ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-339/2021 от 05.03.2021 Давлекановского районного суда (Республика Башкортостан)

№ 2а-339/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 марта 2021 года г. Давлеканово

Давлекановский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Конавченко А.А.,

при секретаре Тляшевой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район РБ к Давлекановскому межрайонному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район РБ обратилась в суд с иском к Давлекановскому МОСП УФССП России по РБ об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав в обоснование своих требований, что ДД.ММ.ГГГГ Давлекановским МО СП УФССП России по РБ в отношении администрации городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район РБ было возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного документа – исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Давлекановским районным судом РБ, предмет исполнения: обязать администрацию ГП г. Давлеканово МР Давлекановский район РБ расселить жильцов непригодного для проживания многоквартирного дома <адрес> и предоставить - Г.П. (<адрес>) по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте <адрес> РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемого жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ за неисполнение должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, Давлекановским МО СП УФССП по РБ в отношении администрации было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ Давлекановским МО СП на основании данного постановления было возбуждено исполнительное производство -ИП. Администрация городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район РБ считает, что имеются законные основания для освобождения Администрации от взыскания исполнительского сбора в силу следующего. Администрация согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан относится к органам местного самоуправления и в структуре указанных органов является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и осуществляет финансовую деятельность строго в рамках предусмотренного бюджетного финансирования, деятельность жестко ограниченную лимитами денежных средств, предусмотренных на определенные цели. В соответствии со статьей 32 Бюджетного Кодекса РФ все муниципальные расходы подлежат финансированию за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств, помимо бюджета муниципального образования для исполнения расходных обязательств муниципальных образований, не допускается (ст. 14 БК РФ). Бюджетные средства планируются на плановый год. Представительный орган в лице Совета принимает решение об утверждении бюджета городского поселения город Давлеканово в конце ДД.ММ.ГГГГ года на плановый ДД.ММ.ГГГГ год и определяет объем бюджетных средств и цели их использования. Учитывая характер предмета взыскания по основному исполнительному производству, следует принимать во внимание, что исполнение судебного решения требует капитальных вложений в связи с чем, самостоятельно исполнить решение администрация не вправе. Более того, любые муниципальные нужды будь то приобретение товаров, оказание работ или услуг регламентируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Процедура проведения торгов является объемной и длительной на основании утвержденного бюджета формируется план - график размещения закупок, который юридическую силу приобретает по истечению определенных сроков после опубликования, затем необходимо провести процедуру самих торгов, что занимает до 1 месяца. В связи с изложенным исполнить судебное решение по исполнительному производству в сроки, предусмотренные Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не представилось возможным по ряду объективных причин. В целях исполнения судебного решения ГП г. Давлеканово руководствуясь федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» стало участником адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 года» на II в срок до ДД.ММ.ГГГГ и III этап в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судебное решение было исполнено. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Освобождение от исполнительского сбора возможно при наличии уважительных причин, при соблюдении должником той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. В соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания ответственности за нарушение обязательства, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах. В данном случае администрация приняла все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, ее вины в том, что исполнительный документ не исполнен в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, не имелось, и поэтому она может быть освобождена от взыскания исполнительского сбора. При этом представление администрацией доказательств тому, что исполнение исполнительного документа оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, не требуется, поскольку неисполнение исполнительного документа не связано с осуществлением предпринимательской деятельности. На основании изложенного просит освободить администрацию городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению Давлекановского МО УФССП России по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства -ИП.

Представитель административного истца – администрации городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район РБ в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика - Давлекановский МО СП УФССП России по РБ в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил в удовлетворении административного иска отказать.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных случаях, исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Частью 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу положений статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном, производстве» суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.

Из представленных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ Давлекановским МОСП УФССП России по РБ в отношении администрации городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район РБ было возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного документа – исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Давлекановским районным судом РБ, предмет исполнения: обязать администрацию ГП г. Давлеканово МР Давлекановский район РБ расселить жильцов непригодного для проживания многоквартирного дома <адрес> и предоставить - Г.П. (<адрес>) по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте <адрес> РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемого жилого помещения. Для добровольного исполнения требований был установлен 5-дневный срок.

Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Давлекановского МО СП УФССП России по РБ - В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ с администрации ГП г. Давлеканово МР Давлекановский район РБ взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рубле в связи с тем, что исполнительный документ не исполнен в срок, установленный для добровольного исполнения.

Постановлением администрации ГП г. Давлеканово МР Давлекановский район РБ от ДД.ММ.ГГГГГ.П. предоставлена по договору социального найма муниципальное жилое помещение – квартира , расположенная по <адрес>

Постановлением судебного пристава-исполнителя Давлекановского МО СП УФССП России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации ГП г. Давлеканово МР Давлекановский район РБ возбуждено исполнительное производство -ИП, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 50000 рублей.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Освобождение от исполнительского сбора возможно при наличии уважительных причин, при соблюдении должником той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания ответственности за нарушение обязательства, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Юридически значимым обстоятельством по данному делу является возможность либо невозможность по уважительным причинам исполнить требование неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок.

В рассматриваемом случае администрация городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан приняла все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, ее вины в том, что исполнительный документ не исполнен в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, не имелось, и поэтому она может быть освобождена от взыскания исполнительского сбора. При этом представление администрацией доказательств того, что исполнение исполнительного документа оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, не требуется, поскольку неисполнение администрацией исполнительного документа не связано с осуществлением предпринимательской деятельности.

Администрация согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан относится к органам местного самоуправления и в структуре указанных органов является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и осуществляет финансовую деятельность строго в рамках предусмотренного бюджетного финансирования, деятельность жестко ограниченную лимитами денежных средств, предусмотренных на определенные цели.

В соответствие со статьей 32 Бюджетного Кодекса РФ все муниципальные расходы подлежат финансированию за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств, помимо бюджета муниципального образования для исполнения расходных обязательств муниципальных образовании не допускается (ст. 14 БК РФ).

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» провозглашает принципы открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Процедура проведения торгов является объемной и длительной, на основании утвержденного бюджета, формируется план – график размещения закупок, который юридическую силу приобретает по истечении определенных сроков после опубликования, затем необходимо провести процедуру самих торгов, что занимает до 1 месяца. Иной процедуры приобретения жилых помещений не существует.

Суд считает, что доводы представителя административного истца и данные обстоятельства свидетельствует о том, что администрацией городского поселения город Давлеканово муниципального района были приняты все зависящие от нее меры для исполнения решения суда, однако не было достаточно бюджетных средств, времени, а так же обеспечения органами государственной власти Республики Башкортостан необходимыми финансовыми средствами, соответственно, вина в неисполнении требований исполнительного документа в срок отсутствует, поскольку фактически исполнить требования исполнительного документа в короткий 5-ти дневный срок, установленный для добровольного исполнения, как предусмотрено ч.12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 №229-ФЗ не представляется возможным по ряду объективных причин.

Учитывая изложенное, суд считает возможным освободить административного истца от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район РБ к Давлекановскому межрайонному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить администрацию городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя Давлекановского межрайонного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Давлекановский районный суд РБ в течение одного месяца.

Судья: подпись

Верно. Судья: А.А.Конавченко

Подлинник решения подшит в административном деле № 2а-337/2021 Давлекановского районного суда РБ.