дело № 2а-5/2018
(2а-33/2017)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Симферополь 25 мая 2018 года
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда
Республики Крым ФИО1,
при секретаре Дермоян Т.Ю.,
с участием представителя административного истца ФИО2, представителей административных ответчиков ФИО3, ФИО4, ФИО5, представителя заинтересованного лица ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО7 к Администрации Первомайского сельского поселения Первомайского района Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Совету министров Республики Крым, заинтересованные лица: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Администрация Первомайского района Республики Крым, об установлении нормативной цены земельного участка,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО7, посредством своего представителя ФИО8, обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Администрации Первомайского сельского поселения Первомайского района Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Совету министров Республики Крым, в котором просил установить кадастровую стоимость (нормативную цену) земельного участка, площадью 7943 кв.м, из земель, находящихся в собственности муниципального образования Первомайское сельское поселение Первомайского района Республики Крым, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешенного использования земельного участка – предпринимательство, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 29 августа 2016 г. (на дату, на которую установлена его кадастровая стоимость) – 4 470 000 рублей 00 копеек; указать дату подачи данного иска в суд - датой подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости; указать период действия установленной кадастровой стоимости с 1 января 2017 г.
В обоснование заявленных требований указано, что приведённый выше земельный участок, кадастровый №, находится во временном пользовании административного истца на основании договора аренды земельного участка от 13 октября 2017 г. № 25. Согласно расчёту арендной платы, являющемуся неотъемлемым приложением №1 к договору, годовой размер арендной платы составляет 6 % (коэффициент для земельного участка, предназначенного для предпринимательства) от нормативной цены земельного участка, при этом нормативная цена земельного участка установлена в размере 8284593,48 рублей, исходя из расчёта 1002,89 рублей - нормативная цена 1 кв.м земель. По мнению индивидуального предпринимателя ФИО7, указанная нормативная цена является существенно завышенной, чем нарушаются его права как плательщика арендной платы. Так, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 17 августа 2017 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости - земельного участка, кадастровый №, составляет 7965955,27 рублей на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, - 29 августа 2016 г. В результате проведённой оценки 29 августа 2016 г. рыночная стоимость земельного участка составляет без учета НДС 4470000,00 рублей, что почти в два раза меньше, чем его установленная нормативная цена. В связи с чем, административный истец полагает, что нормативная цена земельного участка может быть пересмотрена судом по аналогии с пересмотром кадастровой стоимости земельного участка.
Определениями Верховного Суда Республики Крым от 21 декабря 2017 г., от 29 января 2018 г. и от 26 марта 2018 г., в порядке статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым и Администрация Первомайского района Республики Крым соответственно (том № 1 л.д. 236-239, том № 2 л.д.103-106, л.д.213-216).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 доводы административного искового заявления поддержала, просила удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
Представитель Администрации Первомайского сельского поселения Первомайского района Республики Крым ФИО4 с доводами административного искового заявления не согласился, просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме. Пояснил, что расчёт арендной платы произведён на основании нормативной, а не кадастровой стоимости земельного участка. Также указал, что в представленном административным истцом отчёте об оценке рыночной стоимости земельного участка не учтена действующая скважина, которая является существенным улучшением земельного участка. Порядок проведения государственной кадастровой оценки предусмотрен Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Между тем, в нарушение норм указанного закона, землепользователь не уведомил собственника земельного участка о заключении договора на проведение оценки. Свою правовую позицию изложил в письменных возражениях (том № 1 л.д. 139-144).
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 просил отказать в удовлетворении административного искового заявления, поддержал свою позицию, изложенную в письменных возражениях (том № 1 л.д. 241-244). Также пояснил, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков, как объектов недвижимости, необходимые для внесения в Государственный кадастр недвижимости, формируются на основании нормативной цены земельных участков, которая определяется органами местного самоуправления на основании поручения Главы Республики Крым от 11 марта 2016 г. № 01-62/64. Так, постановлением Совета Министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. № 450 определена нормативная цена 1 кв.м. земель населённых пунктов Республики Крым, в том числе нормативная цена 1 кв.м земель Первомайского сельского поселения по виду разрешённого использования земельного участка «предпринимательство» определена в размере 942,57 рублей (пункт 567 Приложения № 1). При заключении административным истцом с Администрацией Первомайского сельского поселения Первомайского района Республики Крым договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, для расчёта арендной платы была применена вышеуказанная нормативная цена в размере 942,57 рублей с применением коэффициента для земельного участка, предназначенного для предпринимательства. Данный договор аренды заключён между сторонами 13 октября 2017 г. в связи с чем, на него не распространяются положения приведённого постановления в части перерасчёта арендной платы по договору, заключённому до 21 марта 2014 г., в гривнах, в рубли с коэффициентом 3,8.
Представитель Совета министров Республики Крым ФИО3 пояснила, что доводы, изложенные в административном исковом заявлении, являются необоснованными и не соответствуют закону, а заявленные требования не подлежат удовлетворению по мотивам, изложенным в письменных возражениях (том № 2 л.д. 3-14). Также указала, что Совет министров Республики Крым, руководствуясь предоставленными полномочиями, а также во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законов Республики Крым, в том числе статьи 11 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» принял постановление от 12 ноября 2014 г. № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» (далее Постановление № 450). Нормативная цена земли устанавливается органами исполнительной власти Республики Крым и применяется на территории республики для целей налогообложения в отношении земель различного целевого назначения с учётом оценочного зонирования, что нашло своё отражение в Постановлении № 450 и не противоречит принципам, заложенным в нормативных правовых актах высшей юридической силы, в том числе постановлении Правительства Российской Федерации № 319. Основой для определения нормативной цены 1 кв.м земель населённых пунктов, указанных в Приложении № 1 к Постановлению № 450, послужили усреднённые показатели нормативной денежной оценки земель каждого населённого пункта, утверждённой в установленном законом порядке до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО6 поддержал позицию административных ответчиков, просил отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объёме, свою правовую позицию изложил в письменных пояснениях (том 2 л.д. 97-99, 176-179).
Индивидуальный предприниматель ФИО7, представители заинтересованных лиц Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, Администрации Первомайского района Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым представлены письменные пояснения относительно доводов административного искового заявления (том № 2 л.д. 201-202, том № 3 л.д. 1-2)
Суд с учётом положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц и их представителей.
Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд находит заявленный административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13 октября 2017 г. между Администрацией Первомайского сельского поселения Первомайского района Республики Крым (Арендодатель) и индивидуальным предпринимателем ФИО7 (Арендатор) заключён договор аренды земельного участка № 25 (далее Договор), площадью 7943 кв.м, из земель, находящихся в собственности муниципального образования Первомайское сельское поселение Первомайского района Республики Крым, категория земель земли населённых пунктов, вид разрешённого использования земельного участка - предпринимательство, кадастровый №, расположенный но адресу: <адрес> б, в границах, указанных в кадастровой выписке о земельном участке, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью (том № 1 л.д. 158-165).
Срок действия договора 49 лет (пункт 3.1 Договора).
Пунктом 4.1 Договора предусмотрено, что арендная плата за земельный участок устанавливается в денежной форме в размере 497075,61 рублей в год, в месяц соответственно 41422,97 рублей.
Расчёт размера арендной платы определён в приложении к настоящему договору, являющемся его неотъемлемой частью.
Согласно расчёту арендной платы к Договору (Приложение № 1) от 13 октября 2017 г. в него вошли следующие базовые показатели: местоположение земельного участка - <адрес>; кадастровый номер земельного участка: <адрес>; категория земель: земли населённых пунктов; вид разрешённого использования земельного участка - предпринимательство; общая площадь земельного участка - 7943 кв.м.
Нормативная цена земельного участка определена в соответствии с Положением о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» и составляет 8284593,48 рублей (1002,89 х 7943 х 1,04). При этом учтено, что 1002,89 рублей – нормативная цена 1 кв.м, 7943 – площадь земельного участка, 1,04 - коэффициент инфляции на 2017 год согласно статьи 1 Федерального закона от 19 декабря 2016 года № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Годовой размер арендной платы составляет 6% (коэффициент для земельного участка, предназначенного для предпринимательства) от нормативной цены, соответственно 497075,61 рублей в год, а в месяц 41422.97 рублей (том № 1 л.д. 167).
Таким образом, административный истец является пользователем земельного участка и плательщиком арендной платы.
Согласно части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, в силу положений пункта 8 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
До 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (часть 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ).
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее Закон № 38-ЗРК).
Согласно статье 11 Закона № 38-ЗРК нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, до 1 января года, следующего за годом утверждения, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основой для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков.
До утверждения в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, в государственный кадастр недвижимости вместо сведений о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определяемой в отношении соответствующих земельных участков (часть 2).
Порядок определения нормативной цены земли в отношении указанных в части 2 настоящей статьи земельных участков, цены продажи, размера арендной платы, платы за сервитут, платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, устанавливается Советом министров Республики Крым (часть 3).
Таким образом, Законом № 38-ЗРК установлены особенности регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым, в том числе по вопросу нормативной цены земли (статья 11). Право устанавливать до 1 января 2019 г. нормативными правовыми актами Республики Крым особенности регулирования указанных правоотношений предусмотрено частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, далее - Постановление № 450) утверждена нормативная цена 1 квадратного метра земель населённых пунктов Республики Крым (приложение 1).
Под № 567 приложения № 1 к Постановлению № 450 средний показатель кадастровой стоимости 1 квадратного метра земель населённых пунктов по виду разрешённого использования – предпринимательство по Первомайскому сельскому поселению Первомайского района составляет 942,57 рублей.
Согласно пункту 2.1 Постановления № 450 нормативная цена земель населённых пунктов, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на размер уровня инфляции, установленного федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года.
Пунктом 4 Постановления № 450 утверждено Положение о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее Положение).
Согласно пункту 3.1 раздела 3 «Порядок определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым» Положения, в том случае, если право на заключение договора аренды земельного участка предоставляется без проведения торгов, годовой размер арендной платы устанавливается в соответствии с пунктами 3.2, 3.3 и 3.4 раздела 3 настоящего Положения.
Годовой размер арендной платы рассчитывается в процентах от нормативной цены земельного участка (пункт 3.2 раздела 3 Положения).
Из анализа приведённых норм Постановления № 450 следует, что нормативная цена земли устанавливается Советом министров Республики Крым и применяется на территории Республики Крым для определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности Республики Крым.
При этом, указанным выше законодательством не установлено требований о соответствии нормативной цены земли рыночной стоимости конкретных земельных участков.
Таким образом, нормативная цена земли в Республике Крым утверждена нормативным правовым актом постоянно действующего высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым - постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года № 450, то есть определена способом, отличным от определения кадастровой оценки земельных участков, осуществляемой согласно положений Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и иных актов, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, следовательно и порядок её оспаривания является иным.
Действующим законодательством не предусмотрено возможности пересмотра нормативной цены земли, в том числе путём установления её судом в размере рыночной.
Такой пересмотр не может повлиять на права и законные интересы административного истца, поскольку в приведённых выше нормативных правовых актах прямо указано, что для целей налогообложения и определения размера арендной платы применяется нормативная цена, установленная Советом министров Республики Крым. Решение суда к числу актов по установлению нормативной цены земли не отнесено.
При этом суд учитывает, что Постановление № 450 в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации недействующим не признано.
Доводы административного искового заявления об обратном, в том числе о пересмотре нормативной цены земли путём оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем, подлежат отклонению как несостоятельные.
Кроме того, установление платы за использование земли на территории Республики Крым, исходя из нормативной цены земли, имеет временный характер, до утверждения результатов массовой кадастровой оценки земельных участков и с учётом того, что особенности регулирования таких отношений на территории Республики Крым могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым до 1 января 2019 г.
Ввиду изложенного, принимая во внимание установленные выше обстоятельства и изложенные нормы права, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления индивидуального предпринимателя ФИО7
На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с отказом в удовлетворении исковых требований государственная пошлина взысканию с административных ответчиков не подлежит.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 247, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
решил:
в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя ФИО7 об установлении нормативной цены земельного участка, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 30 мая 2018 года.
Судья Верховного Суда
Республики Крым ФИО1