ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-340/19 от 14.06.2019 Переволоцкого районного суда (Оренбургская область)

№ 2а-340/2019

УИД 56RS0028-01-2019-000329-59

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июня 2019 года п. Переволоцкий Оренбургская область

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе судьи Чариковой Т.Н. рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело

по административному исковому заявлению прокурора Переволоцкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Садовый сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и об обязании проведения предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

установил:

прокурор Переволоцкого района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с данным административным иском, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Садовый сельсовет Переволоцкого района законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В силу п.п. 8, 23 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 4 Закона Закон Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных ч. 3 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляются вопросы, предусмотренные, в том числе, п.п. 8, 23 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Аналогичные положения закреплены в ст. 5 Устава муниципального образования Садовый сельсовет Переволоцкого района.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения; ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Согласно п.п. «а, г, д» ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 24 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования является расходным обязательством последнего.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются положениями ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Целями регулирования названного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Вместе с тем, ч. 1 ст. 80 Закона о контрактной системе предусмотрена специальная процедура проведения заказчиком в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера предварительного отбора участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.

По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с учетом особенностей, предусмотренных ст. 82 Закона о контрактной системе. Перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора.

Такой запрос котировок производится для приобретения товаров, работ, услуг, включенных в Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливаемый на основании ч. 3 ст. 80 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при закупке товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

Вместе с тем, в случаях, когда возникла потребность закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, то подлежат применению положения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, согласно которым закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

Из системного толкования положений Закона о контрактной системе, следует, что для проведения закупок товаров в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера предусмотрен специальный порядок проведения закупок, который должен выполняться заказчиком независимо от того, существует ли на настоящий момент необходимость в закупке товаров в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Положениями ст.ст. 75, 76 и ч. 1 ст. 82 Закона о контрактной системе предусмотрено, что цена контракта не имеет значения при проведении запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Учитывая изложенное, основания для применения положений п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в рассматриваемой ситуации отсутствуют.

Таким образом, муниципальное образование Садовый сельсовет Переволоцкого района обязано участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, для чего на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в целях быстрого и эффективного устранения последствий таких ситуаций должны проводиться предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг, по результатам которого составляется перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона администрацией муниципального образования Садовый сельсовет Переволоцкого района в ДД.ММ.ГГГГ годах предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера не проводился, перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок не составлялся.

В соответствии со ст.ст. 1, 6 Закона о контрактной системе целью правового регулирования и основными принципами процесса государственных и муниципальных закупок являются эффективное использование бюджетных средств, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

Согласно ч. 12 ст. 7 ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Выявленные в ходе проведенной прокуратурой района проверки нарушения могут повлечь за собой в дальнейшем совершение коррупционных правонарушений путем обхода обязательных норм действующего федерального законодательства при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Согласно положений ст. 3 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» целями по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Садовый сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области, выразившееся в не проведении предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Обязать администрацию муниципального образования Садовый сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области:

- в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать и провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

- сообщить об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в Переволоцкий районный суд Оренбургской области и в прокуратуру Переволоцкого района Оренбургской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а также в указанный срок опубликовать решение суда в газете «Светлый путь».

Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу п.п. 8, 23 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 4 Закона Закон Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных ч. 3 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляются вопросы, предусмотренные, в том числе, п.п. 8, 23 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения; ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Согласно п.п. «а, г, д» ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 24 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования является расходным обязательством последнего.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются положениями ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Целями регулирования названного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Вместе с тем, ч. 1 ст. 80 Закона о контрактной системе предусмотрена специальная процедура проведения заказчиком в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера предварительного отбора участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.

По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с учетом особенностей, предусмотренных ст. 82 Закона о контрактной системе. Перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора.

Такой запрос котировок производится для приобретения товаров, работ, услуг, включенных в Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливаемый на основании ч. 3 ст. 80 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при закупке товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

Вместе с тем, в случаях, когда возникла потребность закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, то подлежат применению положения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, согласно которым закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

Из системного толкования положений Закона о контрактной системе, следует, что для проведения закупок товаров в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера предусмотрен специальный порядок проведения закупок, который должен выполняться заказчиком независимо от того, существует ли на настоящий момент необходимость в закупке товаров в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Положениями ст.ст. 75, 76 и ч. 1 ст. 82 Закона о контрактной системе предусмотрено, что цена контракта не имеет значения при проведении запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Учитывая изложенное, основания для применения положений п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в рассматриваемой ситуации отсутствуют.

В соответствии со ст.ст. 1, 6 Закона о контрактной системе целью правового регулирования и основными принципами процесса государственных и муниципальных закупок являются эффективное использование бюджетных средств, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

Согласно ч. 12 ст. 7 ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Согласно положений ст. 3 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» целями по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Как следует из материалов дела, в ходе поведения проверки прокуратурой района установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона администрацией муниципального образования Садовый сельсовет Переволоцкого района в 2018-2019 годах предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера не проводился, перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок не составлялся. Данные нарушения могут повлечь за собой в дальнейшем совершение коррупционных правонарушений путем обхода обязательных норм действующего федерального законодательства при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд

Муниципальное образование Садовый сельсовет Переволоцкого района обязано участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, для чего на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в целях быстрого и эффективного устранения последствий таких ситуаций должны проводиться предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг, по результатам которого составляется перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.

Таким образом, не проведение администрацией муниципального образования Садовый сельсовет Переволоцкого района, выступающей в качестве муниципального заказчика товаров, работ и услуг, необходимых для решения вопросов местного значения, предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, свидетельствует о незаконном бездействии администрации муниципального образования Садовый сельсовет т Переволоцкого района по исполнению возложенных законом обязанностей в данной сфере.

О нарушении администрацией муниципального образования Садовый сельсовет Переволоцкого района законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, прокуратуре района стало известно в ходе проверки, проведенной прокуратурой района.

Местом совершения незаконного бездействия является место нахождения администрации муниципального образования Садовый сельсовет Переволоцкого района, а именно: <адрес>

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в целях регулирования единого порядка размещения заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, а также в целях предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, в соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц, так как бездействие администрации муниципального образования Садовый сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по надлежащему исполнению законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, нарушает права неопределенного круга лиц на развитие добросовестной конкуренции в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг и защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и может повлечь возникновение проявлений коррупции и злоупотреблений в сфере закупок, а в случае возникновений чрезвычайных ситуаций – несвоевременное принятие мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба.

При установлении административному ответчику срока устранения выявленного нарушения суд учитывает, что дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, срок вступления решения по которому сокращен и считает необходимым определить административному ответчику срок 2 месяца со дня вступления решения в законную силу

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 293, 294 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административный иск прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Садовый сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области, выразившееся в не проведении предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Обязать администрацию муниципального образования Садовый сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области организовать и провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию муниципального образования Садовый сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области сообщить об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в Переволоцкий районный суд Оренбургской области и в прокуратуру Переволоцкого района Оренбургской области в течении 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а также в указанный срок опубликовать решение суда в газете «Светлый путь».

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Переволоцкий районный суд Оренбургской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Т.Н. Чарикова