ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-33/2021 от 23.03.2021 Ярославского гарнизонного военного суда (Ярославская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2021 года город Ярославль

Ярославский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Пызикова Д.Г.,

при секретаре судебного заседания Гусевой М.А., с участием административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-33/2021 по административному исковому заявлению проходящего военную службу по контракту военнослужащего войсковой части 55443-СБ капитан-лейтенанта ФИО1 об оспаривании действий начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» (далее - УФО), связанных с отказом в оплате административному истцу командировочных расходов,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что при прохождении военной службы в войсковой части 55443-СБ (поселок <данные изъяты>) он в период с 23 августа по 8 сентября 2020 года был направлен за свой счет в служебную командировку в войсковую часть 23626 (поселок <данные изъяты>), где питанием и жилым помещением обеспечен не был, а для проживания в период с 28 августа по 6 сентября 2020 года ему пришлось по месту пребывания в командировке разместиться в хостеле Индивидуального предпринимателя (ИП) ФИО2 в деревне <данные изъяты>.

После возвращения из командировки и представления в УФО авансового отчета об израсходовании денежных средств на командировочные расходы он получил сообщение начальника управления от 16 декабря 2020 года о том, что при проверке авансового отчета к учету не приняты документы за проживание в хостеле ИП ФИО2 со ссылкой на пункт 140 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 6 декабря 2019 года № 727 (далее - Порядок обеспечения денежным довольствием), поскольку при проживании в жилом помещении индивидуального предпринимателя, предоставляющего гостиничные услуги, необходимо представить договор найма (поднайма) жилого помещения с указанием размера платы за жилое помещение и копии свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, кассовый чек об оплате услуг за проживание, а при осуществлении расчетов без применения контрольно-кассовой техники - приходный кассовый ордер или документ, оформленный на бланке строгой отчетности для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, которые в финансовый орган представлены не были.

Полагая свои права нарушенными, ФИО1, обращая внимание на документальное подтверждение им фактов оплаты гостиничных услуг кассовыми чеками и проживания - соответствующей справкой, с учетом уточнений просит суд признать действия начальника УФО, связанные с отказом в оплате командировочных расходов на проживание в жилом помещении ИП ФИО2, незаконными и обязать административного ответчика произвести оплату командировочных расходов в размере 3105 рублей.

В судебном заседании ФИО1 административный иск поддержал и пояснил, что при направлении в служебную командировку в распоряжение командира войсковой части 23626 ему со стороны направившего его в командировку командования не было определено место проживания, не был он обеспечен жилым помещением и в указанной воинской части. В этой связи в период с 28 августа по 6 сентября 2020 года он проживал в хостеле ИП ФИО2, когда в близлежащей гостинице ввиду большого количества прибывших в командировку лиц, ранее забронировавших проживание, не было свободных мест. При этом ИП ФИО2 в подтверждение проживания выдал ему только справку, отказавшись составлять соответствующий договор. По прибытию из командировки он представил в УФО авансовый отчет о понесенных им командировочных расходах с приложением в обоснование проживания в хостеле кассовых чеков и справки ИП ФИО2, поскольку другие документы в хостеле не оформлялись.

Представитель административного ответчика в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в направленных в суд письменных объяснениях, административный иск не признал, ссылаясь на то, что административным истцом не представлены установленные приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 декабря 2019 года № 727 подтверждающие размер фактических затрат по найму жилого помещения документы в случае вызванной условиями выполнения служебного задания необходимости проживания военнослужащих не в гостинице: договор найма (поднайма) жилого помещения с указанием размера платы за жилое помещение и копии свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; кассовый чек об оплате услуг за проживание. Кроме того представитель административного истца указал на предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 года № 1853 требование к оказанию гостиничных услуг - только при наличии свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, и что представленные ФИО1 платежные документы о проживании в хостеле не соответствуют предъявляемым к ним законодательством требованиям о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов, а командиром войсковой части 55443-СБ не издавался приказ о проживании административного истца в командировке вне гостиницы.

Заслушав административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что административный иск ФИО1 подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о порядке и размерах выплат на командировочные расходы, связанные со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2020 года № 553, в случае вызванной условиями выполнения служебного задания необходимости проживания военнослужащих и сотрудников не в гостинице руководители федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, вправе определять виды документов, подтверждающих размер фактических затрат, исходя из которого возмещаются расходы по бронированию и найму жилых помещений.

В пункте 140 Порядка обеспечения денежным довольствием Министром обороны Российской Федерации установлено, что в случае вызванной условиями выполнения служебного задания необходимости проживания военнослужащих не в гостинице оплата расходов по бронированию и найму жилого помещения производится на основании следующих документов, подтверждающих размер фактических затрат, при проживании в жилом помещении индивидуального предпринимателя, предоставляющего гостиничные услуги: договор найма (поднайма) жилого помещения с указанием размера платы за жилое помещение и копии свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; кассовый чек об оплате услуг за проживание, а при осуществлении расчетов без применения контрольно-кассовой техники - приходный кассовый ордер или документ, оформленный на бланке строгой отчетности для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. Проживание вне гостиниц оформляется приказом должностного лица, направляющего в командировку.

В силу статьи 4.7 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» кассовый чек и бланк строгой отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, должны содержать наряду с другими реквизитами в качестве обязательного реквизита «QR-код».

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 проходит военную службу в войсковой части 55443-СБ в поселке <данные изъяты> и во исполнение указаний начальника Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации от 15 июля 2020 года и распоряжения временно исполняющего обязанности начальника штаба Западного военного округа от 16 июля 2020 года по подготовке и проведению мероприятий на территории Конгрессно-выставочного центра «Патриот» приказом командира войсковой части 55443-СБ в период с 23 августа по 8 сентября 2020 года он был направлен в служебную командировку в войсковую часть 23626 в поселок <данные изъяты>.

Согласно выпискам из приказов командира войсковой части 55443-СБ: от 24 августа 2020 года № 154 - ФИО1 с 23 августа по 8 сентября 2020 года полагается убывшим в командировку в войсковую часть 23626 для организации работ по подготовке и проведению международного военно-технического форума «Армия-2020»; от 8 сентября 2020 года № 165 - полагается прибывшим и приступившим к исполнению служебных обязанностей 8 сентября 2020 года.

В командировочном удостоверении от 23 августа 2020 года № 106 имеются отметки о прибытии административного истца в пункт назначения и выбытии из него.

Таким образом, административный истец находился в командировке в период с 23 августа по 8 сентября 2020 года без обеспечения бесплатным жильем, а командир войсковой части 55443-СБ, направивший ФИО1 в служебную командировку, не принимал решения о проживании его вне гостиниц.

Справкой от 5 сентября 2020 года, выданной ИП ФИО2, подтверждается проживание административного истца в хостеле, расположенном по адресу: <адрес>, с 28 августа по 6 сентября 2020 года, в четырехместном номере стоимостью 345 рублей за койко-место в сутки.

В соответствии с копией кассового чека административный истец оплатил услуги за проживание в указанном хостеле с 28 августа по 6 сентября 2020 года в общей сумме 3105 рублей. При этом предъявленный кассовый чек не содержит «QR-код».

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО2 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 31 июля 2019 года и одним из основных видов его деятельности является «Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания».

На основании изложенного факт проживания административного истца в жилом помещении ИП ФИО2, предоставляющего гостиничные услуги, с 28 августа по 6 сентября 2020 года с соответствующей оплатой документально подтвержден и стороной административного ответчика не опровергается, как и не опровергнуты объяснения ФИО1 о вынужденном его проживании в хостеле по месту выполнения служебных задач ввиду не предоставления командованием бесплатного жилого помещения и отсутствия свободных мест в гостинице в условиях проведения мероприятий в Конгрессно-выставочном центре «Патриот». Здесь необходимо признать наличие состоявшихся реальных договорных отношений по найму жилого помещения между административным истцом и индивидуальным предпринимателем и при таких данных отсутствие иных документов, дополнительно свидетельствующих об этом обстоятельстве, не опровергает самого факта проживания.

Причем, поскольку письменный договор по найму (поднайму) жилого помещения между административным истцом и ИП ФИО2 при заселении не составлялся и оплата ФИО1 проживания была уже реально осуществлена с выдачей кассового чека, поэтому в ходе подачи в уполномоченный финансовый орган авансового отчета у административного истца не имелось объективной возможности предоставить соответствующий договор и кассовый чек с содержанием обязательных реквизитов.

Вместе с тем, несмотря на отсутствие письменного договора на проживание и одного из обязательных реквизитов на кассовых чеках, в тех условиях, в которых оказался административный истец при исполнении обязанностей военной службы и выполнивший служебное задание, он имеет право на возмещение понесенных им расходов, обусловленных именно интересами военной службы.

Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что само по себе отсутствие оформленного командиром воинской части приказа о проживании административного истца в служебной командировке вне гостиницы не освобождает административного ответчика от возмещения командировочных расходов.

Так, в соответствии со статьями 3 - 5 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальная защита военнослужащих является функцией государства и предусматривает, в том числе, меры, направленные на создание условий жизни и деятельности военнослужащих, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе. Реализация мер социальной защиты возлагается на органы государственной власти, а также является обязанностью командиров (начальников). Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным законом.

Согласно пунктам 4 и 5 статьи 18 данного Федерального закона убытки, причиненные военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права.

По смыслу приведенных норм закона, возмещение понесенных военнослужащим убытков должно обеспечиваться за счет средств федерального бюджета.

Ввиду того, что в связи с нахождением в командировке в целях выполнения служебного задания ФИО1 был вынужден нести расходы по найму жилого помещения, понесенные им фактические затраты в интересах службы подлежат возмещению со стороны административного ответчика, которым, несмотря на формальное соблюдение норм приказа Министра обороны Российской Федерации от 6 декабря 2019 года № 727, в полной мере не были учтены при расчете командировочных расходов в отношении административного истца и другие вышеуказанные требования законодательства.

При этом суд не оставляет без внимания, что оплата услуг проживания ФИО1 в хостеле в сутки была произведена за койко-место в четырехместном номере в размере 345 рублей, явно не превышающем установленные пределы таких возможных расходов, поскольку в силу подпункта «б» пункта 1 вышеуказанного Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2020 года № 553, он имел право на возмещение расходов по бронированию и найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку военнослужащему предоставляется бесплатное жилое помещение) в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами, по нормам - не более стоимости 1-комнатного (1-местного) номера.

Для восстановления нарушенного права административного истца действия начальника УФО, связанные с отказом административному истцу в принятии к учету расходов на проживание, следует признать не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими его права и необходимо возложить на начальника УФО обязанность произвести ФИО1 выплату понесенных им расходов на проживание в командировке в общем размере 3105 рублей.

В соответствии со статьей 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Часть 1 статьи 111 КАС РФ определяет, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Из материалов дела видно, что при подаче в суд административного искового заявления об оспаривании действий начальника УФО ФИО1 согласно чек-ордеру уплатил государственную пошлину в размере 300 рублей - расходы, которые подлежат возмещению полностью стороной административного ответчика.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административный иск ФИО1 удовлетворить.

Признать не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права административного истца действия начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям», связанные с отказом административному истцу в оплате командировочных расходов.

Обязать начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» произвести ФИО1 выплату командировочных расходов в размере 3105 (трех тысяч ста пяти) рублей, а также сообщить об исполнении решения суда административному истцу и в суд в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» в пользу ФИО1 300 (триста) рублей в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Ярославский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий