ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-338/15 от 17.12.2015 Торжокского городского суда (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2015 года город Кувшиново

Кувшиновский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Кулакова С. А.,

при секретаре Ступаковой Е. О.,

с участием:

представителя заявителя – помощника прокурора Кувшиновского района Тверской области Лукина В. В.,

представителя административного ответчика Куликовой М. А.;

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Кувшиновского района Тверской области в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Кувшиновского района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности установить обязанности библиотеки по распределению и доставке документов, входящих в обязательный экземпляр муниципального образования,

установил:

Прокурор Кувшиновского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Кувшиновского района, заявив следующие исковые требования:

- о признании незаконным бездействия административного ответчика в части непринятия муниципального правового акта, устанавливающего обязанности библиотеки по распределению и доставке различных видов документов, входящих в обязательный экземпляр муниципального образования, и контролю за их распределением и доставкой, согласно п. 2.1 ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»;

- о возложении на административного ответчика обязанности в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об обязательном экземпляре документов – установить обязанности библиотеки по распределению и доставке различных видов документов, входящих в обязательный экземпляр муниципального образования, и контролю за их распределением и доставкой.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией Кувшиновского района законодательства об обязательном экземпляре документов, о противодействии экстремистской деятельности. Из анализа норм действующего законодательства (ст. 2 и 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1, 3, 4 и 17 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов») следует, что обязанности библиотек муниципальных образований по распределению и доставке различных видов документов, входящих в обязательный экземпляр муниципального образования, и контролю за их распределением и доставкой устанавливают органы местного самоуправления посредством принятия соответствующего муниципального правового акта. Проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства Администрацией Кувшиновского района не принято муниципального правового акта, устанавливающего обязанности библиотеки по распределению и доставке различных видов документов, входящих в обязательный экземпляр муниципального образования, и контролю за их распределением и доставкой. В связи с нахождением МБУК «Кувшиновская межпоселенческая библиотечная система» в стадии ликвидации библиотечное обслуживание населения на территории Кувшиновского района осуществляет МАУ «Межпоселенческий комплексный культурно-досуговый центр». Однако такие обязанности в отношении МАУ «Межпоселенческий комплексный культурно-досуговый центр» Администрацией Кувшиновского района не установлены. С целью устранения выявленных нарушений законодательства прокуратурой в адрес главы администрации Кувшиновского района 25 сентября 2015 года внесено представление, в удовлетворении которого отказано. Непринятие Администрацией Кувшиновского района мер по надлежащему исполнению возложенных на неё законодательством обязанностей (а именно – непринятие муниципального правового акта, устанавливающего обязанности библиотеки по распределению и доставке различных видов документов, входящих в обязательный экземпляр муниципального образования, и контролю за их распределением и доставкой) нарушает политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации и развития системы государственной библиографии, предусматривающей обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование. Указанное бездействие посягает на государственную политику в области профилактики оборота экстремистских материалов, а также права граждан на защиту от информации экстремистского содержания в силу того, что не позволяет оценить содержание издаваемых информационных материалов на предмет наличия экстремистских материалов.

Определением Кувшиновского районного суда Тверской области от 26 ноября 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Муниципальное учреждение Собрание депутатов Кувшиновского района, Муниципальное автономное учреждение «Межпоселенческий комплексный культурно-досуговый центр» и Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Кувшиновская межпоселенческая библиотечная система».

В судебном заседании представитель заявителя Лукин В. В. поддержал исковые требования полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Куликова М. А. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление (т. 1, л. д. 241-242), в которых указано, что на территории Кувшиновского района библиотек, библиотечных учреждений как самостоятельных обособленных учреждений не имеется. МАУ «Межпоселенческий комплексный культурно-досуговый центр» не является библиотекой. Согласно уставу МАУ «Межпоселенческий комплексный культурно-досуговый центр» предоставляет муниципальные услуги в сфере культуры, досуга, библиотечного обслуживания населения, дополнительного развития детей, подростков и молодёжи, в сфере библиотечного обслуживания (обеспечение прав граждан на свободный доступ к культурным ценностям, на поиск и получение информации; сохранение, освоение, формирование и распространение информационных ресурсов и культурных ценностей, создание условий для их использования гражданами; содействие научному, общеобразовательному, профессиональному и духовному развитию личности), что не противоречит ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Заинтересованное лицо – МБУК «Кувшиновская межпоселенческая библиотечная система» – своего представителя в судебное заседание не направило, представило в суд письменное заявление (т. 2, л. д. 27) о рассмотрении дела в отсутствие его представителя и поддержании исковых требований. Поскольку упомянутое заинтересованное лицо извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие его представителя в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Заинтересованные лица – Муниципальное учреждение Собрание депутатов Кувшиновского района и МАУ «Межпоселенческий комплексный культурно-досуговый центр» – своих представителей в судебное заседание не направили, каких-либо заявлений, ходатайств или возражений не представили. Поскольку упомянутые заинтересованные лица извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 15 декабря 2015 года (т. 2, л. д. 17-26) Администрация Кувшиновского района зарегистрирована в качестве юридического лица при создании 10 ноября 1991 года и является действующим юридическим лицом.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц от 12 и 27 ноября 2015 года (т. 1, л. д. 28-30, 63-69) Муниципальное автономное учреждение «Межпоселенческий комплексный культурно-досуговый центр» зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 24 декабря 2014 года и является действующим юридическим лицом.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 27 ноября 2015 года (т. 1, л. д. 53-62) Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Кувшиновская межпоселенческая библиотечная система» зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 18 января 2006 года и находится в стадии ликвидации с 3 апреля 2015 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 27 ноября 2015 года (т. 1, л. д. 70-74) Муниципальное учреждение Собрание депутатов Кувшиновского района зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 12 января 2006 года и является действующим юридическим лицом.

Согласно информации Администрации Кувшиновского района от 16 сентября 2015 года (т. 1, л. д. 16) предоставить информацию об установлении обязанности библиотеки муниципального образования «Кувшиновский район» по распределению и доставке различных видов документов, входящих в обязательный экземпляр муниципального образования, не представляется возможным ввиду нахождения МБУК «Кувшиновская межпоселенческая библиотечная система» в стадии ликвидации.

Согласно информации Администрации Кувшиновского района от 21 сентября 2015 года (т. 1, л. д. 17) на территории Кувшиновского района библиотек, библиотечных учреждений как самостоятельных обособленных учреждений не имеется.

Согласно информации Администрации Кувшиновского района от 15 декабря 2015 года (т. 2, л. д. 28) по вопросам, указанным в п. 2 ст. 5 и п. 2.1 ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», правовые акты не принимались.

Согласно информации Собрания депутатов Кувшиновского района от 15 декабря 2015 года (т. 2, л. д. 29) по вопросам, указанным в п. 2 ст. 5 и п. 2.1 ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», правовые акты не принимались.

Из представления прокуратуры Кувшиновского района Тверской области об устранении нарушений законодательства об обязательном экземпляре документов, о противодействии экстремистской деятельности от 25 сентября 2015 года, адресованного главе администрации Кувшиновского района (т. 1, л. д. 18-19), усматривается, что главе администрации Кувшиновского района предложено принять муниципальный правовой акт, устанавливающий обязанности библиотечного учреждения по распределению и доставке различных видов документов, входящих в обязательный экземпляр муниципального образования, определить лицо, уполномоченное на осуществление контроля за предоставлением обязательного экземпляра документов, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить прокурору в письменной форме в установленный законом месячный срок.

Согласно сообщению Администрации Кувшиновского района от 22 октября 2015 года (т. 1, л. д. 20) представление прокуратуры Кувшиновского района Тверской области от 25 сентября 2015 года рассмотрено, Администрация Кувшиновского района нарушения не признаёт.

Из Устава МАУ «Межпоселенческий комплексный культурно-досуговый центр» (т. 1, л. д. 21-27, 33-48) усматривается, что:

- автономное учреждение создано в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления Кувшиновского района и предоставления муниципальных услуг в сфере культуры, досуга, библиотечного обслуживания населения, дополнительного развития детей, подростков и молодёжи (п. 2.1 Устава);

- цель деятельности автономного учреждения в сфере библиотечного обслуживания – обеспечение прав граждан на свободный доступ к культурным ценностям, на поиск и получение информации; сохранение, освоение, формирование и распространение информационных ресурсов и культурных ценностей, создание условий для их использования гражданами; содействие научному, общеобразовательному, профессиональному и духовному развитию личности (п. 2.2.2 Устава);

- для достижения установленных этим Уставом целей автономное учреждение осуществляет (среди прочего) библиотечное обслуживание граждан (п. 2.4 Устава);

- в состав автономного учреждения входят структурные подразделения – Большекузнечковский сельский социо-культурный центр (клуб-библиотека), Борзынский сельский социо-культурный центр (клуб-библиотека-музей), Борковский сельский социо-культурный центр (клуб-библиотека), Заовражский сельский социо-культурный центр (клуб-библиотека), Могилевский сельский социо-культурный центр (клуб-библиотека), Пречисто-Каменский сельский социо-культурный центр (библиотека), Прямухинский сельский социо-культурный центр (библиотека-музей), Ранцевский сельский социо-культурный центр (клуб-библиотека), Сокольнический сельский социо-культурный центр (клуб-библиотека), Тысяцкий сельский социо-культурный центр (клуб-библиотека) (п. 7.2.1 Устава).

На основании п. 19 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся (среди прочего) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов.

Согласно преамбуле и ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» данный Федеральный закон определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование. Обязательный экземпляр документов – экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие безвозмездной передаче производителями в соответствующие организации в порядке и количестве, установленных этим Федеральным законом. Документ – материальный носитель с зафиксированной на нём в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения. Обязательный экземпляр муниципального образования – экземпляры изготовленных на территории муниципального образования или за пределами его территории по заказу организаций, находящихся в ведении муниципального образования, различных видов документов, подлежащие безвозмездной передаче производителями документов в соответствующие организации муниципальных образований в порядке и количестве, установленных этим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» в состав обязательного экземпляра входят следующие виды документов: печатные издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания) – издания, прошедшие редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие выходные сведения; издания для слепых и слабовидящих – издания, изготовляемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, рельефно-графические издания, «говорящие книги», крупношрифтовые издания для слабовидящих, электронные издания для слепых (адаптированные издания для чтения людьми с нарушенным зрением при помощи брайлевского дисплея и синтезатора речи); официальные документы – документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер; аудиовизуальная продукция – кино-, видео-, фоно-, фотопродукция и её комбинации, созданные и воспроизведённые на любых видах носителей; электронные издания – документы, в которых информация представлена в электронно-цифровой форме и которые прошли редакционно-издательскую обработку, имеют выходные сведения, тиражируются и распространяются на машиночитаемых носителях; неопубликованные документы – документы, содержащие результаты научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работы (диссертации, отчёты о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских и о технологических работах, депонированные научные работы, алгоритмы и программы); патентные документы – описания к патентам и заявкам на объекты промышленной собственности; программы для электронных вычислительных машин и базы данных на материальном носителе; стандарты; комбинированные документы – совокупность документов, выполненных на различных носителях (печатных, аудиовизуальных, электронных). Органы местного самоуправления могут определять с учётом своих потребностей виды документов, входящих в состав обязательного экземпляра муниципального образования.

Обязанности библиотек муниципальных образований по распределению и доставке различных видов документов, входящих в обязательный экземпляр муниципального образования, и контролю за их распределением и доставкой устанавливают органы местного самоуправления (п. 2.1 ст. 17 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов»).

В силу ст. 1 и пп. 1 и 2 ст. 22 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ «О библиотечном деле» библиотекой признаётся информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам. На территории Российской Федерации создаются и действуют библиотеки, обладающие и не обладающие правами юридического лица.

Приведённые положения законодательства позволяют сделать вывод, что органы местного самоуправления муниципального района должны устанавливать обязанности библиотек муниципальных образований по распределению и доставке различных видов документов, входящих в обязательный экземпляр муниципального образования, и контролю за их распределением и доставкой независимо от того, какое учреждение фактически осуществляет библиотечное обслуживание населения соответствующего муниципального района – учреждение, для которого библиотечное обслуживание является единственным видом деятельности, или учреждение, которое одновременно с библиотечным обслуживанием осуществляет иные виды деятельности в сфере культуры. Поэтому отсутствие на территории Кувшиновского района библиотек как самостоятельных обособленных учреждений, обладающих правами юридического лица, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения их полномочий, предусмотренных п. 2.1 ст. 17 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов», в отношении учреждения, осуществляющего библиотечное обслуживание населения муниципального образования «Кувшиновский район» и занимающегося, наряду с этим, другими видами деятельности.

Полномочия по установлению обязанностей библиотек не относятся к исключительной компетенции Собрания депутатов Кувшиновского района (представительного органа муниципального образования), определённой в ч. 10 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в ст. 32 Устава муниципального образования «Кувшиновский район». При этом, по смыслу закона, обязанности учреждения, осуществляющего библиотечное обслуживание населения, могут быть установлены как нормативным, так и иным муниципальным правовым актом.

Судом с достоверностью установлено и сторонами не оспаривается, что органами местного самоуправления Кувшиновского района (в том числе Администрацией Кувшиновского района) не установлены в соответствии с п. 2.1 ст. 17 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» обязанности учреждения, осуществляющего библиотечное обслуживание населения, по распределению и доставке различных видов документов, входящих в обязательный экземпляр муниципального образования «Кувшиновский район», и контролю за их распределением и доставкой. Следовательно, имеет место незаконное бездействие административного ответчика по исполнению возложенных на него полномочий.

На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор обладает полномочиями на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Необходимость защиты интересов неопределённого круга лиц в данном случае обусловлена нарушением прав и законных интересов граждан, круг которых персонально определить невозможно, в сфере библиотечного обслуживания населения и формирования обязательного экземпляра документов.

Суд вправе обязать орган местного самоуправления совершить действия, вытекающие из его полномочий в области муниципального управления, что подтверждается Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь – июль 2014 года (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 сентября 2014 года).

Таким образом, исковые требования прокурора Кувшиновского района Тверской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению, в связи с чем необходимо обязать административного ответчика установить в соответствии с требованиями Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» обязанности учреждения, осуществляющего библиотечное обслуживание населения муниципального образования «Кувшиновский район», по распределению и доставке различных видов документов, входящих в обязательный экземпляр муниципального образования «Кувшиновский район», и контролю за их распределением и доставкой.

Разрешая в соответствии с ч. 6 ст. 180 КАС РФ вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, с учётом мнения заявителя, а также требований разумности и справедливости, считает возможным установить срок исполнения административным ответчиком указанной обязанности продолжительностью 1 месяц со дня вступления настоящего решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Кувшиновского района Тверской области в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Кувшиновского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Кувшиновского района, выразившееся в неустановлении обязанностей учреждения, осуществляющего библиотечное обслуживание населения муниципального образования «Кувшиновский район», по распределению и доставке различных видов документов, входящих в обязательный экземпляр муниципального образования «Кувшиновский район», и контролю за их распределением и доставкой.

Обязать Администрацию Кувшиновского района (основной государственный регистрационный номер , идентификационный номер налогоплательщика ) в течение 1 (одного) месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу установить в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» обязанности учреждения, осуществляющего библиотечное обслуживание населения муниципального образования «Кувшиновский район», по распределению и доставке различных видов документов, входящих в обязательный экземпляр муниципального образования «Кувшиновский район», и контролю за их распределением и доставкой.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кувшиновский районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья С. А. Кулаков

Мотивированное решение составлено 22 декабря 2015 года.

Судья С. А. Кулаков

1версия для печатиДело № 2а-338/2015 ~ М-338/2015 (Решение)