УИД 65RS0001-01-2022-007127-28
Дело № 2а-3407/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 октября 2023 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе
председательствующего судьи Перченко Н.Л.,
при секретаре Булановой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора
о признании бездействием непринятие Агентством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области мер по привлечению к ответственности лиц, причастных к загрязнению лесов отходами производства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном на землях лесного фонда <адрес> и устранению последствий данного правонарушения, в виде ликвидации отвала грунта при проведении открытых земляных работ практически неопасные,
возложении обязанности на Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области принять меры по привлечению к ответственности лиц, причастных к загрязнению лесов отходами производства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном на землях лесного фонда <адрес> и устранению последствий данного правонарушения, в виде ликвидации отвала грунта при проведении открытых земляных работ практически неопасные,
возложении обязанности на Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области обязанность принять меры по организации ликвидации отвалов масс отходов грунта, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № в <адрес>, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу,
установил:
Управление Росприроднадзора по Сахалинской области обратилось в Южно-Сахалинский городской суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в его обоснование привело следующие обстоятельства.
По результатам проведенной Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области проверки по поступившему от Региональной общественной организации «Экологический контроль» обращению было установлено, что на территории земельного участка лесного фонда в координатах № имеются отходы в виде отвалов масс отходов грунта. Уполномоченным лицом, осуществляющим деятельность по ликвидации отходов в пределах земельных участков лесного фонда, в рассматриваемом случае, является Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, которое до настоящего времени не ликвидировано и не предприняло мер к ликвидации указанных отходов. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с требованиями о возложении на Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области обязанности принять меры по организации ликвидации отвалов масс отходов грунта, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № в <адрес>, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением Южно-Сахалинского городского суда от 12.08.2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Набильская лесопромышленная компания».
Протокольным определением от 16.09.2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ПАО «Газпром».
Определением Южно-Сахалинского городского суда от 10.10.2022 года произведена замена административного истца (Управления Росприроднадзора по Сахалинской области) его правопреемником - Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора.
Протокольным определением от 10.10.2022 г. к производству суда приняты следующие дополнительные требования административного истца: о признании бездействием непринятие Агентством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области мер по привлечению к ответственности лиц, причастных к загрязнению лесов отходами производства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном на землях лесного фонда <адрес> и устранению последствий данного правонарушения, в виде ликвидации отвала грунта при проведении открытых земляных работ практически неопасные; возложении обязанности на Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области принять меры по привлечению к ответственности лиц, причастных к загрязнению лесов отходами производства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном на землях лесного фонда <адрес> и устранению последствий данного правонарушения, в виде ликвидации отвала грунта при проведении открытых земляных работ практически неопасные.
Решением суда от 13.10.2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично: на Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области возложена обязанность принять меры, направленные на организацию ликвидации отвалов масс отходов грунта, расположенных в координатах № в <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В остальной части административные исковые требования Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 02.02.2023 года решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела определением от 17.02.2023 года к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечено ПАО «Газпром».
Определением от 29.05.2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечено АО «РусГазДобыча».
В судебном заседании представитель административного истца ФИО поддержала уточненный административный иск в полном объеме по изложенным в нем основаниям, пояснила суду, что надлежащим ответчиком по делу, по мнению Росприроднадзора, является Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.
Представитель ПАО «Газпром» ФИО в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска в части арендованных публичным акционерным обществом земель, поскольку собственником отходов производства является в данном случае АО «РусГазДобыча».
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены, АО «РусГазДобыча» представило объяснение, в котором указало на то, что подтверждает передачу ему строительной площадки, в пределы которой не входят территории с координатами земельного участка с отвалом грунта». От представителя Агентства поступило ходатайство об отложении судебного заседания, которое было рассмотрено судом и отклонено.
Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав мнение участников административного процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
Исходя из положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу абзацев четвертого и восьмого статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. (часть 1 статьи 6.1, часть 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ).
Статьей 50.7, частью 7 статьи 51 Лесного кодекса РФ установлено, что леса подлежат охране, в том числе, от пожаров и загрязнения, которая направлена на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию, осуществляемые органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных, по общему правилу, в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.
Действующим законодательством установлен порядок использования и охраны лесного фонда, который включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 26-П).
Из вышеприведенных положений статей 13 и 42 Земельного кодекса РФ следует, что обязанность по осуществлению мероприятий по охране и защите земель, не допущению загрязнения земель в равной степени возлагается и на арендатора земельного участка.
Как следует из материалов дела, 27.12.2021 года в географических координатах № имеются отходы производства и потребления - отвалы масс отходов грунта, относящихся к V классу опасности, и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Данные географические координаты располагаются в выделе <адрес>.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 90755342 кв.м, местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, относится к категории земель: земли лесного фонда; виды разрешенного использования: для ведения лесного хозяйства; является собственностью Российской Федерации.
Наличие отвалов отходов подтверждается Актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 27.12.2021 года №, Актом осмотра территории лесного участка от 10.12.2021 года №, со схемой, согласно которому установлены географические координаты отвала №.
Как следует из содержания апелляционного определения судебной коллегии Сахалинского областного суда, судом апелляционной инстанции было установлено, что географические координаты № располагаются на незначительном удалении друг от друга в пределах границ лесного участка с кадастровым номером № (48 часть) квартал <адрес>.
Из дела видно, что по договору аренды лесного участка от 13 октября 2017 года № с учетом дополнительного соглашения от 19 апреля 2019 года № лесной участок с кадастровым номером № (48 часть), включающий участок в квартале <адрес>, передан ПАО «Газпром» на срок по 31 декабря 2023 года для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта (проектирование и строительство берегового технологического комплекса по объекту «Обустройство Южно-Киринского месторождения» (ПИР будущих лет, код стройки-№).
Право аренды ПАО «Газпром» зарегистрировано в установленном законом порядке.
В этой связи суд считает, что Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области является ненадлежащим ответчиком по административному иску, поскольку несанкционированный отвал масс отходов грунта расположен на земельном участке лесного фонда, переданном в аренду второму административному ответчику, осуществляющему на этом участке (48 часть) хозяйственную деятельность на законном основании. В спорных правоотношениях Агентство не несет ответственность за выявленные нарушения природоохранного законодательства на заявленной истцом территории.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора о признании бездействием непринятие Агентством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области мер по привлечению к ответственности лиц, причастных к загрязнению лесов отходами производства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном <адрес> и устранению последствий данного правонарушения, в виде ликвидации отвала грунта при проведении открытых земляных работ практически неопасные; возложении обязанности на Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области принять меры по привлечению к ответственности лиц, причастных к загрязнению лесов отходами производства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном на землях лесного фонда <адрес> и устранению последствий данного правонарушения, в виде ликвидации отвала грунта при проведении открытых земляных работ практически неопасные; возложении обязанности на Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области обязанность принять меры по организации ликвидации отвалов масс отходов грунта, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № в <адрес>, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Н.Л.Перченко