ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3382/20 от 23.09.2020 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-3382/2020

39RS0002-01-2020-003263-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Калининград 23 сентября 2020 г.

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Кисель М.П.,

при секретаре Королевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ващенко Альберта Егоровича к Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области, заинтересованное лицо Агентство по имуществу Калининградской области о признании незаконным отказа в предоставлении документов, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с названными требованиями, уточненными в ходе разбирательства, в обоснование которых указал, что в порядке определенном действующим законодательством он запросил у административного ответчика копии материалов регистрационного дела в отношении юридического лица ОГРН 1023900767186 - Агентства по имуществу Калининградской области (по тексту решения также – агентство), однако Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области (далее по тексту решения – инспекция) по надуманному основанию отказала в предоставлении запрашиваемой информации. Жалоба Ващенко А.Е. на указанный ответ неправомерно оставлена УФНС России по Калининградской области без удовлетворения.

Учитывая, что ответы инспекции являются не законными, не содержат обоснованной мотивировки, нарушают права и интересы заявителя, он просил признать незаконным отказ Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области в предоставлении документов: заявления Р13001 с листами А и Б ГРН 2193926463113 от 19.09.2019 г.; листа записи ЕГРЮЛ по форме Р50007 ГРН 2193926463113 от 19.09.2019 г.; решение о внесении изменений в учредительные документы ГРН 2193926463113 от 19.09.2019 г.; заявления Р13001 с листами А и Б ГРН 2183926613792 от 20.11.2018 г.; листа записи ЕГРЮЛ по форме Р50007 ГРН 2183926613792 от 20.11.2018 г.; устава агентства по имуществу Калининградской области; а также требовал обязать Межрайонную ИФНС России № 1 по Калининградской области предоставить названные выше документы административному истцу.

В судебном заседании административный истец Ващенко А.Е. заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным основаниям, акцентировал внимание суда на неправомерности действий административного ответчика.

Представитель административного ответчика по доверенности Ралков А.Ю. с заявленными требованиями не согласился, просил требования Ващенко А.Е. оставить без удовлетворения, поддержал отзыв и дополнение к нему на исковое заявления, из содержания которых следует, что сведения об Агентстве по имуществу Калининградской области ОГРН 1023900767186 были внесены в ЕГРЮЛ на основании сообщения по форме Р17001, поступившего в Инспекцию МНС России по Октябрьскому району гор. Калининграда. Документы были представлены в связи с внесением в ЕГРЮЛ сведений об юридическом лице, созданном до 01.07.2002 г. документы были представлены в соответствии с действующим законодательством. 18.10.2002 г. инспекция МНС России по Октябрьскому району гор. Калининграда на основании представленного сообщения по форме Р 17001 было принято решение о государственной регистрации, сведения внесены в ЕГРЮЛ за ОГРН 1023900767186. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ Агентство по имуществу Калининградской области зарегистрировано администрацией Октябрьского района гор. Калининграда 14.04.1993 г., что свидетельствует о том, что основным уставным документом ЮЛ ОГРН 1023900767186 является Постановление Правительства Калининградской области № 571 от 09.10.2018 г. Ващенко А.Е. обратился в инспекцию 05.03.2020 г. о предоставлении копий документов из регистрационного дела – агентства (ЮЛ ОГРН 1023900767186), в том числе по форме Р13001. По результатам рассмотрения указанного заявления Ващенко А.Е. были предоставлены копии постановлений Правительства Калининградской области о внесении изменений в положение об Агентстве по имуществу Калининградской области от 27.02.2019 г. № 143 и № 571 от 30.08.2019 г., на основании которых в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2193926463113 от 19.09.2019 г.

При названных обстоятельствах административным ответчиком сделан вывод, что предоставление истребуемых копий не предусмотрено действующим законодательством, о чем заявитель проинформирован ответом от 10.03.2020 г. № 1113В/2020, полученном Ващенко А.Е. 12.03.2020 г.

Кроме того, оспариваемый ответ инспекции не может нарушать права и законные интересы Ващенко А.Е., поскольку для защиты таковых в порядке определенном ст. 14 ГК РФ, последний не лишен возможности ходатайствовать перед судом, рассматривающим его требования, об истребовании соответствующего регистрационного дела в отношении Агентства по имуществу Калининградской области, при этом сам Ващенко А.Е. не наделен полномочиями действовать от имени Агентства по имуществу Калининградской области, что в свою очередь, определило вывод об отсутствии у него права на получения соответствующих документов. Обращение Ващенко А.Е. о предоставлении устава агентства, не могло быть рассмотрено по существу, в следствие не подписание такового административным истцом, а именно простановки в нем не оригинальной (факсимильной) подписи, недопустимой к использованию при обращении граждан в налоговые органы в соответствии с ведомственным нормативом.

Заинтересованное лицо Агентство по имуществу Калининградской области явку представителя в суд не обеспечило, ходатайствовало о рассмотрении спора в отсутствии, находя заваленные требования необоснованными, оставив их удовлетворение на усмотрение суда.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела и представленные доказательства, дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

С 01.07.2002 г. в Российской Федерации действует заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту ФЗ-129 ФЗ) - Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Регулируя отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, Федеральный закон № 129-ФЗ предусматривает ведение государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

пунктом 1 ст. 5 названного норматива определен перечень сведений о юридическом лице, обязательных к содержанию в Едином государственном реестре юридических лиц, в том числе подлинник или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия учредительного документа юридического лица либо сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом (подп. «е» указанного положения);

Вместе с тем, названное указание не определяет требования к сведениям, которые уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу этого Закона, должно представлять в регистрирующий орган в силу пункта 3 ст. 26 Закона, который, в свою очередь, определил, что уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные только подпунктами «а» - «д», «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Судом учитывается, что согласно пункту 5 статьи 58 Гражданского кодекса при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Судом достоверно установлено, не оспорено сторонами и объективно подтверждается материалами дела, в том числе, сведениями находящимися в открытом доступе ТКС «Интеренет», что Агентство по имуществу Калининградской области ОГРН 1023900767186 было зарегистрировано администрацией Октябрьского района гор. Калининграда 14.04.1993 г., т.е. до 01.07.2002 г.

Правопреемником созданного юридического лица в соответствии с Постановлением главы администрации Калининградской области от 25.06.1998 № 453 определен комитет по управлению государственным имуществом Калининградской области.

Постановление администрации Калининградской области от 16.07.2002 № 345 (ред. от 03.03.2004) утверждены Положения о комитете по управлению государственным имуществом Калининградской области.

п.1.1 названного норматива закреплено, что комитет по управлению государственным имуществом Калининградской области создан Постановлением главы администрации (губернатора) Калининградской области от 25.06.1998 N 453 и является правопреемником комитета по управлению имуществом Калининградской области, созданного Постановлением главы администрации Калининградской области от 11.10.1991 N 2 «О временной структуре администрации области».

Вышеназванный норматив признан утратившим силу в связи с принятием Постановления Правительства Калининградской области от 28.10.2005 № 22 (ред. от 12.01.2009) «Об Агентстве по имуществу Калининградской области» (вместе с «Положением об Агентстве по имуществу Калининградской области»).

Постановлением Правительства Калининградской области от 09.10.2018 № 597 (в ред. Постановлений Правительства Калининградской области от 27.02.2019 N 143, от 30.08.2019 N 571, от 21.05.2020 N 308) утверждено положение об Агентстве по имуществу Калининградской области.

Названным актом определены юридически значимые характеристики органа исполнительной власти Калининградской области, осуществляющего функции по управлению и распоряжению в пределах своей компетенции государственным имуществом Калининградской области, в том числе земельными участками, отнесенными к собственности Калининградской области, за исключением земельных участков лесного фонда и земель, занятых водными объектами, по приватизации государственного имущества Калининградской области и проведению в пределах своей компетенции разграничения государственной собственности на землю.

Пунктом 4 положения закреплено, что Агентство обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество, находящееся в государственной собственности Калининградской области и закрепленное за Агентством на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, счета, открываемые и используемые в соответствии с действующим законодательством, печать со своим наименованием и изображением герба Калининградской области, а также необходимые для деятельности Агентства иные печати, штамп и другие реквизиты.

При указанном правовом регулировании, названные выше нормативы Правительства Калининградской области в отношении Агентства по имуществу Калининградской области определяются судом в качестве документов, послуживших основанием к регистрации названного ЮЛ в налоговом органе и оформляют вывод суда, что требования Ващенко А.Е. о предоставлении иных документов не основано на положениях действующего законодательства.

Судом учитывается, что согласно ч. 1 ст. 6 Закона N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.

При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 26 указанного Федерального закона регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие настоящего Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса.

Названное регулирование указывает, что после внесения в ЕГРЮЛ любой записи любое лицо не лишено возможности получить содержащуюся в реестре информацию, носящую открытый и общедоступный характер.

Системное толкование названных положений не определяет произвольную возможность доступа неограниченного круга лиц к содержанию регистрационных дел, а только определяет возможность ознакомления с содержанием соответствующего реестра.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Само по себе отсутствие названной совокупности условий для признания незаконным акта государственной власти влечет отказ в удовлетворении заявленных требований (статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Обобщая совокупность установленных обстоятельствах, основываясь на указанных нормах и положениях суд приходит к выводу о том, что доводы Ващенко А.Е. основаны на неверном толковании норм материального права, при этом должностными лицами Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области его права и законные интересы не нарушены, так как произведены в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, вследствие чего основания к удовлетворению заявленного административного иска не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ващенко Альберта Егоровича – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд гор. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 09 октября 2020 г.

Судья: