ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3394/20 от 21.07.2020 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2А-3394/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21.07.2020 г.Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Матвеенко Е.Б., при секретаре Великодной Д.В., с участием прокурора Чаусовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Центрального района города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

прокурор Центрального района г. Хабаровска обратился в суд с иском к Управлению Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование требований указал, что прокуратурой в ходе проведения проверки в сети Интернет выявлены страницы с адресами: <данные изъяты>/, где размещены сведения об услугах номинального директора, что запрещено законом.

Просит признать информацию, размещенную на страницах в сети Интернет по адресам: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

С учетом положений, предусмотренных ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.

Прокурор Чаусова А.А. в судебном заседании уточнила исковые требования и просила признать информацию, размещенную на странице сайта в сети Интернет по адресу: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Из представленного отзыва представителя административного ответчика Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу следует, что с заявленными требованиями прокурора Управление согласно в полном объеме.

Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Согласно ч. 4 ст. 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 29) каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Частью 6 статьи 10 названного федерального закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 указанного закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2 статьи 15.1).

Статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определено, что сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет» (пункт 13); страница сайта в сети «Интернет» (интернет-страница) - это часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет» (пункт 14); доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет» (пункт 15); сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему (пункт 16).

Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», основанием для включения в реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а так же регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц (ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

В силу абз. 2 ч. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.

Выступая от имени организации, руководитель должен действовать в ее интересах добросовестно и разумно (пункт 3 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации). От качества работы руководителя во многом зависят соответствие результатов деятельности организации целям, ради достижения которых она создавалась, сохранность ее имущества, а зачастую и само существование организации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 марта 2005 г. № 3-П).

Понятие номинального руководителя содержится в частности в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53, согласно которому руководитель, формально входящий в состав органов юридического лица, но не осуществлявший фактическое управление (далее - номинальный руководитель), например, полностью передоверивший управление другому лицу на основании доверенности либо принимавший ключевые решения по указанию или при наличии явно выраженного согласия третьего лица, не имевшего соответствующих формальных полномочий (фактического руководителя), не утрачивает статус контролирующего лица, поскольку подобное поведение не означает потерю возможности оказания влияния на должника и не освобождает номинального руководителя от осуществления обязанностей по выбору представителя и контролю за его действиями (бездействием), а также по обеспечению надлежащей работы системы управления юридическим лицом (пункт 3 статьи 53 ГК РФ).

Федеральным законом установлен заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице (пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

При этом в силу пункта 4.1 статьи 9, пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Пунктом 1.2 статьи 9 данного закона предусмотрено, что необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено данным пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Согласно пункту 4.2 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона № 129 – ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного мнения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязанность налога указывает на то, что его уплата осуществляется не по усмотрению того или иного лица в добровольном порядке, а в силу закона, и является обязанностью налогоплательщика, которая подлежит неукоснительному исполнению в соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с кодексом возложена вышеуказанная обязанность.

Юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации, признаются налогоплательщиками, если в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации соответствуют хотя бы одному из нижеперечисленных признаков: осуществляют экономическую деятельность в Российской Федерации или получают доходы от источников в Российской Федерации; являются собственниками имущества, подлежащего налогообложению в Российской Федерации; совершают на территории Российской Федерации операции или действия, подлежащие налогообложению; становятся участниками правоотношений при перемещении товара (работ, услуг) через таможенную границу Российской Федерации.

Основное участие в незаконных операциях, направленных на легализацию денежных средств либо на получение необоснованной и незаконной налоговой выгоды принимают так называемые «фирмы-однодневки» и «транзитные организации», зарегистрированные на подставных лиц.

Под подставными лицами, как указано в примечании к 173.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, понимаются лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в единый государственный реестр юридических лиц, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.

Частью 1 ст.173.1 и ч.1 ст.173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах, а также за незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица, то есть предоставление документов, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия, совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой проведена проверка действующего законодательства, в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен сайт по адресу: <данные изъяты>, на котором размещены материалы, содержащие информацию об услугах номинального директора: выезд директора для регистрации компании от 7000 рублей, за смену от 7000 рублей, в банк 8000 рублей, дополнительные выезды 7000 рублей, альтернативная ликвидация ООО путем смены директора и участника на номинального – 30000 рублей, через сделку купли-продажи доли со сменой директора – 40000 рублей и др. Заработная плата директора -20 000 рублей в месяц, что подтверждено скриншотами данного сайта.

Установить владельцев, собственников и иных правообладателей сайта не представляется возможным, так как данная информация на сайте отсутствует.

Вход на сайт является свободным, ознакомиться с содержанием указанного Интернет – ресурса, скопировать информацию в электронном варианте, воспользоваться услугами сервиса, заполнить заявку на получение незаконных услуг может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.

Суд приходит к выводу, что посредством данного сайта возможно создание мошеннических организаций, деятельность которых направлена на легализацию доходов, полученных мошенническим путем и на уклонение от уплаты налогов.

Таким образом, размещаемая информация наносит ущерб социально-экономическому развитию страны, безопасности государства и его бюджету (в виде недополученных сумм налогов или незаконно полученных сумм возмещения из бюджета).

С учетом изложенного, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Настоящее решение является основанием для включения сайтов с вышеуказанными адресами в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать

сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Руководствуясь ст.ст. 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

исковые требования прокурора Центрального района г. Хабаровска удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на странице сайта в сети Интернет по адресу<данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Направить копию решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу) для включения вышеуказанного сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда 21.07.2020.

Мотивированное решение суда составлено 21.07.2020.

Судья Е.Б. Матвеенко