РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 июня 2021 г. г. Екатеринбург
Нижнетагильский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Бердинского Д.А., при секретаре судебного заседания Савицком П.В., с участием административного истца ФИО1, административного ответчика командира войсковой части № ФИО2, представителя заинтересованного лица командующего Уральским округом войск национальной гвардии РФ в лице ФИО3, представителя заинтересованного лица командира войсковой части № в лице ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении войсковой части № административное дело № 2а-33/2021 по административному исковому заявлению ФИО1, оспаривающего бездействие командира войсковой части № по выплате истцу дополнительной материальной помощи в связи с рождением ребенка в размере 60000 рублей,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в гарнизонный военный суд с административным иском, которым оспорил бездействие командира войсковой части № по выплате ему по рапорту от 9 января 2021 г. дополнительной материальной помощи в размере 60000 рублей в связи с рождением в октябре 2020 г. в его семье ребенка.
В обоснование требований истец в иске изложил, что после согласования его рапорта с должностными лицами воинской части на выплату дополнительной материальной помощи, в том числе и с начальником финансовой службы полка, командир воинской части на рапорте наложил резолюции о необходимости производства выплаты истцу материальной помощи в размере 60000 рублей.
Вместе с тем, до настоящего времени истребуемый им денежной выплаты истцу не поступало. В связи с чем, ФИО1 просил суд признать бездействие командира войсковой части № по выплате ему дополнительной материальной помощи в связи с рождением ребенка, незаконным и обязать названое должностное лицо выплатить деньги в размере 60000 рублей.
В судебном заседании на своих требованиях административный истец настаивал и просил их удовлетворить, при этом дополнительно показал, что в настоящее время он уволен с военной службы в связи с окончанием срока контракта и исключен из списков личного состава воинской части. Дополнительная материальная помощь в связи с рождением ребенка ему в 2020 г. не оказывалась, поскольку в воинской части в тот период времени отсутствовало соответствующее финансовое обеспечение. В связи с чем, он обратился к командиру полка за подобной выплатой в начале 2021 г.
Административный ответчик – командир войсковой части № ФИО2 в судебном заседании иск бывшего военнослужащего не признал и пояснил, что им, как командиром полка были предприняты все необходимый меры по организации выплаты ФИО1 дополнительной материальной помощи в связи с рождением в семье военнослужащего ребенка.
Вместе с тем, поскольку в воинской части на соответствующие цели отсутствовали денежные средства, он, установленным командующим Уральского округа войск национальной гвардии РФ порядком такой выплаты, подал рапорт военнослужащего, совместно с другими документами подтверждающими возможность выплаты истцу дополнительной материальной помощи, вышестоящему командованию в дивизию, откуда в последующем пришли деньги и указание – оказывать дополнительную материальную помощь и выплачивать деньги, исключительно только тем военнослужащим, у которых событие – рождение ребенка, состоялось в 2021 г.
Представитель заинтересованного лица – командира войсковой части № ФИО4 в судебном заседании иск бывшего военнослужащего также не признал, просил суд отказать в его удовлетворении и пояснил, что командиром дивизии в начале 2021 г. все поступившие списки из полков в отношении военнослужащих, у которых в семье произошло в 2020-2021 годах событие – рождение ребенка, были направлены в Уральский округ войск национальной гвардии РФ для истребования денежных средств на выплату военнослужащим дополнительной материальной помощи. Поскольку командующий Уральским округом войск национальной гвардии РФ является распорядителем бюджетных ассигнований среди подчиненных воинских частей, то он принял решение производить подобную выплату только тем военнослужащим, у которых названное событие наступило именно в 2021 г., в связи с чем, фонд дополнительной материальной помощи от командующего для дивизии, а после и для войсковой части № увеличивался для производства такой выплаты на военнослужащих соответствующих установленным критериям.
Представитель заинтересованного лица – командующего Уральским округом войск национальной гвардии РФ ФИО3 в судебном заседании иск бывшего военнослужащего не признал, просил суд отказать в его удовлетворении и пояснил, что командующий, как распорядитель средств федерального бюджете вправе принимать решения по распределению среди подчиненных воинских частей поступивших на 2021 г. лимитов бюджетных денежных обязательств. При этом, представитель должностного лица обратил внимание, что выплата военнослужащим дополнительной материальной помощи не носит обязательного характера и выплачивается только при наличии соответствующего финансирования на указанные цели. Учитывая, что на воинские части Уральского округа в 2021 г. было выделено чуть больше 45 миллионов рублей для производства дополнительной материальной помощи, командующий принял решение осуществлять такую выплату только тем военнослужащим, у которых событие связанное с рождением ребенка произошло в 2021 г.
Далее ФИО3 пояснил в суде, что по состоянию на 31 мая 2021 г. на указанные цели в Уральском округе осталось денежных средств немногим более 2 миллионов рублей, в связи с чем, командующим Уральского округа в Федеральную службу войск национальной гвардии РФ готовится запрос на необходимость увеличения лимитов бюджетных ассигнований для выплат военнослужащим дополнительной материальной помощи в связи с рождением ребенка, по событиям наступившим, в том числе и в 2020 г.
Свидетель С.Ю.Ю., , в судебном заседании показал, что на начало 2021 г. в воинской части не было денежных средств для выплаты военнослужащим дополнительной материальной помощи в связи с рождением ребенка. Учитывая это, командиром полка в вышестоящий орган военного управления были поданы списки на военнослужащих имеющих право на получения такой выплаты, в том числе и на ФИО1 и подготовлен соответствующий запрос на увеличение лимитов бюджетных ассигнований. В последующем из дивизии поступили деньги на выплату дополнительной материальной помощи только тем военнослужащим, у которых рождение детей произошло в 2021 г.
Выслушав лиц участвующих в деле, свидетеля, а также исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Из рапорта ФИО1 на имя командира войсковой части № от 9 января 2021 г. о выплате военнослужащему денег в размере 60000 рублей в связи с рождением ребенка в 2020 г., следует, что сам рапорт был согласован с начальником группы кадров воинской части, помощниками командира по финансово-экономической и правовой работе, а также подписан командиром воинской части с указанием начальнику финансовой службы выплатить ФИО1 деньги установленным порядком.
Приказами командующего Уральского округа войск национальной гвардии РФ и командира войсковой части № от 26 марта 2021 г., ФИО1 уволен с военной службы в связи с окончанием срока контракта и исключен из списков личного состава воинской части, соответственно.
Свидетельством о рождении ребенка подтверждается, что у ФИО1 26 октября 2020 г. родился сын.
Выпиской из плана распределения бюджетной росписи от 4 января 2021 г., поступившей в воинскую часть 4 февраля текущего года, подтверждается, что войсковой части № на 2021 г. не выделены лимиты на оказание военнослужащим дополнительной материальной помощи.
В последующем фонд материальной помощи для воинской части увеличивался и доводился отдельным распоряжением командира войсковой части № с оговоркой, что оказание материальной помощи следует осуществлять строго по событиям произошедшим в 2021 г., что подтверждается распоряжениями командира дивизии от 5, 17, 26 февраля, 2, 12 марта текущего года и др.
Согласно заявке № 5 от 10 февраля 2021 г., командир войсковой части № направил командиру войсковой части № запрос на сумму 1320000 рублей для увеличение лимитов бюджетных обязательств для выплаты военнослужащим воинской части, в том числе и на ФИО1, дополнительной материальной помощи в связи с рождением ребенка по событиям произошедшим в 2020 г.
Заявкой от 11 февраля 2021 г. подтверждается, что командир войсковой части № представил в Уральский округ войск национальной гвардии РФ запрос о потребности дивизии в лимитах бюджетных обязательств на сумму 2 100000 рублей для выплаты военнослужащим дополнительной материальной помощи в текущем году.
Из распоряжений командующего Уральским округом войск национальной гвардии РФ от 15, 17 февраля 2021 г. следует, что он, как распорядитель бюджетных денежных средств выделил деньги подчиненным воинским частям и разрешил командирам выплатить дополнительную материальную помощь военнослужащим только по событиям, которые наступили в 2021 г.
Из ответа руководителя финансово-экономического департамента от 22 мая 2021 г., поступившего по запросу суда на имя директора Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, следует, что исходя из возможностей бюджета Росгвардии и в целях материальной поддержки военнослужащих оказавшихся в трудной жизненной ситуации, директор Росгвардии ежегодно утверждает фонд дополнительной материальной помощи для округов войск национальной гвардии и воинских частей.
Командующим округами предписано осуществлять оказание материальной помощи строго в установленных случаях в пределах утвержденных размеров фонда дополнительной материальной помощи и лимитов бюджетных обязательств.
Кроме того, командующим округам предоставлены полномочия по распределению доведенных до округов фондов дополнительной материальной помощи между воинскими частями, при этом дополнительная материальная помощь не является обязательной и гарантированной денежной выплатой. Решение по ее выплате, в том числе и в случае рождения ребенка, может быть принято командиром воинской части исключительно при наличии в воинской части нереализованного остатка фонда дополнительной материальной помощи на соответствующий год.
Выплата военнослужащим ежегодной материальной помощи в размере не менее одного оклада денежного содержания предусмотрена ч. 22 ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 7 ноября 2011 года.
Правила выплаты указанной материальной помощи определяются Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 993 «О выплате военнослужащим премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и ежегодной материальной помощи» (далее - Правила), п. 1 которых установлено, что ежегодная материальная помощь выплачивается военнослужащим в размере не менее одного месячного оклада денежного содержания военнослужащего.
В соответствие с п. 2 Правил порядок обращения за материальной помощью, а также ее размер на соответствующий год исходя из бюджетных ассигнований, предусматриваемых на денежное довольствие военнослужащих в составе расходов федерального бюджета на содержание Росгвардии, устанавливаются директором Федеральной службы войск национальной гвардии РФ.
В Росгвардии названные полномочия директора реализованы приказом Росгвардии № 472 от 28 ноября 2020 г. (действует с 1 января 2021 г.), п. 81 которого определено, что военнослужащим по контракту по их рапорту выплачивается ежегодная материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания, что является гарантированной выплатой.
При этом п. 82 приказа определено, что в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на денежное довольствие, военнослужащим по контракту дополнительно может быть оказана ежегодная материальная помощь в размере, превышающем размер материальной помощи, установленный в п. 81 настоящего Порядка, в том числе и в случае рождения у него ребенка при предъявлении свидетельства о рождении – в размере 60 000 рублей на каждого ребенка.
Из разъяснений данных финансово-экономическим департаментом войск национальной гвардии РФ от 27 февраля 2021 г. следует, что решение об оказании дополнительной материальной помощи принимается командиром на основании рапорта военнослужащего представленного в течение года со дня наступления случая указанного в нормативно-правовых актах. При этом командиром может быть принято решение в текущем году по событию наступившем в истекшем году при условии, что по указанному событию решение ранее не принималось и соблюден установленный срок.
В части касающейся предмета настоящего судебного заседания, директор Федеральной службы войск национальной гвардии РФ в своих указаниях от 28 декабря 2020 г. «О Федеральном бюджете на 2021-2023г.г.», требует от командующих округами организовать работу по оптимальному распределению лимитов бюджетных обязательств между подведомственными получателями бюджетных средств. Направить в подразделения указания о порядке использования этих средств. В пределах доведенных лимитов принять решение об их утверждении и доведении размеров фонда материальной помощи до подразделений. При этом, оказание материальной помощи следует осуществлять строго в установленных случаях в пределах доведенных лимитах бюджетных обязательств.
Таким образом, из изложенного выше следует, что командующему округом предоставлены полномочия по распределению доведенного до округа фонда дополнительной материальной помощи между воинскими частями, при этом дополнительная материальная помощь не является обязательной и гарантированной денежной выплатой. Решение по ее выплате, в том числе и в случае рождения ребенка, может быть принято командиром воинской части исключительно при наличии в воинской части нереализованного остатка фонда дополнительной материальной помощи на соответствующий год.
В свою очередь командир воинской части, чье бездействие оспорил административный истец по выплате ему дополнительной материальной помощи, принял все зависящие от него меры с целью выплаты ФИО1 дополнительной материальной помощи, при этом окончательное решение по спорному вопросу зависело не от названного должностного лица и в его компетенцию не входило.
Таким образом, ответчик действовал строго в пределах предоставленных ему полномочий, бездействия в отношении ФИО1 не допускал, прав административного истца не нарушил, в связи с чем, суд находит административное исковое заявление бывшего военнослужащего необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного иска ФИО1, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд через Нижнетагильский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня вынесения его в окончательной форме.
Судья Нижнетагильского
гарнизонного военного суда «Подпись» Д.А. Бердинский