ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-338/19 от 30.05.2019 Бессоновского районного суда (Пензенская область)

дело № 2а-338/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бессоновский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Богомоловой Н.К.,

при секретаре Дементьевой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС № 3 России по Пензенской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец - МИФНС России №3 по Пензенской области обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства:

По сведениям, полученным МИФНС №3 России по Пензенской области, ФИО1 владеет на праве собственности транспортным средством - легковым автомобилем марки VOLKSWAGENPASSAT 1.8T, VIN: , регистрационный знак , год выпуска 2001, дата регистрации права 18 января 2012 года; в связи с чем является плательщиком транспортного налога.

Кроме того, ФИО1 владеет земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, с кадастровым , площадью 3088кв.м., дата регистрации права 04 октября 2011 года, следовательно является плательщиком земельного налога.

Налоговый орган за 2016 год исчислил транспортный налог в сумме 4500,00 руб. и земельный налог в сумме 230 руб., 21 сентября 2017 года направил в адрес налогоплательщика уведомление о необходимости уплатить исчисленную сумму налога в срок не позднее 01 декабря 2017 года.

В указанный срок ФИО1 сумму транспортного налога, земельного налога, не уплатил. В связи с неуплатой налога в срок была начислена пени по транспортному налогу в размере 100,65 руб., по земельному налогу в размере 5,14 руб.

26 февраля 2018 года за неисполнение обязанности по уплате налога налоговый орган выставил и направил в адрес должника требование об уплате сумм налога, пени №153, в котором сообщалось о наличии задолженности и предлагалось в срок до 14 мая 2018 года уплатить имеющуюся задолженность. Налогоплательщик в установленный срок не исполнил требование, сумму задолженности не уплатив.

08 октября 2018 года мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пени, однако ввиду поступивших возражений судебный приказ был отменен определением от 09 ноября 2018 года.

По сведениям карточки расчетов с бюджетом в настоящее время за налогоплательщиком числится задолженность в виде неуплаченных сумм транспортного налога за 2016 год: налог в сумме 4500 руб. и пени в размере 100,65 руб.; земельного налога: налог в сумме 230 руб. и пени в размере 5,14 руб., в общей сумме 4835,79 руб.

До настоящего времени задолженность не оплачена.

Просили взыскать с ФИО1 задолженность за 2016 год по транспортному налогу в размере 4500 руб., пени в размере 100,65 руб.; по земельному налогу в размере 230 руб., пени в размере 5,14 руб..

Представитель административного истца - МИФНС №3 по Пензенской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом. От начальника МИФНС России №3 по Пензенской области ФИО2 поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца, заявленные требования поддерживают.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. От ФИО1 поступило сообщение, из которого следует, что транспортный налог и земельный налог за 2016 год им уплачен согласно поступившему налоговому уведомлению в 2017 года, что подтверждается квитанциями об оплате.

В соответствии со ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Исследовав материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к нижеследующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (статья 48).

Статьей 57 Конституции РФ и п.п.1 п.1 ст.23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.

В соответствии с ч.3 ст. 75 Конституции РФ системы налогов, взимаемых в Федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

Положениями ст.19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно Налоговому кодексу РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также п.1 ч.1 ст.23 НК РФ.

Согласно п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ.

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (п.1 ст. 360 НК РФ). Согласно п.1 ст.363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п.1 ст.388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствие с п.1, п.4 ст.397 НК РФ плательщики земельного налога уплачивают указанный налог в срок не позднее 1 декабря следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником транспортного средства - легковым автомобилем марки VOLKSWAGENPASSAT 1.8T, VIN: , регистрационный знак <***>, год выпуска 2001, дата регистрации права 18 января 2012 года, что подтверждается сведениями из РОИО ГИБДД УМВД России по Пензенской области.

Также, ФИО1 является собственником земельного участка, расположенным по адресу: <адрес>, с кадастровым , площадью 3088 кв.м., дата регистрации права 04 октября 2011 года.

ФИО1 как собственник транспортного средства - автомобиля марки VOLKSWAGENPASSAT 1.8T, и как собственник земельного участка, с кадастровым номером 58:05:0330302:58, является плательщиком транспортного и земельного налогов.

Срок уплаты транспортного налога и земельного налога за 2016 года для ФИО1 истекал 01 декабря 2017 года.

Административный истец, обращаясь в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности за 2016 года по транспортному налогу, ссылается на неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате транспортного налога и земельного налога за 2016 год.

Пунктом 3 статьи 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам. Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

При наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статьи 69, 70 Налогового Кодекса РФ).

В соответствии с направленными в адрес ФИО1 налоговыми уведомлениями, на административного ответчика была возложена обязанность в срок до 01 декабря 2017 года уплатить транспортный налог за 2016 год в размере 4500 рублей и земельный налог в размере 230 руб. за 2016 год.

ФИО1 представлены в материалы дела кассовые чеки от 04 декабря 2017 года об уплате транспортного налога в сумме 4500 руб. и земельного налога в сумме 230 руб. через организацию Федеральной почтовой связи.

Таким образом, сумма и дата оплаты, произведенной ФИО1, совпадают с периодом, в который административному ответчику было предписано оплатить транспортный налог и земельный налог.

В соответствии с п.3 ч.3 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В силу п.1 ч.3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.

Исходя из размера уплаченной суммы, а также периода ее уплаты (после получения налогового уведомления), учитывая, что платежный документ (чек-ордер) содержит все необходимые реквизиты, указанные в квитанциях об уплате налогов за 2016 год, в том числе КБК, у налогового органа имелась реальная возможность достоверно установить назначение платежа.

Соответственно, налоговый орган должен иметь информацию о налоговом периоде, за который произошла оплата.

Из административного искового заявления не следует, что у ФИО1 имелась недоимка за 2015 год, кроме того, согласно требованию № 153 от 26 февраля 2018 года административному ответчику необходимо оплатить транспортный налог и земельный налог именно за 2016 год.

Приказом Министерства финансов РФ № 107н от 12 ноября 2013 года, а именно Приложением № 2 этого документа, устанавливаются Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами.

Налоговые органы, осуществляющие администрирование платежей в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляют информацию плательщикам по заполнению ими расчетных документов в соответствии с настоящим Приказом.

Согласно пунктам 7, 8 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденных Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года N 107н, в расчетных документах в поле 106 указывается показатель основания платежа, имеющий 2 знака, который в том числе может принимать следующие значения: "ТП" - платежи текущего года, "ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов); "ЗД" - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов).

В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в адрес ФИО1 налоговой Инспекцией направлены квитанции с указанием индексов документов соответственно и , всей иной предусмотренной Правилами информации.

При этом в квитанциях в поле 106 указан показатель основания платежа - ТП, то есть платеж текущего года.

Оператор федеральной почтовой связи производит перечисление денег именно по указанным в квитанциях реквизитам.

Порядок исполнения обязанности налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов регулируется ст.45 НК РФ, п.4 указанной статьи определен исчерпывающий перечень случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной.

В данном конкретном случае отсутствуют основания, предусмотренные в качестве признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему Российской Федерации неисполненной.

Суд приходит к выводу, что обязанность ФИО1 по уплате транспортного налога и земельного налога за 2016 год является исполненной.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Однако, административный истец не представил доказательств наличия задолженности ФИО1 по уплате налогов за предыдущие налоговые периоды (акт совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, подписанный налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа, решение налогового органа об уточнении платежа и др.).

Также Инспекцией не представлено доказательств направления в адрес ФИО1 для оплаты квитанций с другими данными, чем те, по которым он произвел оплату.

При наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статьи 69, 70 Налогового Кодекса РФ).

В материалах дела нет данных о направлении ФИО1 требований об уплате налога в иной сумме, чем заявлено в административном иске.

Между тем, ФИО1 дополнительно представил в материалы дела два чека-ордера об уплате двух налоговых платежей в сумме 4500 руб. и 263 руб. через ОАО Сбербанк России по индексам документов от 17 ноября 2016 года, то есть за предшествующий (2016 году) налоговый период.

При таких обстоятельствах, заявленный административный иск МИФНС России №3 по Пензенской области к ФИО1 подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление МИФНС №3 России по Пензенской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд в течение месяца.

Судья: Н.К.Богомолова