ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3402/20 от 20.10.2020 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-3402/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 октября 2020 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе

судьи Богомолова С.В.,

при секретаре Платовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска к Матюниной М.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска обратилась в суд с иском к административному ответчику Матюниной М.В. о взыскании обязательных платежей и санкций в общем размере 5 640 руб. 65 коп., в обоснование указав следующее.

На налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска стоит Матюнина М.В., которая имеет в собственности ряд объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

Административный ответчик имеет задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 5 616 руб., на которую начислены пени за период с 03.12.2019 по 23.12.2019 в размере 24 руб. 65 коп.

Просили взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 5 616 руб., пени по данному налогу в размере 24 руб. 65 коп.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, в представленных дополнительных письменных пояснениях указал, что в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории, недвижимом имуществе зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения. Согласно сведениям, представленным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ульяновской области (далее - Росреестр), объекту недвижимости с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, соответствует наименование (вид) – «Иные строения, помещения и сооружения». Решением Ульяновской Городской Думы от 25.10.2017г. № 118 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «город Ульяновск» (далее - Решение) определены ставки налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования род Ульяновск на 2018 г. Согласно абзацу 2 пп. 1 пункта 2 Решения в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (приказ агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 27.11.2017г. № 157-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (с изменениями и дополнениями)), налоговая ставка определена в размере 0,7 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения в 2018г. Объект недвижимости с кадастровым номером входит в вышеуказанный перечень. Таким образом, Инспекцией налог на имущество физических лиц за 2018 г. за указанный объект недвижимости в сумме 5 519 руб. исчислен правомерно.

Административный ответчик Матюнина М.В. в судебное заседание не явилась, извещалась. Ее представитель по доверенности - Матюнин О.Е. в судебном заседании требования административного искового заявления не признал указав, что в отношении объекта налогообложения с кадастровым номером налоговым органом неверно применена налоговая ставка 0,7 вместо 0,3, предусмотренной Решением Ульяновской Городской Думы № 118 от 25.10.2017. Данный объект является стоянкой автомобилей, доля в праве Матюниной М.В. 1/14 фактически представляет собой два (машино-места). Правильность исчисления налога по остальным объекта не оспаривал.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Пунктом 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как следует из материалов дела, на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска стоит Матюнина М.В., которая имеет в собственности ряд объектов недвижимости являющихся объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

Согласно п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

Согласно пунктов 1 и 2 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Согласно налоговому уведомлению от 27.06.2019 № 8999777, направленному административному ответчику заказной почтой, ему начислен за 2018 год налог на имущество физических лиц в размере 9 592 руб. Срок уплаты согласно налоговому уведомлению – не позднее 02.12.2019. В качестве объектов налогообложения указаны: «Иные строения, помещения и сооружения», кадастровый , адрес – <адрес>, налоговая база (кадастровая стоимость) 113 180 руб., доля в праве – 1, налоговая ставка 0,3, коэффициент к налоговому периоду – 0,2, сумма исчисленного налога 97 руб.; «Квартира» (кадастровый номер в уведомлении не указан), адрес – <адрес>, налоговая база (кадастровая стоимость) 3 498 731 руб., доля в праве – 1, налоговая ставка 0,3, коэффициент к налоговому периоду – 0,2, сумма исчисленного налога 3 976 руб.; «Иные строения, помещения и сооружения», кадастровый , адрес – <адрес>, налоговая база (кадастровая стоимость) 11 037 520 руб., доля в праве – 1/14, налоговая ставка 0,7, сумма исчисленного налога 5 519 руб.

Кроме этого, административным ответчиком представлено копия налогового уведомления от 26.09.2019 № 88143101 со сроком уплаты не позднее 02.12.2019, согласно которому повторно за 2018 год начислен налог на имущество физических лиц по объекту налогообложения «Квартира», кадастровый (ранее в уведомлении который не был указан), адрес – <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 3 498 731 руб., доля в праве – 1, налоговая ставка 0,3, коэффициент к налоговому периоду – 0,2, сумма исчисленного налога 3 976 руб. Также сделан перерасчет налога по налоговому уведомлению № 8999777 в отношении объекта «Иные строения, помещения и сооружения», кадастровый , адрес – <адрес>, налоговая база (кадастровая стоимость) 113 180 руб., доля в праве – 1, налоговая ставка 0,5, коэффициент к налоговому периоду – 0,2, сумма исчисленного налога 142 руб., сумма ранее исчисленного налога 97 руб., к доплате 45 руб.

Таким образом, с учетом произведенного перерасчета, общая сумма налога, подлежащая уплате не позднее 02.12.2019, составила 9 637 руб. (9 592 руб. + 45 руб.)

По сведениям налогового органа данный налог уплачен не полностью, задолженность составляет 5 616 руб.

В связи с неуплатой задолженности 24.12.2019 налоговым органом направлено требование № 65203 об уплате налога на имущество физических лиц в размере 5 616 руб., а также пени, начисленные на указанную недоимку в соответствии со ст. 75 НК РФ за период с 03.12.2019 по 23.12.2019, в размере 24 руб. 65 коп.

Срок исполнения данного требования – до 27.01.2020.

Данное требование исполнено ответчиком не было, доказательств обратного суду не представлено.

Правильность исчисления налога по объектам с кадастровыми номерами и административным ответчиком не оспаривается.

Вместе с тем, суд полагает, что налог на имущество в отношении объекта налогообложения с кадастровым номером налоговым органом исчислен неверно.

Решением Ульяновской Городской Думы от 25.10.2017 N 118 (ред. от 26.09.2018) «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Ульяновск» определены ставки налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «город Ульяновск» в зависимости от кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Согласно подпункта 1 пункта 2 данного Решения определены ставки налога в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых не превышает 300 миллионов рублей: а) жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте «б» настоящего подпункта, а также в подпункте 2 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, - в размере 0,3 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения; б) объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, - в размере: 0,7 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения в 2018 году.

Объект недвижимости с кадастровым номером 73:24:040704:393 входит в «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (Приказ агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 27.11.2017 № 157-ПОД).

Вместе с тем, из представленных документов (инвентарного дела, кадастрового паспорта здания, технического паспорта здания на жилой дом с мансардой, со встроенными административными помещениями и подземной стоянкой по <адрес>) усматривается, что данный объект фактически является подземной стоянкой автомобилей в многоквартирном доме.

За Матюниной М.В. зарегистрировано право собственности на часть данного помещения в размере 1/14 доли на основании двух договоров купли-продажи (по 1/28 доле по каждому). При этом, приложением к договору купли-продажи от 15 декабря 2009 года, заключенного с застройщиком, идет схема «Парковка-место», из которой усматривается, что находящиеся в собственности Матюниной М.В. доля помещения фактически соответствует месту для хранения автомобиля (машино-месту) , а согласно кадастровому паспорту помещения от 09 сентября 2010 года Матюнина М.В. фактически приобрела по договору купли-продажи от 15 декабря 2010 парковка-место .

Исходя из буквального толкования подпункта «а» подпункта 1 пункта 2 Решения Ульяновской Городской Думы от 25.10.2017 N 118 перечисленные в нем объекты могут располагаться в объектах налогообложения, указанных в подпункте «б» настоящего подпункта, то есть не являться самостоятельными объектами недвижимости, но при этом являться самостоятельными объектами налогообложения, в отношении которых предусмотрена меньшая налоговая ставка.

Таким образом, несмотря на то, что указанные объекты налогообложения, принадлежащие на праве собственности административному ответчику расположены в помещении, включенным в «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» в отношении них должна быть применена налоговая ставка 0,3 в соответствии с подпунктом «а» подпункта 1 пункта 2 Решения Ульяновской Городской Думы от 25.10.2017 N 118.

Таким образом, по объекту налогообложения с кадастровым номером за 2018 го подлежит начислению налог в размере 2 365 руб. (налоговая база (кадастровая стоимость) 11 037 520 руб., доля в праве – 1/14, налоговая ставка 0,3).

Всего же за 2018 год подлежал уплате налог в размере 6 483 руб. (2 365 руб. + 3 976 руб. + 142 руб. ).

Согласно сведениями налогового органа и представленных административным ответчиком документов налог уплачен лишь в размере 4 021 руб., следовательно, недоимка составляет 2 462 руб. (6 483 руб. – 4 021 руб.).

Таким образом, требования в данной части подлежат частичному удовлетворению в размере 2 462 руб.

В связи с чем также подлежат частичному удовлетворению требования о взыскании пени, начисленных в соответствии со ст. 75 НК РФ за период с 03.12.2019 по 23.12.2019 на указанную выше недоимку, размер которых за вычетом оплаченных пеней в размере 0,53 руб. составит 10 руб. 51 коп. (с 03.12.2019 по 15.12.2019 : 2 462 х 6,5% / 300 х 13 дн. = 6,94 руб.; с 16.12.2019 по 23.12.2019 : 2 462 руб. х 6,25% / 300 х 8 дн. = 4,10 руб.; оплачено пени 0,53 руб.).

Кроме того, в соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска удовлетворить частично.

Взыскать с Матюниной М.В., проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 2 462 руб., пени на данную недоимку за период с 03.12.2019 по 23.12.2019 в размере 10 руб. 51 коп., всего 2 472 руб. 51 коп.

В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.

Взыскать с Матюниной М.В., проживающей по адресу: <адрес>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: С.В. Богомолов.