ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-33/2022 от 14.01.2022 Нововоронежского городского суда (Воронежская область)

УИД 36RS0024-01-2021-000773-53

Производство №2а-33/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Аксеновой Ю.В., с участием

от прокуратуры г.Нововоронежа Воронежской области помощника прокурора Козиева Р.С.,

при секретаре Рыжковой Т.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в зале заседаний Нововоронежского городского суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Нововоронежа Воронежской области, поданному в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице территориального органа – Управления Федеральной службы по Воронежской области, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Прокурор г.Нововоронеж Воронежской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и

Просит признать информацию, размещенную на странице сайта с URL-адресом: <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Также просит возложить на административного ответчика – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в Воронежской области обязанность включить страницы сайта с URL-адресом: <адрес> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» для последующего ограничения доступа к указанной информации.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой г.Нововоронежа проведена проверка соблюдения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, а также проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации в сети «Интернет», в ходе которой осуществлен мониторинг сети «Интернет» и Интернет-ресурсов.

Проведенным мониторингом сети «Интернет» посредством услуг связи, оказываемых прокуратуре района, установлено, что на страницах сайта с URL-адресом: <адрес> размещена информация, в том числе, о продаже школьных аттестатов, получаемых школьниками по итогам окончания 9 и 11 классов образцов разных лет, дипломов о высшем образовании. Интернет-сайт <адрес> является объявлением о круглосуточной продаже вышеуказанных официальных документов, на страницах указаны способы оплаты, контактные данные продавцов, прайс-лист с ценами продукции. Указано, что продаваемые документы изготовлены на фабрике Гознак, способны выдержать любые проверки.

Сведения, размещенные на данных интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования вышеуказанных официальных документов, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения.

Информация, указанная на сайте <адрес> провоцирует граждан на незаконное получение указанных документов с возможным использованием в корыстных целях.

При этом вход на сайт <адрес> свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов сайтов не требуется. Ознакомиться с содержанием сайтов и скопировать материалы в электронном виде может любой Интернет-пользователь. На страницах указанных сайтов в сети «Интернет» информация о владельцах сайтов не представлена. Доменное имя сайта зарегистрировано в Нидерландах, в связи с чем, установление личности и места жительства владельцев сайтов не представляется возможным.

На основании ст. 9, 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», п.8 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612, продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию об адресе (месте нахождения) продавца, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца.

На сайте указаны адреса электронной почты и номера контактных телефонов, указание на организационно-правовую форму лиц, являющихся владельцами соответствующих сайтов и разместивших на них информацию о реализации документов, иная контактная информация в виде адресов, номеров телефонов, факсов и т.д. на данных веб-страницах отсутствует, в связи с чем, установить, кем размещена на сайтах вышеуказанная информация, кто является владельцем данного сайта, а также привлечь указанное лицо к участию в деле не представляется возможным.

В силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Статьей 59 Федерального закона №273-ФЗ установлено, что итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестации.

Совместным приказом Минпросвещения России, Рособрнадзора №190/1512 от 07.11.2018 утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования, который определяет формы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования участников, сроки и продолжительность проведения ГИА, порядок проверки экзаменационных работ, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов ГИА.

Согласно п.2 Порядка государственная итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ основного общего образования, является обязательной.

В силу п. 9 Порядка к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение).

Экстерны допускаются к ГИА при условии получения на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных, а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение).

К экзаменам по учебным предметам, освоение которых завершилось ранее, допускаются обучающиеся X - XI (XII) классов, имеющие годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам учебного плана за предпоследний год обучения.

Согласно п. 86 Порядка по завершении проверки экзаменационных работ, в том числе получения от уполномоченной организации результатов централизованной проверки экзаменационных работ ЕГЭ, РЦОИ, уполномоченная организация передает в ГЭК результаты ЕГЭ. Председатель ГЭК рассматривает результаты экзаменов по каждому учебному предмету и принимает решение об их утверждении, изменении и (или) аннулировании.

Частью 4 ст. 60 Федерального закона №273-ФЗ установлено, что лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании. Документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня: 1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании); 2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).

За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается (ч. 16 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ). Образец аттестата об основном общем образовании утвержден приказом Министерства образования и науки РФ №989 от 27.08.2013.

Кроме того, в соответствии с п. 17 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации относится к компетенции образовательной организации.

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с ч. 1, 6 ст. 10 Закона, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст.9 Закона, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В статье 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» определено, что не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовно - наказуемых деяний, а также распространение материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

При этом незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, являются преступлениями, ответственность за которые предусмотрена ст. 324 УК РФ, ст. 327 УК РФ.

Следовательно, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о продаже аттестатов об основном общем образовании лицам, не прошедшим обучение, субъектами, которым не предоставлено право выдачи документов об образовании, дипломов о высшем образовании государственного образца. Выдача (получение) документов об образовании за плату или лицам, не прошедшим обучение, противоречит законодательству РФ.

Таким образом, сведения, размещенные на интернет-сайте с URL-адресом <адрес> вводят в заблуждение неопределенный круг лиц, в том числе, несовершеннолетних граждан, относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц, в том числе несовершеннолетних, к совершению преступлений и способствуют их совершению. Распространение информации о получении за плату документов об образовании противоречит требованиям законодательства об образовании, нарушает права несовершеннолетних на получение образования. Согласно ч.5 ст.15 Закона передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии со ст. 15.1 Закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона).

В целях ограничения доступа к информации на страницах сайта с <адрес> необходимо внести данные страницы сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228. На момент проверки данные указатели страниц сайтов, на которых размещена названная информация, в реестре отсутствует <адрес>

Обеспечение свободного доступа неограниченного круга лиц к названной информации формирует положительное мнение о возможности совершения противоправных действий, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации, действующих законов.

В судебном заседании прокурор Козиев Р.С. поддержал требования, изложенные в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице территориального органа – Управления Федеральной службы по Воронежской области в судебное заседание не явился, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, и при этом исходит из следующего:

В силу ч.1 ст.265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В силу ч.5 ст.265.2 КАС РФ судья отказывает в принятии к производству административного искового заявления о признании информации запрещенной, если указанные в нем доменное имя, указатель страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" включены в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Согласно представленным материалам, установлено, что на страницах сайта с URL-адресом: <адрес> размещена информация, в том числе, о продаже школьных аттестатов, получаемых школьниками по итогам окончания 9 и 11 классов образцов разных лет, дипломов о высшем образовании. Интернет-сайт <адрес> является объявлением о круглосуточной продаже вышеуказанных официальных документов.

Установлено, что в Единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» указатели страниц сайтов, на которых размещена названная информация, отсутствует <адрес>

Согласно представленным материалам, вход на сайт <адрес> свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов сайтов не требуется, ознакомиться с содержанием сайтов и скопировать материалы в электронном виде может любой Интернет-пользователь.

На страницах сайта в сети «Интернет» информация о владельцах сайтов не представлена. Доменное имя сайта зарегистрировано в Нидерландах, в связи с чем, установление личности и места жительства владельцев сайтов не представляется возможным

На сайте указание на организационно-правовую форму лиц, являющихся владельцами сайта и разместивших информацию о реализации документов, иная контактная информация в виде адресов, номеров телефонов, факсов и т.д. отсутствует, в связи с чем, установить, кем размещена на сайтах вышеуказанная информация, кто является владельцем данного сайта, а также привлечь указанное лицо к участию в деле не представляется возможным.

В силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Статьей 59 Федерального закона №273-ФЗ установлено, что итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестации.

Совместным приказом Минпросвещения России, Рособрнадзора №190/1512 от 07.11.2018 утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования, который определяет формы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования участников, сроки и продолжительность проведения ГИА, порядок проверки экзаменационных работ, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов ГИА.

Согласно п.2 Порядка государственная итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ основного общего образования, является обязательной.

В силу п. 9 Порядка к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение).

Экстерны допускаются к ГИА при условии получения на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных, а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение).

К экзаменам по учебным предметам, освоение которых завершилось ранее, допускаются обучающиеся X - XI (XII) классов, имеющие годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам учебного плана за предпоследний год обучения.

Согласно п. 86 Порядка по завершении проверки экзаменационных работ, в том числе получения от уполномоченной организации результатов централизованной проверки экзаменационных работ ЕГЭ, РЦОИ, уполномоченная организация передает в ГЭК результаты ЕГЭ. Председатель ГЭК рассматривает результаты экзаменов по каждому учебному предмету и принимает решение об их утверждении, изменении и (или) аннулировании.

Частью 4 ст. 60 Федерального закона №273-ФЗ установлено, что лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании. Документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня: 1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании); 2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).

За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается (ч. 16 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ). Образец аттестата об основном общем образовании утвержден приказом Министерства образования и науки РФ №989 от 27.08.2013.

Кроме того, в соответствии с п. 17 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации относится к компетенции образовательной организации.

Статьей 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст.9 Закона, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В статье 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» определено, что не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовно - наказуемых деяний, а также распространение материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

При этом незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, являются преступлениями, ответственность за которые предусмотрена ст. 324 УК РФ, ст. 327 УК РФ.

Таким образом, указанными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о продаже аттестатов об основном общем образовании, дипломов о высшем образовании лицам, не прошедшим обучение, и субъектами, которым не предоставлено право выдачи документов об образовании, дипломов о высшем образовании государственного образца. Выдача (получение) документов об образовании за плату или лицам, не прошедшим обучение, противоречит законодательству РФ. А сведения, размещенные на интернет-сайте с URL-адресом <адрес> вводят в заблуждение неопределенный круг лиц, в том числе, несовершеннолетних граждан, относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц, в том числе несовершеннолетних, к совершению преступлений и способствуют их совершению. Распространение информации о получении за плату документов об образовании противоречит требованиям законодательства об образовании, нарушает права несовершеннолетних на получение образования.

В целях ограничения доступа к информации на страницах сайта с URL-адресом <адрес> необходимо внести данные страницы сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Нововоронежа Воронежской области удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на странице сайта с URL-адресом: <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Возложить на Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в Воронежской области обязанность включить страницы сайта с URL-адресом: <адрес> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» для последующего ограничения доступа к указанной информации.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд Воронежской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.В.Аксенова

Решение в окончательной форме изготовлено 17.01.2022 года

УИД 36RS0024-01-2021-000773-53

Производство №2а-33/2022