ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3393/19 от 20.08.2019 Чеховского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«20» августа 2019 года

Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Колотовкиной Е.Н.,

при секретаре Дурневой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Администрации городского округа Чехов Московской области об отказе в согласовании публичных мероприятий,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились к административному ответчику с требованиями о признании незаконными решения Администрации городского округа Чехов- отказы в согласовании заместителем Главы Администрации ГО Чехов ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ заявленных публичных мероприятий в форме шествия и митингов и обязании Администрации городского округа Чехов согласовать проведение заявленных публичных мероприятий, указав, что ДД.ММ.ГГГГ истцы подали в администрацию уведомления о проведении трех публичных мероприятий: митинга с призывом к исполнению Постановления Европейского Суда по правам человека по делу "Алексеев и Другие против России " от ДД.ММ.ГГГГ о неправомерности запретов публичных мероприятий в поддержку сексуальных и гендерных меньшинств с целью призыва к исполнению Постановления Европейского Суда по правам человека по делу "Алексеев и Другие против России " от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ, о неправомерности запретов гей-парадов и других публичных мероприятий в поддержку прав сексуальных и гендерных меньшинств в городах России. Согласно поданного уведомления, митинг должен состояться ДД.ММ.ГГГГ с 10 до 11 часов на площади перед МБУК КТ “ТТЦ Дружба” по адресу: <адрес>, с количеством участников до 300 человек; шествие Чеховского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Согласно поданного уведомления, шествие должно состояться ДД.ММ.ГГГГ с 13 до 15 часов по <адрес> от <адрес> до <адрес>, с количеством участников до 300 человек; митинга с призывом к соблюдению конституционного права сексуальных и гендерных меньшинств на свободу ассоциаций и регистрацию общественных объединений с целью призыва к Министерству юстиции Российской Федерации соблюдать конституционное право геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендероы на свободу ассоциаций и регистрацию общественных объединений. Согласно поданного уведомления, митинг должен состояться ДД.ММ.ГГГГ с 18 до 19 часов на площади перед МБУК КТ “ТТЦ Дружба” по адресу: <адрес>, с количеством участников до 300 человек. ДД.ММ.ГГГГ администрация уведомила истцов об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий со ссылкой на законодательство о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Данный отказ является нарушением права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированного ст. 31 Конституции РФ, а также Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", указав о нарушении порядка согласования проведения публичных мероприятий по указанным в иске основаниям (л.д.10-16).

Административные истцы извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, при подаче административного иска просили рассмотреть административный иск в их отсутствии (л.д.17). При таких обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть дело по административному иску, в отсутствии не явившихся административных истцов.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО8 (л.д.42-43) возражала против удовлетворения административного иска, по доводам указанным в письменных возражениях по административному иску (л.д.44-48).

Исследовав материалы дела, заслушав показания участников процесса, суд считает требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В целях обеспечения реализации указанного права был принят Федеральный закон от 19 июня 2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

В части 2.1 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 12 вышеназванного Закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Перечень лиц, которые в соответствии с Федеральным законом не вправе быть организаторами публичного мероприятия, а также перечень мест, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, содержатся в части 2 статьи 5 и части 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Как следует из материалов дела и судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ истцы направили в адрес Администрации ГО Чехов уведомления о проведении трех публичных мероприятий:

- митинга с призывом к исполнению Постановления Европейского Суда по правам человека по делу "Алексеев и Другие против России " от ДД.ММ.ГГГГ о неправомерности запретов публичных мероприятий в поддержку сексуальных и гендерных меньшинств с целью призыва к исполнению Постановления Европейского Суда по правам человека по делу "ФИО2 и Другие против России " от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ, о неправомерности запретов гей-парадов и других публичных мероприятий в поддержку прав сексуальных и гендерных меньшинств в городах России. Согласно поданного уведомления, митинг должен состояться ДД.ММ.ГГГГ с 10 до 11 часов на площади перед МБУК КТ “ТТЦ Дружба” по адресу: <адрес>, с количеством участников до 300 человек;

- шествия Чеховского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Согласно поданного уведомления, шествие должно состояться ДД.ММ.ГГГГ с 13 до 15 часов по <адрес> от <адрес> до <адрес>, с количеством участников до 300 человек;

- митинга с призывом к соблюдению конституционного права сексуальных и гендерных меньшинств на свободу ассоциаций и регистрацию общественных объединений с целью призыва к Министерству юстиции Российской Федерации соблюдать конституционное право геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендероы на свободу ассоциаций и регистрацию общественных объединений. Согласно поданного уведомления, митинг должен состояться ДД.ММ.ГГГГ с 18 до 19 часов на площади перед МБУК КТ “ТТЦ Дружба” по адресу: <адрес> городе Чехов, с количеством участников до 300 человек (л.д.18-32).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ письмом – уведомлением заместителя Главы администрации ГО Чехов № от ДД.ММ.ГГГГ, по вопросу проведения заявленных публичных мероприятий, предложено устранить несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичных мероприятий требованиям Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”, с указанием на положения Закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред из здоровью и развитию”, а также, предупредив об административной ответственности, предусмотренной ст.6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.33-38).

Согласно части 2 статьи 12 названного Закона в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Данные нормы материального права с учетом их конституционного толкования обязывают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления в пределах их компетенции не согласовывать проведение публичного мероприятия до устранения организатором несоответствия указанных в уведомлении противоправных целей публичного мероприятия действующим законодательным предписаниям.

При рассмотрении дела, установлено, что административный ответчик не запрещал проведение публичного мероприятия, а предупреждал заявителей о правовых последствиях нарушения законодательных запретов при проведении публичных мероприятий с заявленными целями. При этом органом местного самоуправления организатору публичного мероприятия предоставлена возможность провести публичное мероприятие после устранения несоответствия указанных в уведомлении целей действующим законодательным запретам. Об указанном свидетельствует отсутствие ссылок в оспариваемом решении на положения ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 N 54-ФЗ (л.д.33-38).

Положения Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Доводы административных истцов, о том, что администрации следовало указать заявителям иное альтернативное место проведения митингов и шествия, признается судом несостоятельными, поскольку противоречит нормам пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также смыслу законодательного запрета на пропаганду гомосексуализма среди детей.

Относительно доводов административных истцов о нарушении судом норм международного права, то согласно п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Обжалуемые решения принято в целях охраны нравственности и защиты прав и свобод других лиц.

Свобода собраний в интерпретации административных истцов, означает отсутствие каких-либо запретов, что не соответствует положениям статьи 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, устанавливающей, что пользование правом на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Вышеприведенные обстоятельства дела и цель заявленных публичных мероприятий требовали от административного ответчика принятия предусмотренных законом мер по защите прав детей от информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи, распространение которой прямо запрещено пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

При этом, необходимо учесть, что ни из Конституции Российской Федерации, ни из принятых на себя Российской Федерацией международно-правовых обязательств не вытекает обязанность государства по созданию условий для пропаганды, поддержки и признания союзов лиц одного пола (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 496-О и от 19 января 2010 года N 151-О-О).

В соответствии со статьей 6 Закона об основных гарантиях прав ребенка ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей (пункт 2 статьи 5 названного Федерального закона). При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка (пункт 1 статьи 9 того же Федерального закона). Названные нормы права согласуются с Конвенцией о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 года).

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

В силу статьи 16 этого же Федерального закона такая информация не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.

Статья 6.21 КоАП Российской Федерации устанавливает административную ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2014 года N 24-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан А., Е. и И." часть 1 статьи 6.21 КоАП Российской Федерации признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - она направлена на защиту таких конституционно значимых ценностей, как семья и детство, а также на предотвращение причинения вреда здоровью несовершеннолетних, их нравственному и духовному развитию и не предполагает вмешательства в сферу индивидуальной автономии, включая сексуальное самоопределение личности, не имеет целью запрещение или официальное порицание нетрадиционных сексуальных отношений, не препятствует беспристрастному публичному обсуждению вопросов правового статуса сексуальных меньшинств, а также использованию их представителями всех не запрещенных законом способов выражения своей позиции по этим вопросам и защиты своих прав и законных интересов, включая организацию и проведение публичных мероприятий, и - имея в виду, что противоправными могут признаваться только публичные действия, целью которых является распространение информации, популяризирующей среди несовершеннолетних или навязывающей им, в том числе исходя из обстоятельств совершения данного деяния, нетрадиционные сексуальные отношения, - не допускает расширительного понимания установленного ею запрета.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении