ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-338/2022 от 26.04.2022 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Н.С. Голубовской Н.С., при секретаре судебного заседания С.В.В,, с участием помощника прокурора г.Омска Н.В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «ГеоПартнер» к Администрации г.Омска о признании недействующим в части постановления Администрации г.Омска от 13.07.2021 № 431-п «О внесении изменений в некоторые муниципальные правовые акты г.Омска и утверждении проекта межевания чести территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области»,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «ГеоПартнер» обратилось в суд с названным выше иском, мотивируя его тем, что ДД.ММ.ГГГГ между департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска (арендодатель) и ООО «ГеоПартнер» (арендатор) заключен договор аренды согласно условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на три года земельный участок, государственная собственность на которых не разграничена, расположенный в г. Омске, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью 8223 кв.м, с кадастровым номером , местоположение <адрес> Цель использования земельного участка: для строительства многофункционального культурно-развлекательного комплекса (п. 1.4. договора). Разрешенное использование участка: для строительства многофункционального культурно-развлекательного комплекса (п. 1.5 договора). Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора продлен на 2 года 11 месяцев. ДД.ММ.ГГГГ ООО «ГеоПартнер» получен Градостроительный план земельного участка с КН , согласно которому постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - улица Волгоградская — улица Конева — левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска. Согласно данному проекту планировки, элемент планировочной структуры № 13 планировочного района II, частично зона планируемого размещения объектов административно-делового и общественного назначения, частично в 6-ти метровом отступе от красной линии. Постановлением Администрации г. Омска от 13.07.2021 № 431-п в постановление Администрации г. Омска от 10.09.2010 № 805-п «Об утверждении проектов планировки левобережной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» внесены изменения. В частности, согласно чертежу планировки территории, расположенной границах: Ленинградский проспект - улица Волгоградская — улица Конева – левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, в границах элементов планировочной структуры №№ 9, 13, части улицы 3-я Островская, проектируемой улицы № 7 планировочного района II, элемента планировочной структуры № 6-3.ИТ1 по Ленинградскому проспекту в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110210:594, подпадающего в элемент планировочной структуры № 13 (13.3), установлена зона планируемого размещения объектов гостиничного обслуживания, что не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, установленному договором аренды от 27.07.2017. Согласно Выписке из ЕГРН от 22.06.2021 № в отношении земельного участка с кадастровым номером установлен вид разрешенного использования «для строительства многофункционального культурно-развлекательного комплекса». По убеждению ООО «ГеоПартнер», установленное постановлением от 13.07.2021 № 431-п правовое регулирование в части вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , подпадающего в элемент планировочной структуры № 13.3, - зона планируемого размещения объектов гостиничного обслуживания, вступает в противоречие с положениями Генерального плана города Омска, имеющими большую и приоритетную законную силу. С учетом уточненных в письменной форме исковых требований административный истец просил признать недействующим подпункт 4 пункта 1 постановления Администрации г. Омска от 13.07.2021 № 431-п «О внесении изменений в некоторые муниципальные правовые акты города Омска и утверждении проекта межевания части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части установления приложением № 3 к настоящему постановлению в отношении земельного участка с кадастровым номером , входящего в элемент планировочной структуры № 13 (13.3), зоны планируемого размещения объектов гостиничного обслуживания.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «ГеоПартнер» Щ.Е.Ю. административное исковое заявление поддержала по доводам, в нем изложенным и дополнениям к ним, просила его удовлетворить, полагала, что в рассматриваемой правовой ситуации при издании нормативного акта в оспариваемой части административный ответчик не преследовал правомерные цели, принял нормативный акт фактически в интересах конкретного хозяйствующего субъекта - АО Омское производственное объединение «Радиозавод имени А.С. Попова» (Релеро), которым и произведено финансирование разработки проектной документации. Полагала, что действия административного истца в интересах одного юридического лица с нарушением прав другого юридического лица не могут быть признаны правомерными.

Представитель административного ответчика Администрации г.Омска К.Н.Д., действующий на основании доверенности, административный иск не признал по доводам, изложенным в возражениях и дополнениям к ним, указал, что исковые требования являются необоснованными, поскольку нормативный акт в оспариваемой части соответствует требованиям действующего законодательства, оспариваемое правовое регулирование не нарушает прав и законных интересов истца, не препятствует в освоении земельного участка в соответствии с теми целями, которые указаны в договоре аренды.

Представитель заинтересованного лица департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска К.Е.М., действующая на основании доверенности, административный иск полагала не подлежащим удовлетворению, поскольку обжалуемый нормативный правовой акт принят органом местного самоуправления в пределах полномочий, опубликован в соответствии в установленном законом порядке. Также указала на отсутствие доказательств нарушения прав административного истца.

Представитель заинтересованного лица департамента имущественных отношений Администрации г.Омска Ш.А.В., действующий на основании доверенности, административный иск полагал не подлежащим удовлетворению, указав, что нормативное регулирование в оспариваемой части прав административного истца не нарушает, не препятствует использованию земельного участка. Также пояснил, что после внесения изменений в нормативный акт изменения в договор аренды, заключенный с административным истцом, не вносились.

Представитель заинтересованного лица АО Омское производственное объединение «Радиозавод имени А.С. Попова» (Релеро) Я.С.Н., действующий на основании доверенности, оставил разрешение спора на усмотрение суда, указав, что финансирование юридическим лицом разработки проектной документации действующим законодательством не запрещается, внесенные изменения в нормативный акт являются рамочными и определяют возможное планируемое размещение объектов гостиничного обслуживания. Также полагал, что в оспариваемой части нормативный акт прав и законных интересов не нарушает, поскольку не препятствует истцу осваивать земельный участок в соответствии с целями аренды.

Представитель заинтересованного лица ООО «Сибирский региональный союз» Б.А.В., действующий на основании доверенности, полагал, что административный иск является необоснованным, поскольку административным истцом длительное время не принимается мер к освоению земельного участка, в том числе в соответствии с теми целями, которые указаны в договоре аренды. В связи с чем, нормативное регулирование, которое оспаривается административным истцом, не нарушает права и законные интересы административного истца.

В своем заключении помощник прокурора г.Омска Н.В.П. полагал, что исковые требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемые нормативные положения не противоречат законодательству, большей юридической силы. Правовой возможности разработки проектной документации с финансированием хозяйствующим субъектом действующее законодательство не исключает. Также указал, что вид разрешенного использования земельного участка остался неизменным, правовые препятствий в реализации прав арендатора у административного истца не имеется.

Согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

Исследовав законность муниципального правового акта в процессуальных пределах, определенных главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), заслушав процессуальные позиции лиц, участвующих в деле, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

Положениями ст.208 КАС РФ предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В ходе судебного разбирательства установлено, что во исполнение решения Арбитражного суда Омской области по делу между департаментом имущественных отношений Администрации г.Омска и ООО «ГеоПартнер» заключен договор аренды от 27.07.2017 № Д в отношении земельного участка с кадастровым номером , местоположение которого установлено южнее строения <адрес> для строительства многофункционального культурно-развлекательного комплекса. Срок договора аренды составлял 3 года. Дополнительным соглашением от 23.06.2020 срок действия договора аренды от 27.07.2017 продлен на 2 года 11 месяцев в соответствии с пунктами 6-8 статьи 19 Федерального Закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"(в редакции Федерального закона от 08.06.2020 № 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции") (т.1 л.д.115-135).

По информации департамента имущественных отношений Администрации г.Омска данный договор является действующим.

В соответствии с пунктом 1.5 указанного договора аренды разрешенное использование земельного участка – для строительства многофункционального культурно-развлекательного комплекса.

В соответствии со сведениями органа кадастрового учета, обременение земельного участка с кадастровым номером правами арендатора зарегистрировано в установленном законом порядке. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в вид разрешенного использования для данного земельного участка не изменился.

Из представленных департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска сведений следует, что, освоение земельного участка с кадастровым номером для целей договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № Д, в период с 2017 года по настоящее время ООО "ГеоПартнер" не осуществлено. Разрешение на строительство многофункционального культурно-развлекательного комплекса ООО "ГеоПартнер" не выдавалось.

Одновременно, суд учитывает предпринятые административным истцом меры по получению градостроительных планов на указанный земельный участок, а также наличие отказов департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска в выдаче разрешений на строительство, часть из которых были обжалованы (т.1 л.д.173-209, 215-246).

Распоряжением Министерства культуры Омской области от 11.12.2018 № 752-рм, установлены границы территории выявленного объекта культурного (археологического) наследия "Стоянка "Омская", эпоха бронзы, расположенного по адресу: г. Омск, на левом берегу р. Иртыш, с северной стороны насыпи Ленинградского моста, в районе строений профилактория "Восход", и утвержден особый режим использования земельных участков в данных границах (копия прилагается).

Письмом от 24.04.2020 № 3093 Министерство культуры Омской области сообщает ООО "ГеоТоп" и ООО "ГеоПартнер", что при реализации проектов "Строительство гостиницы по ул. 3-я Островская в Кировском АО г. Омска в границах кадастрового участка " и "Строительство многофункционального культурно-развлекательного комплекса по <адрес> АО <адрес> в границах кадастрового участка " сообщает о необходимости неукоснительного исполнения в ходе земляных и строительных работ требований в части соблюдения предельно допустимых глубинных отметок (не глубже 0,5 м. от дневной поверхности) и обязательного археологического наблюдения за ходом земляных работ (копия прилагается).

В том числе, в связи с невыполнением согласованных с Министерством культуры Омской области вышеуказанных разделов по обеспечению сохранности объектов культурного наследия в составе проектной документации в части соблюдения предельно допустимых отметок, письмом департамента архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ ООО "ГеоПартнер" отказано в выдаче разрешения на строительство многофункционального культурно-развлекательного комплекса по <адрес> АО <адрес> в границах кадастрового участка .

Администрацией города Омска принято постановление от 13.07.2021 № 431-п "О внесении изменений в некоторые муниципальные правовые акты города Омска и утверждении проекта межевания части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области", которым утвержден, в том числе проект планировки территории левобережной части муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: Ленинградский проспект - улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска.

Указанным нормативным актом внесены изменения в постановление Администрации города Омска от 10.09.2010 N 805-п "Об утверждении проектов планировки левобережной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области".

Постановлением от 13.07.2021 № 431-п в приложении № 3 установлен элемент планировочной структуры , включающий зону планируемого размещения объектов улично-дорожной сети, зоны планируемого размещения объектов гостиничного обслуживания (13.1, 13.3). Территориально, земельный участок с кадастровым номером входит в элемент планировочной структуры (13.3), зоны планируемого размещения объектов гостиничного обслуживания (т.1 л.д.59-70).

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также муниципальные правовые акты, обязательность опубликования которых установлена действующим законодательством, муниципальными правовыми актами либо в отношении которых принявшим (издавшим) их органом принято решение об опубликовании, подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней с момента подписания, если законодательством или муниципальными правовыми актами не установлен иной срок.

Муниципальные правовые акты, иная официальная информация также могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации, в том числе доведены до всеобщего сведения по телевидению, радио, через компьютерную сеть «Интернет», а также распространены в ином виде (ст. 7 Устава).

Официальными печатными изданиями органов местного самоуправления города Омска определены газеты «Вечерний Омск – Неделя» и «Третья столица» (постановление Мэра города Омска от 25.05.2007 № 395-п «Об опубликовании муниципальных правовых актов и иных официальных документов, подлежащих обязательному опубликованию»).

Постановление Администрации города Омска от 13.07.2021 № 431-п в установленном порядке опубликовано в газете «Третья столица» № 33 от 15.07.2021 (т.1 л.д.71-87).

С указанными нормативными изменениями административный истец не согласен, полагая, что они противоречат законодательству большей юридической силы и фактически препятствуют в использовании ООО «ГеоПарнер» земельного участка в соответствии с целями, определёнными в договоре аренды от 27.07.2017 № Д-Кр-31-11416 (строительство многофункционального культурно-развлекательного комплекса).

Оценивая обоснованность доводов административного иска, суд исходит из следующего.

Пунктом 7 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, том числе, утверждение документации по планировке территории.

В силу ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Частью 1 ст. 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Согласно п. 7 ч. 4 названной статьи материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.

Частью 10 ст. 45 ГрК РФ определено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Генеральный план города Омска является основным документом территориального планирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Документы территориального планирования являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

На основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий, проекты планировок территории города Омска.

Указанные нормы содержатся в разделах 2, 3 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области».

Пунктом 8 ст.1 ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

На основании ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон.

Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила). Правила обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими землепользование и застройку на территории города Омска. Для каждого вида территориальной зоны Правилами устанавливается градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков и объектов капитального строительства и распространяется в равной мере на все расположенные в пределах границ территориальной зоны земельные участки и объекты капитального строительства, независимо от форм собственности.

Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых норм, документация по планировке территории должна соответствовать имеющим большую юридическую силу правилам землепользования и застройки.

Согласно части 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1)основные виды разрешенного использования;

2)условно разрешенные виды использования;

3)вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных, по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

По информации департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска в соответствии Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утв. Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне объектов административно-делового и общественного назначения ОД-1. Зона объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения административно-деловых, общественных, культурных и иных объектов федерального, регионального и местного значения, коммерческих объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

Согласно статье 42 указанных Правил гостиничное обслуживание (код 4.7) относится к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне ОД-1.

В соответствии с классификатором, утвержденным приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412, Правилами землепользования и застройки для зоны административно-делового и общественного назначения (ОД-1) вид использования земельного участка "Гостиничное обслуживание" является разрешенным.

Согласно Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденному Решением Омского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером расположен в границах планируемой общественно-деловой функциональной зоны (т.1 л.д.143-145).

С учетом приведенного суд не усматривает несоответствия или противоречия между нормативными изменениями, оспариваемыми административным истцом, и Генеральным планом муниципального образования г.Омск, а также Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области.

Суд учитывает также, что, ранее, земельный участок с кадастровым номером , входил в элемент планировочной структуры (17.2) зона размещения гостиницы, согласно проекту планировки территории левобережной части муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: улица Лукашевича - улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, утвержденному Постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 № 805-п (редакция № 1 от 10.09.2010).

Постановлением Администрации города Омска от 30.01.2015 № 94-п «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов Администрации города Омска, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» утвержден Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов Администрации города Омска, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее – Порядок). Порядок устанавливает правила проведения и требования к результатам оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Администрации города Омска, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

В соответствии со статьей 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется в целях выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории и предусматривает: а) установление или изменение красных линии; б) установление или изменение границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; в) установление или изменение границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

В соответствии со статьей 43 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется в целях: 1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; 2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

Постановление Администрации города Омска от 10.09.2010 № 805-п «Об утверждении проектов планировки левобережной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области», постановление Администрации города Омска от 13.07.2021 № 431-п «О внесении изменений в некоторые муниципальные правовые и утверждении проекта межевания части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области городской округ город Омск Омской области», утверждающие документацию по планировке территории, не предусматривают установление новых либо изменение действующих обязанностей и запретов для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

С учетом изложенного, необходимости проведения оценки регулирующего воздействия указанных проектов муниципальных нормативных правовых актов в соответствии с установленным Порядком, у органа местного самоуправления не имелось.

Сами по себе доводы представителя административного истца о невозможности использования земельного участка с учетом измененного правового регулирования состоятельными не могут быть признаны. Фактически, доказательства невозможности использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:110210:594 в рамках действующего регулирования в деле отсутствуют.

Более того, судом в целях выяснения возможных правовых препятствий для реализации прав истца как арендатора был направлен запрос в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска с целью выяснения возможных ограничений для ООО «ГеоПартнер» в связи с нормативными изменениями, возможно ли строительство многофункционального культурно-развлекательного комплекса на земельном участке с кадастровым номером , входящего в элемент планировочной структуры № 13 (13.3) с зоной планируемого размещения объектов гостиничного обслуживания.

Из ответа на данный запрос следует, что в соответствии с проектом планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - улица Конева - улица Волгоградская - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 № 805-п в редакции постановления Администрации города Омска от 13.07.2021 № 431-п земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне планируемого размещения объектов гостиничного обслуживания.

Согласно описанию видов разрешенного использования земельных участков в составе Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020№ П/0412, вид разрешенного использования «объекты гостиничного обслуживания (код 4.7)» предусматривает размещение гостиниц (код 4.7).

Разрешения на строительство объекта «многофункциональный культурно-развлекательный комплекс», а также объекта гостиничного обслуживания в границах земельного участка с кадастровым номером в Кировском административном округе города Омска в соответствии с требованиями статьи 51 ГрК РФ департаментом не выдавались. Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером - «для строительства многофункционального культурно-развлекательного комплекса».

В соответствии с «СП 160.1325800.2014. Свод правил. Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования», утвержденными Приказом Министерства строительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 440/пр, в перечень основных групп помещений, включаемых в состав многофункциональных зданий и комплексов, включены номера гостиниц.

Одновременно, указано на то, что при принятии решения о выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ департаментом осуществляется проверка соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Решение о возможности выдачи разрешения на строительство будет принято на основании проверки проектной документации, поступившей от застройщика в порядке части 7 статьи 51 ГрК РФ, с учетом принятых архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений.

Также из ответа департамента имущественных отношений Администрации г.Омска на судебный запрос следует, что проектом межевания территории, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 13.07.2021 № 431-п «О внесении изменений в некоторые муниципальные правовые акты города Омска и утверждении проекта межевания части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:110210:594 не предусмотрено. Согласно проекту планировки территории, утвержденному указанным постановлением, земельный участок с кадастровым номером 55:36:110210:594 расположен в зоне планируемого размещения объектов гостиничного обслуживания (13.3). Расположение земельного участка в указанной зоне не является основанием для изменения его вида разрешенного использования. Вид разрешенного использования участка не изменялся. Изменения в договор аренды, в части смены вида разрешенного использования участка, не вносились. Исходя из указанного ответа арендодателя правовых препятствий в использовании указанного земельного участка в соответствии с целями, установленными в договоре аренды, у административного истца не имеется.

Соответственно, характер негативных правовых последствий для административного истца вследствие изменения правового регулирования, в рамках настоящего административного дела не установлен и административным истцом не доказан.

Кроме того, на основании постановления Мэра города Омска от 29.03.2021 № 19-пм, организованы и 30.04.2021 проведены общественные обсуждения по проекту внесения изменений в проект планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, утвержденный постановлением Администрации города Омска от 10 сентября 2010 года N 805-п "Об утверждении проектов планировки левобережной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (далее - проект планировки территории), в границах элементов планировочной структуры NN 9, 13, части улицы 3-я Островская, проектируемой улицы N 7 планировочного района II, элемента планировочной структуры N 6-3.ИТ1.1 по Ленинградскому проспекту.

В соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений ООО "ГеоПартнер" участия в общественных обсуждениях не принимало.

Постановлением Мэра города Омска от 23.01.2009 № 33-п «Об антикоррупционной экспертизе муниципальных правовых актов города Омска и их проектов» (далее – Постановление от 23.01.2009 № 33-п) утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов города Омска и их проектов (далее – Порядок), а также предусмотрена процедура проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов города Омска.

В соответствии с требованиями Постановления от 23.01.2009 № 33-п в отношении проекта постановления Администрации города Омска «О внесении изменений в некоторые муниципальные правовые и утверждении проекта межевания части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области городской округ город Омск Омской области» (от 13.07.2021 № 431-п) проведена антикоррупционная и независимая антикоррупционная экспертизы.

Замечаний и возражений к Проекту постановления Администрации города Омска, в части предусматривающей изложение в новой редакции Приложения № 6 «Чертеж планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект – улица Волгоградская – улица Конева – левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска» элементы планировочной структуры №№ 9, 13, часть улицы 3-я Островская, проектируемая улица № 7 планировочного района II, элемент планировочной структуры № 6-3.ИТ1.1 по Ленинградскому проспекту», структурными подразделениями Администрации города Омска не представлено.

Кроме того, во исполнение требований подпунктов 3 – 5 пункта 2 Постановления от 23.01.2009 № 33-п в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы, на официальном сайте Администрации города Омска в сети «Интернет» 20.05.2021 размещены: Проект постановления Администрации города Омска для приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы (в период с 21.05.2021 по 27.05.2021); сведения о должностных лицах, ответственных за взаимодействие с юридическими и физическими лицами, аккредитованными в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в соответствии с законодательством; информация об адресе электронной почты, предназначенном для приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа (deparch@admomsk.ru.).

По результатам проведенной независимой антикоррупционной экспертизы замечаний и предложений к Проекту постановления Администрации города в указанный период не поступило.

То обстоятельство, что документация по планировке территории разработана БУ г.Омска «Омскархитектура» в интересах и за счет АО Омское производственное объединение «Радиозавод имени А.С. Попова» (Релеро) само по себе не свидетельствует о несоответствии закону нормативного акта, поскольку подобное финансовое участие хозяйствующего субъекта при разработке документации по планировке территории действующим законодательством не запрещено.

Толкуя в системном единстве оспариваемые нормативные положения в совокупности с положениями актов правового регулирования, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к убеждению о том, что оспариваемые положения не противоречат требованиям законодательства, не нарушают права ООО «ГеоПартнер» как арендатора земельного участка с кадастровым номером

В силу п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления исходя из заявленных административным истцом требований относительно оспариваемых положений муниципального акта.

Основываясь на сравнительном анализе оспариваемых нормативных положений с приведенными выше нормами, суд приходит к выводу о том, что правовое регулирование в оспариваемом пункте установлено органом местного самоуправления без превышения предоставленных полномочий и соответствии с законодательством, имеющим большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 215 КАС РФ

Р Е Ш И Л

Административное исковое заявление ООО «ГеоПартнер» к Администрации г.Омска о признании недействующим в части постановления Администрации г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ-п «О внесении изменений в некоторые муниципальные правовые акты г.Омска и утверждении проекта межевания чести территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части установления приложением № 3 к постановлению в отношении земельного участка с кадастровым номером , входящего в элемент планировочной структуры (13.3), зоны планируемого размещения объектов гостиничного обслуживания оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.С. Голубовская

Мотивированное решение составлено 05.05.2022