адм. дело №2а-3409/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«31» октября 2018 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Бурлуцкой Е.Ю.
с участием адвоката Поповой Н.Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Департаменту имущественных и земельный отношений по Воронежской области о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на использование земельного участка площадью 6 кв.м., примыкающего к принадлежащему на праве собственности земельному участку по адресу: <адрес>, содержащийся в письме от 30.05.2018г. №52-17-8617з., возложении обязанности выдать разрешение на использование земельного участка площадью 6 кв.м., примыкающего к принадлежащему на праве собственности земельному участку по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратилась в суд и указывает, что является собственником домовладения№ по <адрес>. Дом расположен на земельном участке с кадастровым номером № площадью 800 кв.м., состоит из двух квартир, каждая из которых имеет отдельный вход. В 2011г. была осуществлена реконструкция <адрес> на основании градостроительного плана земельного участка от 19.05.2011г. №2-2266, архитектурно-планировочного решения реконструированной части дома. Все работы были осуществлены согласно разрешения на строительство, по окончанию работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. 26.10.2016г. Управлением Росреестра по Воронежской области ей было выдано предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства, выразившееся в самовольном использовании под входную группу земельного участка площадью 6 кв.м., примыкающего к её земельному участку. За разрешением на использование земельного участка площадью 6 кв.м., примыкающего к земельному участку№ по <адрес> она обратилась в ДИЗО Воронежской области. 30.05.2018г. письмом за №52-17-8617з ей было отказано в выдаче разрешения. Данный отказ административный истец считает незаконным по основаниям, изложенным в административном иске, в связи с чем, просит суд признать незаконным отказ в предоставлении разрешения на использование земельного участка площадью 6 кв.м., примыкающего к принадлежащему на праве собственности земельному участку по адресу: <адрес>, содержащийся в письме от 30.05.2018г. №52-17-8617з., обязать ДИЗО Воронежской области выдать разрешение на использование земельного участка площадью 6 кв.м., примыкающего к принадлежащему на праве собственности земельному участку по адресу: <адрес>.
Административный истец ФИО2 и представитель административного истца по ордеру адвокат Попова Н.Б. поддержали заявленные требования и пояснили изложенное.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности ФИО3 просила в удовлетворении административного иска отказать, представила суду возражения, приобщенные к материалам дела.
Представитель заинтересованного лица Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж по доверенности ФИО4 считает в удовлетворении иска следует отказать.
Представитель заинтересованного лица Управы Центрального района городского округа город Воронеж считает отказ ДИЗО Воронежской области законным.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
На основании пояснений лиц, участвующих в деле, сообщения от 30.05.2018г. №52-17-8617з (л.д.10-12), свидетельства о государственной регистрации права (л.д.13,14), копии технического паспорта на жилой <адрес> на 25.02.2011г. (л.д.15-23) и на 17.08.2018г. (л.д.49-58), копии градостроительного плана земельного участка № по <адрес> (л.д.24-32), копии архитектурного решения реконструкции части жилого <адрес> (л.д.33-34, 59-68), разрешения на строительство (л.д.35), разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (л.д.36) судом установлено, административный истец 22.02.2018г. (л.д.97) обратилась в ДИЗО Воронежской области с заявлением на использование земли площадью 8 кв.м., по <адрес> для благоустройства и размещения малых архитектурных форм сроком на 5 лет.
30.05.2018г. ФИО2 на обращение был направлен ответ (л.д.86-88) согласно которого было отказано в выдаче разрешения на использование земельного участка в соответствие с п. «з» ст.3.5 раздела 111 Положения о порядке и условиях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с целью размещения объектов, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», так как не соблюдены условия, предусмотренные п.п.2.2, 2.3 раздела 11 Положения…
На основании Положения о порядке и условиях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с целью размещения объектов, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области№1111 от 02.07.2015г. для получения разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитутов с целью размещения объектов заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с соответствующим заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка и документами, определенными Положением согласно п.3.1. Согласно п.3.5 Положения…решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктом 3.1 раздела III настоящего Положения; б) в заявлении указаны предполагаемые к размещению Объекты (Объект), не предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300; в) в заявлении указана цель использования земель или земельного участка, не соответствующая назначению Объекта; г) земельный участок, на котором предполагается размещение Объектов, уже предоставлен другому физическому или юридическому лицу; д) в отношении испрашиваемого для использования с целью размещения Объектов земельного участка Уполномоченным органом другому физическому или юридическому лицу уже выдано разрешение на его использование; е) размещение Объекта приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием; ж) размещаемые Объекты не соответствуют утвержденным документам территориального планирования; з) при обращении с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка для благоустройства с целью озеленения, в том числе придомовой территории (земельный участок, прилегающий к земельному участку с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство или ведение личного подсобного хозяйства), организации мест и площадок открытого хранения материалов, веществ, размещения временных сооружений или временных конструкций, предназначенных для оказания услуг по организации общественного питания или иных услуг населению не соблюдены условия, предусмотренные в п. п. 2.2, 2.3 раздела II настоящего Положения.
В соответствие с п. 2.2 Приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской обл. от 02.07.2015 N 1111 "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" разрешение на размещение Объектов выдается заявителю Уполномоченным органом при одновременном соблюдении следующих условий: испрашиваемый для использования земельный участок не может быть использован как самостоятельный для строительства объектов капитального строительства, что должно быть подтверждено соответствующей информацией органа архитектуры по месту расположения земельных участков; цель использования земель или земельных участков соответствует назначению Объекта, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300.
Разрешение на размещение элементов благоустройства и малых архитектурных форм, в том числе на придомовой территории (земельный участок, прилегающий к земельному участку с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство или ведение личного подсобного хозяйства), за исключением размещения таких объектов на земельных участках, занимаемых зелеными зонами общего пользования, выдается заявителю Уполномоченным органом при соблюдении условий, определенных настоящим пунктом, в случае если земельный участок, на котором предполагается разместить Объект, находится в непосредственной близости или примыкает к земельному участку либо к объекту капитального строительства, принадлежащему заявителю на определенном праве.
П. 2.3 Положения… предусматривает, что при использовании земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута с целью размещения Объектов должны соблюдаться следующие условия: размещаемые Объекты не должны ухудшать экологическую обстановку и качественные характеристики земель или земельного участка; внешний вид размещаемых Объектов должен быть согласован с органом местного самоуправления по месту расположения Объекта (при использовании земель или земельного участка с целью размещения временных сооружений или временных конструкций, предназначенных для оказания услуг по организации общественного питания); при использовании земель или земельного участка должны быть соблюдены требования санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной безопасности, экологического надзора и иные требования, установленные действующим законодательством.
Согласно ст.39.36 ч.3 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 Утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", в п.4 которого (в ред. постановления от 30.04.2016г.) указаны элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики).
Таким образом, на испрашиваемом земельном участке в силу законы могут размещаться элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики.
В данном случае судом установлено, что на испрашиваемом земельном участке площадью 6 кв.м., примыкающего к принадлежащему на праве собственности земельному участку по адресу: <адрес> размещена входная группа. Земельный участок на котором возведена входная группа, находится за пределами земельного участка№ по <адрес>, находится на улице и представляет собой территорию, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары), что в силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится к территории общего пользования, относится к территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на который не разграничена.
В целях принятия решения по заявлению ФИО2 о возможности использования земельного участка для размещения входной группы административным ответчиком был направлен запрос Администрацию городского округа город Воронеж (письмо от 26.02.2018г. №52-17-2758з). Согласно информации Управления главного архитектора города Воронежа (письмо от 07.03.2018г. №9393738) в соответствие с картой зон с особыми условиями использования территории, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. №384-11, земельный участок находится в границах водоохраной зоны и в границах исторической территории, в связи с чем, необходимо соблюдение соответствующих ограничений в соответствие со ст.21 ПЗЗ. В соответствии с приказом Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области от 29.03.2016г. №71-01-07/58 земельный участок расположен в границах выявленного объекта культурного наследия – «Культурный слой г.Воронежа». Участок полностью расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (зона ЗРЗ-2) объекта культурного наследия федерального значения «Введенская церковь» (<адрес>), утвержденной постановлением Правительства Воронежской области от 30.11.2015г. №931. В соответствие с режимом использования земель и требованиям градостроительным регламентам в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия запрещается отступ объектов капитального строительства от линии застройки <адрес> и предусмотрено, что использование земельных участок и объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с функциональным назначением, сложившимся ко времени установления режима. Большая часть земельного участка (ориентировочная площадь 5,5 кв.м.) расположена за линией сложившейся застройки <адрес>, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной. Красная линия сложившейся застройки была утверждена управлением главного архитектора городского округа в рамках полномочий по установлению и уточнению красных линий и линий регулирования застройки, установленных Положением об управлении главного архитектора городского округа город Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 26.09.2012г. №908-111. Согласно ст.36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на территории общего пользования и занятые линейными объектами. Кроме того, рассматриваемый земельный участок находится в границах территории, в отношении которой, согласно постановлению администрации городского округа город Воронеж от 11.04.2016г. №245, принято решение о начале подготовке проекта планировки территории, ограниченной <адрес> от 22.03.2012г. №213, расположенной в границах улиц: <адрес> В настоящее время данные проекты планировки территории находятся в разработке и не утверждены. С учетом изложенного Администрация города указала, что конфигурация, расположение и площадь земельного участка не позволяют его использовать в качестве самостоятельного для строительства объектов капитального строительства, вместе с тем, использование земельного участка для размещения входной группы, на территории общего пользования, так же градостроительство не обосновано (л.д.89-91).
Исходя из изложенного, суд полагает, что хотя в заявлении ФИО2 в ДИЗО Воронежской области от 22.02.2018г. и указывает о разрешении на использование земельного участка площадью 8 кв.м. примыкающего к принадлежащему на праве собственности земельному участку по адресу: <адрес>, для благоустройства и малых архитектурных форм, фактически на земельном участке уже располагается входная группа, которая не относится ни к элементам благоустройства, ни к малым архитектурным формам, а относится к объектам капитального строительства, которые служат в данном случае для входа в объект недвижимости.
Суду административным истцом представлены документы: свидетельство о государственной регистрации права (л.д.13,14), копии технического паспорта на жилой <адрес> на 25.02.2011г. (л.д.15-23) и на 17.08.2018г. (л.д.49-58), копия градостроительного плана земельного участка № по <адрес> (л.д.24-32), копия архитектурного решения реконструкции части жилого <адрес> (л.д.33-34, 59-68), разрешение на строительство (л.д.35), разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (л.д.36). Анализируя представленные доказательства суд приходит к выводу о том, что в представленных документах не содержится сведений о том, что входная группа в домовладение№ по <адрес>, входит в состав зарегистрированного объекта недвижимости (л.д.14) – жилой дом, назначение жилое, 2-этажный ( подземных этажей -цокольный), общей площадью 389,4 кв.м., инв.№91, лит. А, А1, А2,А3, п/А1, п/А3, по адресу <адрес>. Выводы суда подтверждаются техническими паспортами, где общая площадь согласно экспликации к поэтажному плану здания составляет 389,4 (272,7+116,7) без учета входной группы; разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № от 26.11.2012г. из которого усматривается, что объект капитального строительства – часть жилого дома лит.А2,А3, расположенного по адресу <адрес>, имеет площадь 116,7 кв.м., что соответствует данным технического паспорта на домовладение. Более того, входная группа не входит в лит.А2 или А3. В архитектурном решении реконструкции части жилого дома (л.д.61) входная группа так же не входит в реконструируемую часть дома, более того, на момент получения разрешения на реконструкцию 03.08.2011г. входная группа уже существовала, что так же видно и из паспорта и из указанного решения. В связи с указанным ссылка административного истца и представителя административного истца на то обстоятельство, что входная группа появилась в ходе реконструкции объекта недвижимости и была возведена как было указано в проектных документах, судом не могут быть приняты во внимание. Кроме того, в судебном заседании административный истец не смогла представить доказательств перечня документов, которые она сдавала для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, для подтверждения того, что входная группа была возведена именно по проекту. В Управе Центрального района городского округа город Воронеж указанные документы так же отсутствуют. Вместе с тем, суд полагает, что и без указанных документов можно сделать вывод о том, что входная группа появилась не в результате реконструкции объекта недвижимости, а существовала до реконструкции, так как отражена в техническом паспорте по состоянию на 25.02.2011г., в то время как разрешение на реконструкцию получено только 03.08.2011г., кроме того, в представленном архитектурном решении входная группа не заштрихована как реконструируемый объект. Исходя из представленных в материалы дела фотоснимков (л.д.96) и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории так же видно, что испрашиваемый участок находится непосредственно на пешеходном тротуаре <адрес>
В судебном заседании в качестве в качестве специалиста был допрошен начальник отдела градостроительства и архитектуры Управы Центрального района городского округа город Воронеж ФИО1, который так же подтвердил, что входная группа не входит в состав реконструированного объекта, и площадь входной группы не входит в площадь объекта недвижимости, собственником которого ФИО2 является.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в предоставлении разрешения на использование земельного участка площадью 6 кв.м., примыкающего к принадлежащему на праве собственности земельному участку по адресу: <адрес>, содержащийся в письме от 30.05.2018г. №52-17-8617з. основан на законе, и основания о признанию данного отказа по изложенным в нем основаниям незаконным отсутствуют, в связи с чем, в удовлетворении административного иска следует отказать в полном объеме, в том числе по требованиям о возложении обязанности выдать разрешение на использование земельного участка площадью 6 кв.м., примыкающего к принадлежащему на праве собственности земельному участку по адресу: <адрес>, так как отсутствуют законные основании для выдачи указанного разрешения, о чем указано выше в решении суда.
Руководствуясь ст. 227, главой 15 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Департаменту имущественных и земельный отношений по Воронежской области о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на использование земельного участка площадью 6 кв.м., примыкающего к принадлежащему на праве собственности земельному участку по адресу: <адрес>, содержащийся в письме от 30.05.2018г. №52-17-8617з., возложении обязанности выдать разрешение на использование земельного участка площадью 6 кв.м., примыкающего к принадлежащему на праве собственности земельному участку по адресу: <адрес> отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: