Дело № 2а-3388/2022
64RS0045-01-2022-005653-09
Решение
Именем Российской Федерации
05 июля 2022 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Гурылевой Е.Ю.,
при ведении протокола секретарем Бакровым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к Саратовскому региональному отделению Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» о признании общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица (ликвидации), исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Саратовскому региональному отделению Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» о признании общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица (ликвидации) и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование заявленных требований указывает, что Саратовское региональное отделение Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером №, учетный номер №, юридический адрес: <адрес>, председатель организации – Симонова З.А., организационно-правовая форма Саратовского регионального отделения Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» – общественная организация. В ходе проверки были установлены нарушения в деятельности общественной организации – осуществляет свою деятельность в жилом помещении, не предназначенном для размещения организаций, не представлены документы о внесении изменений в учредительные документы, неоднократно нарушены срок предоставления информации о деятельности организации. Кроме того, 15.10.2021 в Управление поступило заявление руководителя организации о том, что Саратовское региональное отделение Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» фактически не осуществляет свою деятельность, расчетный счет и имущество отсутствует, возможности провести ликвидацию самостоятельно не имеется. Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, административный истец просит суд принять решение о признании Саратовского регионального отделения Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны, ходатайств об отложении рассмотрения дела, либо мотивированных возражений относительно заявленных требований, не представили.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 62 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
В соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (ст. 8 Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закона) общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 4 ст. 29 Закона неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 29 Закона, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
В силу ч. 5 ст. 29 Закона непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абз. 8 ч. 1 настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с положением «Об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации», утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 года № 26 «Об утверждении положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).
Согласно материалам дела Саратовское региональное отделение Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером №, учетный №, юридический адрес: <адрес>, организационно-правовая форма Саратовского регионального отделения Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» – общественная организация.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области была проведена документарная проверка соответствия деятельности административного ответчика требованиям ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».
В ходе проверки было выявлено, что Саратовское региональное отделение Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» нарушило требования п. 2, п. 3 ст. 288, п. 1 ст. 422 ГК РФ, п. 1 ст. 17 ЖК РФ, так как организация осуществляет свою деятельность в жилом помещении, не предназначенном для размещения в нем организаций, на основании договора, заключенного с нарушением требований действующего законодательства, внесенные в ЕГРЮЛ сведения об использовании Устава организации в редакции от 01.08.2011 не действует с 28.03.2019, собранием организации не утверждались годовые отчеты, финансовый план, отчеты ревизора, смета.
Выявленные нарушения административным ответчиком до настоящего времени не устранены.
Кроме того, 15.10.2021 в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области поступило заявление руководителя организации о том, что Саратовская региональная общественная организация инвалидов «Единство» фактически не осуществляет свою деятельность, расчетный счет и имущество отсутствует, возможности провести ликвидацию самостоятельно не имеется.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Анализируя представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что организацией допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческой организации по непредставлению общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 29 Закона, что является основанием для удовлетворения административных исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к Саратовскому региональному отделению Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» о признании общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица (ликвидации), исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Признать Саратовское региональное отделение Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.
Исключить Саратовское региональное отделение Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения – 19 июля 2022 года.
Судья Е.Ю. Гурылева