ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-33/16 от 15.02.2016 Осташковского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-33/2016 Мотивированное решение составлено 15.02.2016

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Селижарово 09 февраля 2016 года

Селижаровский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Ляшкевич Л.А.,

при секретаре Бойковой Е.А.,

с участием административного ответчика Аракеляна А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Тверской области к Аракеляну А.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу,

У С Т А Н О В И Л :

Межрайонная инспекция ФНС России № 6 по Тверской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Аракеляну А.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2010 год в размере <данные изъяты>

В обоснование требований указано, что в соответствии с налоговым уведомлением Аракеляну А.А. был начислен и предложен к уплате транспортный налог за 2010 по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>. Вышеуказанное налоговое уведомление было направлено ДД.ММ.ГГГГ в адрес налогоплательщика согласно списку заказных писем и считается полученным на шестой день с момента отправки по почте (ст. 52 НК РФ). Поскольку транспортный налог не был уплачен, Аракеляну А.А. направлено требование на уплату налога по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты>, которое считается полученным на шестой день с момента направления заказного письма (статья 69 НК РФ). До настоящего времени требование не исполнено. Межрайонная инспекция ФНС России № 6 по Тверской области просит восстановить пропущенный срок на подачу заявления в связи с тем, что не восстановление пропущенного срока повлечет невозможность взыскания спорной суммы налога и как следствие нанесет ущерб бюджету Тверской области.

Административный истец МИФНС России № 6 по Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик Аракелян А.А. в судебном заседании административные исковые требования не признал и пояснил, что у него в собственности есть автомашина <данные изъяты> автомашина <данные изъяты> семь лет назад была утилизирована, но на учете в ГАИ стоят обе автомашины. Никакие уведомления и требования об уплате указанного в иске транспортного налога он не получал. Считает, что налоговая инспекция пропустила срок обращения в суд с данным иском, просит отказать в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока для обращения в суд.

Изучив материалы дела, суд считает, что в удовлетворении административных исковых требований МИФНС России № 6 по Тверской области следует отказать по следующим основаниям.

Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Исходя из смысла ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированный в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.44 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

В соответствии с п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.

В силу ст.52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

В соответствии с п.1 ст.363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по транспортному налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Законом Тверской области «О транспортном налоге в Тверской области» № 75-ЗО от 06.11.2002 был введен транспортный налог на территории Тверской области, установлены ставки налога, порядок и сроки его уплаты, форма отчетности, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, срок представления налоговой декларации.

В судебном заседании установлено, что Аракеляну А.А. в 2011 году принадлежали автомашины: <данные изъяты>, год выпуска <данные изъяты>, <данные изъяты>., регистрационный номер (л.д.5); <данные изъяты> год выпуска <данные изъяты><данные изъяты> регистрационный номер (л.д.6). На указанные транспортные средства начислен транспортный налог в сумме <данные изъяты>, с учетом числа полных месяцев, в течение которых указанные транспортные средства были в собственности у налогоплательщика. Аракелян А.А. в срок до ДД.ММ.ГГГГ был обязан уплатить транспортный налог в сумме <данные изъяты>, соответствующее налоговое уведомление ему было направлено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копиями налогового уведомления и почтового реестра (л.д.4, 4 оборот). В соответствии со ст.52 Налогового кодекса РФ указанное налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В установленный срок Аракелян А.А. налог не уплатил, в связи с чем ему были начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ направлено требование об уплате налога и пеней в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.52 Налогового кодекса РФ указанное требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Изложенное, подтверждается копией требования об уплате налога, пеней (л.д.7), копией почтового реестра (л.д.8). Указанный налог и пени Аракеляном А.А. в добровольном порядке уплачены не были.

Согласно ч.2 ст.48 Налогового кодекса РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Аналогичное требования содержатся и в ч.2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, предусматривающей, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

В Селижаровский районный суд Тверской области с административным исковым заявлением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика Аракеляна А.А. налоговый орган обратился по истечении шести месяцев с момента окончания срока исполнения требования об уплате налога. Такой срок истек ДД.ММ.ГГГГ и налоговый орган в суд с исковым заявлением должен был обратиться не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Межрайонная ИФНС России №6 по Тверской области обратилась в суд с заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока, мотивировав его тем, что не восстановление пропущенного срока повлечет невозможность взыскания спорной суммы налога и как следствие нанесет ущерб бюджету Тверской области.

Суд считает заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:

Обстоятельств, приостанавливающих, либо прерывающих течение срока давности обращения в суд, административным истцом не приведено. Не представлено суду и каких-либо уважительных причин пропуска данного срока, которые могли бы служить основанием для его восстановления.

Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами субъективного и объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию административным истцом конституционного права на судебную защиту в срок, установленный ст. 48 НК РФ.

Поскольку административное исковое заявление о взыскании с Аракеляна А.А. задолженности по транспортному налогу направлено МИФНС России № 6 по Тверской области за пределами установленного законом срока, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска этого срока и о возможности его восстановления, суду не представлено, административный истец утратил право на принудительное взыскание с административного ответчика задолженности по транспортному налогу, а потому в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Тверской области к Аракеляну А.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2010 год в сумме <данные изъяты> отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Селижаровский районный суд <адрес>.

Председательствующий Л.А. Ляшкевич

Дело № 2а-33/2016 Мотивированное решение составлено 15.02.2016

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Селижарово 09 февраля 2016 года

Селижаровский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Ляшкевич Л.А.,

при секретаре Бойковой Е.А.,

с участием административного ответчика Аракеляна А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Тверской области к Аракеляну А.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу,

У С Т А Н О В И Л :

Межрайонная инспекция ФНС России № 6 по Тверской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Аракеляну А.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2010 год в размере <данные изъяты>

В обоснование требований указано, что в соответствии с налоговым уведомлением Аракеляну А.А. был начислен и предложен к уплате транспортный налог за 2010 по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>. Вышеуказанное налоговое уведомление было направлено ДД.ММ.ГГГГ в адрес налогоплательщика согласно списку заказных писем и считается полученным на шестой день с момента отправки по почте (ст. 52 НК РФ). Поскольку транспортный налог не был уплачен, Аракеляну А.А. направлено требование на уплату налога по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты>, которое считается полученным на шестой день с момента направления заказного письма (статья 69 НК РФ). До настоящего времени требование не исполнено. Межрайонная инспекция ФНС России № 6 по Тверской области просит восстановить пропущенный срок на подачу заявления в связи с тем, что не восстановление пропущенного срока повлечет невозможность взыскания спорной суммы налога и как следствие нанесет ущерб бюджету Тверской области.

Административный истец МИФНС России № 6 по Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик Аракелян А.А. в судебном заседании административные исковые требования не признал и пояснил, что у него в собственности есть автомашина <данные изъяты> автомашина <данные изъяты> семь лет назад была утилизирована, но на учете в ГАИ стоят обе автомашины. Никакие уведомления и требования об уплате указанного в иске транспортного налога он не получал. Считает, что налоговая инспекция пропустила срок обращения в суд с данным иском, просит отказать в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока для обращения в суд.

Изучив материалы дела, суд считает, что в удовлетворении административных исковых требований МИФНС России № 6 по Тверской области следует отказать по следующим основаниям.

Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Исходя из смысла ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированный в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.44 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

В соответствии с п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.

В силу ст.52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

В соответствии с п.1 ст.363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по транспортному налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Законом Тверской области «О транспортном налоге в Тверской области» № 75-ЗО от 06.11.2002 был введен транспортный налог на территории Тверской области, установлены ставки налога, порядок и сроки его уплаты, форма отчетности, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, срок представления налоговой декларации.

В судебном заседании установлено, что Аракеляну А.А. в 2011 году принадлежали автомашины: <данные изъяты>, год выпуска <данные изъяты>, <данные изъяты>., регистрационный номер (л.д.5); <данные изъяты> год выпуска <данные изъяты><данные изъяты> регистрационный номер (л.д.6). На указанные транспортные средства начислен транспортный налог в сумме <данные изъяты>, с учетом числа полных месяцев, в течение которых указанные транспортные средства были в собственности у налогоплательщика. Аракелян А.А. в срок до ДД.ММ.ГГГГ был обязан уплатить транспортный налог в сумме <данные изъяты>, соответствующее налоговое уведомление ему было направлено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копиями налогового уведомления и почтового реестра (л.д.4, 4 оборот). В соответствии со ст.52 Налогового кодекса РФ указанное налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В установленный срок Аракелян А.А. налог не уплатил, в связи с чем ему были начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ направлено требование об уплате налога и пеней в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.52 Налогового кодекса РФ указанное требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Изложенное, подтверждается копией требования об уплате налога, пеней (л.д.7), копией почтового реестра (л.д.8). Указанный налог и пени Аракеляном А.А. в добровольном порядке уплачены не были.

Согласно ч.2 ст.48 Налогового кодекса РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Аналогичное требования содержатся и в ч.2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, предусматривающей, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

В Селижаровский районный суд Тверской области с административным исковым заявлением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика Аракеляна А.А. налоговый орган обратился по истечении шести месяцев с момента окончания срока исполнения требования об уплате налога. Такой срок истек ДД.ММ.ГГГГ и налоговый орган в суд с исковым заявлением должен был обратиться не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Межрайонная ИФНС России №6 по Тверской области обратилась в суд с заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока, мотивировав его тем, что не восстановление пропущенного срока повлечет невозможность взыскания спорной суммы налога и как следствие нанесет ущерб бюджету Тверской области.

Суд считает заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:

Обстоятельств, приостанавливающих, либо прерывающих течение срока давности обращения в суд, административным истцом не приведено. Не представлено суду и каких-либо уважительных причин пропуска данного срока, которые могли бы служить основанием для его восстановления.

Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами субъективного и объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию административным истцом конституционного права на судебную защиту в срок, установленный ст. 48 НК РФ.

Поскольку административное исковое заявление о взыскании с Аракеляна А.А. задолженности по транспортному налогу направлено МИФНС России № 6 по Тверской области за пределами установленного законом срока, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска этого срока и о возможности его восстановления, суду не представлено, административный истец утратил право на принудительное взыскание с административного ответчика задолженности по транспортному налогу, а потому в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Тверской области к Аракеляну А.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2010 год в сумме <данные изъяты> отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Селижаровский районный суд <адрес>.

Председательствующий Л.А. Ляшкевич

1версия для печатиДело № 2а-33/2016 ~ М-12/2016 (Решение)