) от земель общего пользования (земельных участков общего пользования, территории общего пользования) к образуемым или внутриквартальным земельным участкам. (л.д.29-33).
09.02.2018г. Главой администрации муниципального образования «Город Саратов» издано постановление № «О проведении публичных слушаний». Объявление о проведении публичных слушаний на 27.02.2018г. размещено на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» 12.02.2018г. (л.д.68 т.1).
Материалы публичных слушаний на 27.02.2018г. размещены на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» 12.02.2018г. (л.д.68 т.1).
27.02.2018г. состоялись публичные слушания, включая, вопрос о проекте межевания территории, ограниченной ул. им. ФИО5, ул. им. Челюскинцев, ул. им. ФИО6 и <адрес>». Изложенное подтверждается протоколом публичных слушаний от 27.02.2018г. (л.д.75-90 т.1).
Заключение о результатах публичных слушаний размещено на официальном сайте администрации муниципального образования «<адрес>» 12.03.2018г. (л.д.68 т.1, л.д.91-101 т.1).
12.04.2018г. Главой администрации муниципального образования «Город Саратов» издано постановление № «Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной ул. им. ФИО5, ул. им. Челюскинцев, ул. им. ФИО6 и <адрес>». (л.д.65а т.1).
13.04.2018г. на официальном сайте администрации муниципального образования «<адрес>» опубликовано постановление № «Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной ул. им. ФИО5, ул. им. Челюскинцев, ул. им. ФИО6 и <адрес>». (л.д.65 т.1).
Установлено, что 28.05.1966г. за номером 349 был зарегистрирован ЖСК «Салют», который в последующем был реорганизован в ЖСК «Салют-66». (л.д.44 т.1). Согласно Уставу ЖСК «Салют-66» от 28.11.2006г., он образуется в целях представления интересов и защиты прав собственников помещений в государственных органах власти и управления, органах городского самоуправления, и в судах, во взаимоотношениях с другими физическими и юридическими лицами.(п.2.1 Устава).
ДД.ММ.ГГГГ ЖСК «Салют» Отделом коммунального хозяйства <адрес> Совета депутатов трудящихся, выдан Акт № о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации площадью 3737 кв.м. по адресу: <адрес>, д.<адрес>. ЖСК «Союз» обязалось на указанном участке построить 9-этажный 180-квартирный жилой дом. Документ, на основании которого выдан акт, а именно графа в акте - «на основании решения Исполнительного комитета районного Совета депутатов трудящихся» не заполнена. (л.д.238-239 т.1).
12.12.2008г. земельный участок был поставлен на кадастровый учет за номером 64:48:010253:29 площадью 3 190 кв.м., по адресу: <адрес>. Изложенное подтверждается землеустроительным делом за 2008г. (л.д.184-228 т.1, 108 т.2).
Решением исполкома Волжского райсовета № от ДД.ММ.ГГГГФИО8, ФИО9, ФИО10 было разрешено установить металлические гаражи для автомашин членов ЖСК «Салют» на месте указанном в прилагаемом плане. Обязать членов ЖСК «Салют» произвести работы по благоустройству территории двора № по <адрес> и устройству забора по разделу территорий дворов № и № по <адрес>. В решении указано, что в поданном в Исполком письме председателя ЖСК «Салют» указана просьба об установке гаражей на участке напротив торца <адрес> забора <адрес>. (л.д.111 т.1).
Решением исполнительного комитета <адрес> совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО10 разрешено передать свой гараж в пользование ФИО11 (л.д.110 т.1).
Решением Волжского районного суда <адрес> от 23.01.2018г. (дело №) было отказано в иске жилищно-строительному кооперативу «Мелиоратор» к ФИО1 об устранении препятствий в пользовании земельным участком, демонтаже металлического гаража. При этом в решении суда, указано, что Решением заседания правления ЖСК «Салют» от ДД.ММ.ГГГГ металлический гараж, ранее принадлежащий ФИО12, передан ФИО1 (л.д.14-17 т.1).
Таким образом, права лица, обладающего гаражом, решением Волжского районного суда <адрес> от 23.01.2018г. были защищены.
При этом, ЖСК «Салют-66» в 2008 году при постановке на кадастровый учет своего земельного участка сам определил его границы, площадь. В территорию данного земельного участка не вошли гаражи. Таким образом, ЖСК «Салют-66» сам отказался от включения земельного участка, на котором расположены гаражи в территорию общего земельного участка ЖСК «Салют-66».
30.09.1974г. Решением Исполнительного комитета Саратовского городского Совета депутатов трудящихся № 336-15 «Об отводе земельного участка жилищно-строительному кооперативу «Мелиоратор» под строительство 9-этажного жилого дома в <адрес>» был предоставлен земельный участок площадью 0,62 га в Волжском районе в составе домовладений по <адрес>№-№
231/25-Б, по <адрес> №№-Б, 4-В, 4-Г, 4-Д, для строительства 9-этажного жилого дома.
15.07.1981г. решением Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов» № был утвержден устав ЖСК «Мелиоратор» при Саратовском институте механизации сельского хозяйства имени ФИО13.
ЖСК «Мелиоратор» является объединением граждан на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива, первоначально зарегистрирован администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №.
На основании постановления администрации <адрес>№ от 09.08.1994г. ЖСК «Мелиоратор» выдан Государственный Акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № Сар-39-01-002515, зарегистрированный в Книге записей Государственных актов на право собственности, владения, пользования землей за номером 673. Изложенное подтверждается землеустроительным делом за 1994г. (л.д.160-183 т.1). Земельный участок был поставлен на кадастровый учет 22.06.2004г. площадью 5260 кв.м. по адресу: <адрес>, ул. им. ФИО5, <адрес> присвоением кадастрового номера 64:48:010253:3. Изложенное подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости. (л.д.4-14 т.2).
Таким образом, земельные участки ЖСК «Мелиоратор» и ЖСК «Салют-66» были сформированы отдельно и поставлены на государственный кадастровый учет как самостоятельные объекты права.
До настоящего времени не признаны незаконными ни межевание, ни постановка на кадастровый учет как участка ЖСК «Мелиоратор» так и участка ЖСК «Салют-66» в указанных границах, с указанными площадями.
Из схемы расположения земельных участков проекта межевания 2018г. следует, что при формировании участка 64:48:010253:3 для ЖСК «Мелиоратор» в его в границы не была включена территория земельного участка с кадастровым номером 64:48:010253:29 ЖСК «Салют-66», а территория увеличена за счет земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности.
При этом установлено, что ни до момента формирования проекта межевания, с учетом координат и границ земельных участков поставленных на кадастровый учет ЖСК «Салют-66», ЖСК «Мелиоратор», ни после утверждения проекта межевания указанные земельные участки не имели и не имеют смежных границ – между ними имеется участок находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Процедура образования земельных участков и определения их границ соответствовала вышеприведенным нормам, она произведена в рамках подготовки проекта межевания территории, который утвержден главой администрации муниципального образования Город Саратов» с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В иске Жилищно-строительному кооперативу «Салют-66» к главе администрации муниципального образования «Город Саратов», о признании недействующим постановления Главы муниципального образования «<адрес>» от 12.04.2018г. № 22 «Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной ул. им. ФИО5, ул. им. Челюскинцев, ул. им. ФИО6 и <адрес>» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Даниленко