Дело № 2а-3401/2020
УИД: 18RS0003-01-2020-003086-93
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 октября 2020 года город Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
Председательствующего судьи Чуркиной Н.А.,
при секретаре Семиволковой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике о признании действий незаконными, возложении обязанности,
установил:
ФИО1 (далее административный истец) обратился в суд с административным иском к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике о признании действий незаконными, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что 22.07.2002 г. истец обратился в Государственную инспекцию по маломерным судам Удмуртской Республики с заявлением о постановке на учет гидроцикла GTX 4-ТЕС год выпуска 2002, <номер>. модель (№) двигателя - <номер>, что подтверждается копией моего заявления.
Впоследствии ему стало известно, что на его имя был зарегистрирован гидроцикл с <номер>.
Согласно п. 5 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС России от 24.06.2016 N 340, государственная регистрация судов осуществляется подразделениями Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, на которые возложено предоставление государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.12.2004 № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В систему Государственной инспекции по маломерным судам входят структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов МЧС России, государственные инспекторы по маломерным судам, а также соответствующие подразделения и организации МЧС России.
28.05.2020 г. он обратился к главному государственному инспектору по маломерным судам Удмуртской Республике с заявлением о признании записи о регистрации гидроцикла с <номер> недействительной с момента внесения указанной записи в реестр маломерных судов и предоставлении в Управление федеральной налоговой службы по Удмуртской Республики уточненную информации в электронном виде XML файла об отсутствии у ФИО1 зарегистрированного гидроцикла GTX 4-ТЕС 2002 года выпуска, модель (№) двигателя - <номер>, <номер> с 2002 года.
11.06.2020 г. был получен ответ от Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике, что была допущена техническая ошибка и на имя истца вместо гидроцикла с VIN - <номер> был зарегистрирован гидроцикл с некорректным VIN <номер>, но, по мнению, Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике указанные обстоятельства не являются достаточным основанием для признания записи о регистрации гидроцикла с VIN <номер> недействительной.
Однако наличие указанной записи в реестре является нарушением его прав, а указанная позиция Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике является ошибочной в силу следующего.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу ст. 130 ГК РФ гидроцикл, как маломерное судно, является недвижимым имуществом.
В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Постановка на учет маломерных судов, в том числе и гидроциклов, носит заявительный характер (п. 4 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС России от 24.06.2016 N 340), то есть осуществить такую регистрацию невозможно без соответствующего заявления лица.
Истец никогда не обращался с заявлением о регистрации гидроцикла с VIN <номер> на учет в реестре маломерных судов, и никогда не владел гидроциклом с VIN <номер>.
Между тем Государственная инспекция по маломерным судам (Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике) осуществила на моё имя регистрацию гидроцикла (с VIN <номер>}, которым он никогда не владел.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество направлена на реализацию принципов публичности и достоверности сведений о правах на объекты недвижимого имущества и их правообладателях, она создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом.
Следовательно, законодатель связывает возникновение права собственности на недвижимые вещи помимо факта регистрации ещё и с фактом физического существования объекта недвижимости.
Таким образом, так как гидроцикла с VIN <номер> не существует и не существовало, то и право собственности на него возникнуть не могло.
Истец не отвечает и не может отвечать за действия третьих лиц (сотрудников государственной инспекции по маломерным судам), в результате действий которых на его имя был зарегистрирован гидроцикл, который ему никогда не принадлежал и физически не существует.
Регистрация на его имя несуществующего гидроцикла необоснованно порождает у него определенные обязанности, так как действующее законодательство связывает в том числе и с наличием записи о регистрации имущества наличия определённых обязанностей, таких как бремя содержания имущества, обязательство по уплате транспортного налога.
Ввиду наличия данной записи в реестре на его имя фактически получается, что он должен был нести бремя содержания гидроцикла, который ему никогда не принадлежал.
Кроме того, в связи с тем, что на его имя был поставлен гидроцикл с VIN <номер>, налоговые органы начислили мне транспортный налог в сумме 78 000 руб. на гидроцикл, которым он никогда не владел, что является нарушением моих прав, так как не может возникнуть обязанность по уплате налога на транспортное средство, которым он никогда не владел, к которому не имеет никакого отношения и которое физически не существует.
Согласно статье 38 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Таким образом, Налоговый кодекс РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.
Тот факт, что гидроцикл с VIN <номер> физически не существует, свидетельствует об отсутствии объекта налогообложения транспортным налогом в силу положений статей 38 и 358 Налогового кодекса РФ.
Тем не менее, налоговые органы начислили ему транспортный налог на несуществующий физически гидроцикл, что является нарушением его прав.
Просил признать запись о регистрации гидроцикла с VIN на имя ФИО1 в реестр маломерных судов недействительной <номер> с момента внесения указанной записи в реестр маломерных судов и обязать Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике предоставить в Управление федеральной налоговой службы по Удмуртской Республики уточненную информацию в электронном виде XML файла об отсутствии у ФИО1 зарегистрированного гидроцикла GTX 4-ТЕС года выпуска 2002, модель (№) двигателя - <номер>, VIN <номер> с 2002 года.
02 сентября 2020 года представителем истца подано заявление об изменении исковых требований, в которых просил признать действия Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике по регистрации в реестре маломерных судов гидроцикла GTX 4-ТЕС Bombardier, год выпуска 2002, модель (№) двигателя - <номер>, по заявлению ФИО1 от 22.07.2002 г. с указанием некорректного VIN номера <номер> незаконными; обязать Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике внести изменения в реестр маломерных судов о гидроцикле GTX 4-ТЕС Bombardier, год выпуска 2002, модель (№) двигателя - <номер>, внесенного в реестр по заявлению ФИО1 от 22.07.2002 г., изменив некорректный VIN <номер> на корректный VIN <номер>; обязать изменить дату снятия с учета гидроцикла на имя ФИО1, указав корректную дату снятия с учета гидроцикла на имя ФИО1: 06.07.2010 г. и обязать Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике предоставить в Межрайонную Инспекцию ФНС России № 10 и № 12 по Удмуртской Республике уточненную информацию в электронном виде (в виде XML файла) в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФНС России от 12.11.2014 N ММВ-7-11/578@, об отсутствии у ФИО1 зарегистрированного гидроцикла GTX 4-ТЕС 2002 года выпуска (модель (№) двигателя - <номер> VIN <номер>) с 06.07.2010 г.
08 октября 2020 года в судебном заседании представитель истца скорректировал исковые требования и просил признать действия Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике по регистрации в реестре маломерных судов гидроцикла GTX 4-ТЕС Bombardier, год выпуска 2002, модель (№) двигателя - <номер>, по заявлению ФИО1 от 22.07.2002 г. с указанием некорректного VIN номера <номер> незаконными;
обязать Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике внести изменения в запись в реестре маломерных судов о гидроцикле GTX 4-ТЕС Bombardier, год выпуска 2002, модель (№) двигателя - <номер>, внесенного в реестр по заявлению ФИО1 от 22.07.2002 г., изменив некорректный VIN <номер> на корректный VIN <номер>;
обязать Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике внести изменения в запись в реестре маломерных судов о гидроцикле GTX 4-ТЕС Bombardier, год выпуска 2002, модель (№) двигателя - <номер>, внесенного в реестр по заявлению ФИО1 от 22.07.2002 г., изменив дату снятия с учета гидроцикла на имя ФИО1, указав корректную дату снятия с учета гидроцикла на имя ФИО1: 06.07.2010 г.;
обязать Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике предоставить в Межрайонную Инспекцию ФНС России № 10 и № 12 по Удмуртской Республике уточненную информацию в электронном виде (в виде XML файла) в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФНС России от 12.11.2014 N ММВ-7-11/578@, об отсутствии у ФИО1 зарегистрированного гидроцикла GTX 4-ТЕС Bombardier, <номер>, модель (№) двигателя - <номер> 2002 года выпуска с 06.07.2010 г.
Административный истец, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщила.
В соответствии с ст.ст. 150 и 226 КАС РФ дело рассмотрено без участия административного истца.
Представитель административного истца – ФИО2, действующий на основании доверенности в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам изложенным в иске. Просила удовлетворить административный иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности поддержала возражения, приобщенные к материалам дела. Дополнительно пояснила, что действительно при регистрации гидроцикла была допущена ошибка, однако административный ответчик не обладает полномочиями самостоятельно исправить допущенную ошибку, в связи с чем просит суд вынести соответствующее решение.
Выслушав явившихся участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Положению о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция по маломерным судам) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В систему Государственной инспекции по маломерным судам входят структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов МЧС России, государственные инспекторы по маломерным судам, а также соответствующие подразделения и организации МЧС России.
Государственная инспекция по маломерным судам руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и другими актами МЧС России, а также настоящим Положением.
Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам: маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее - маломерные суда); баз (сооружений) для стоянок маломерных судов и иных плавучих объектов (средств), пляжей и других мест массового отдыха на водоемах (далее - пляжи), переправ (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, и ледовых переправ (далее - переправы), а также наплавных мостов на внутренних водах, не включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации (далее - наплавные мосты).
Основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам являются: осуществление государственного надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (далее - водные объекты); обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.
В соответствии со ст. 5 данного Положения государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в том числе функции по государственной регистрации и учету маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.
Судом достоверно установлено, что 22 июля 2002 года в Государственную инспекцию по маломерным судам обратился ФИО1 с целью регистрации гидроцикла Bombardier GTX 4-ТЕС Bombardier с заводским номером VIN-номер <номер>.
При регистрации в судовую книгу ошибочно был внесен VIN-номер <номер> вместо <номер>. По результатам регистрации ФИО1 был выдан документ, подтверждающий права на указанное маломерное судно (судовой билет <номер>), содержащий сведения о зарегистрированном маломерном судне, с присвоением судну идентификационного номера <номер>.
18.06.2010 года по договору купли-продажи № ОГЗ-0294 гидроцикл Bombardier GTX 4-ТЕС Bombardier с заводским номером (VIN №) <номер> передан истцом в собственность ООО «Олимп-групп».
24.12.2019 г. Межрайонной ИФНС России №10 по УР в адрес ФИО1 направлено требование №42535 об уплате транспортного налога в размере 78 000 руб.
25 мая 2020 года административный истец обратился к административному ответчику о признании записи недействительной и предоставлении в налоговый орган достоверной информации.
11 июня 2020 года в адрес административного истца направлен ответ об отсутствии оснований для признания регистрации недействительной.
Информация об указанной сделке государственной инспекции по маломерным судам стала известна только 23.12.2019 года при обращении гражданина ФИО1 с заявлением об исключении из реестра маломерных судов маломерного судна с идентификационным номером <номер>.
06 июля 2010 года по заявлению третьего лица государственной инспекцией по маломерным судам был зарегистрирован гидроцикл Bombardier GTX 4-ТЕС с заводским номером (VIN №) <номер>. В связи с тем, что 22.07.2002 года была допущена ошибка при внесении в судовую книгу заводского номера <номер>, в момент регистрации 06.07.2010 г. вышеуказанного гидроцикла не было выявлено признаков повторной регистрации.
12 декабря 2011 года на основании заявления третьего лица вышеуказанный гидроцикл был снят с учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 г. № 820 «О государственном надзоре за спортивными парусными судами, прогулочными судами и маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, об их классификации и освидетельствовании, о государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» установлено, что государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в реестре маломерных судов осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Из содержания Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий следует, что административный ответчик не надел полномочиями внесения изменений или исправлений в запись о государственной регистрации в реестре маломерных судов.
Согласно ч 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Учитывая, что нарушение прав ФИО1 стало возможным ввиду допущенных опечаток сотрудниками административного ответчика, суд считает необходимым исковые требование административного ситца удовлетворить, возложив на административного ответчика обязанность по устранению нарушенных прав.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике о признании действий незаконными, возложении обязанности удовлетворить.
Признать действия должностных лиц Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике по допущению ошибки при регистрации в реестре маломерных судов гидроцикла GTX 4-ТЕС Bombardier, год выпуска 2002, модель (№) двигателя - <номер>, по заявлению ФИО1 от 22.07.2002 г. с указанием некорректного VIN номера <номер> незаконными.
Обязать Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике внести изменения в запись в реестре маломерных судов о гидроцикле GTX 4-ТЕС Bombardier, год выпуска 2002, модель (№) двигателя - <номер> от 22.07.2002 г., указав корректный VIN <номер>.
Обязать Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике внести изменения в запись в реестре маломерных судов о гидроцикле GTX 4-ТЕС Bombardier, год выпуска 2002, модель (№) двигателя - <номер> от 22.07.2002 г., указав дату снятия с учета гидроцикла на имя ФИО1 06.07.2010 г.
Обязать Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике предоставить в Межрайонную Инспекцию ФНС России № 10 и № 12 по Удмуртской Республике уточненную информацию в электронном виде (в виде XML файла) в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФНС России от 12.11.2014 N ММВ-7-11/578@, об отсутствии у ФИО1 зарегистрированного гидроцикла GTX 4-ТЕС Bombardier, <номер>, модель (№) двигателя - <номер>, 2002 года выпуска с 06.07.2010 г.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска.
Мотивированное решение изготовлено председательствующим судьей 09 октября 2020 года.
Председательствующий судья Чуркина Н.А.
Дело № 2а-3401/2020
УИД: 18RS0003-01-2020-003086-93