Решение
Именем Российской Федерации
<адрес>ёзово 21 сентября 2021 года
Берёзовский районный суд <адрес> - Югры в составе председательствующего судьи ФИО4., с участием старшего помощника прокурора <адрес>ФИО2, при помощнике судьи ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-340/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества «Югра-Экология» (<адрес> офис 505 А <адрес>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к администрации сельского поселения Саранпауль (<адрес>) о признании недействующими постановлений администрации сельского поселения Саранпауль от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№,
установил:
Административный истец акционерное общество «Югра-Экология» обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Саранпауль о признании недействующим с даты принятия постановлений администрации сельского поселения Саранпауль от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины 4 500 рублей, ссылаясь на следующее. Акционерное общество «Югра-Экология» является региональным оператором на территории <адрес> - Югры. ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельского поселения Саранпауль принято постановление № «О внесении изменений в приложение к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Саранпауль»», которым были изменены ранее принятые нормативы накопления в пользу их уменьшения по категории объектов «индивидуальные жилые дома». ДД.ММ.ГГГГ Административным ответчиком принято постановление № «Об утверждении расчетных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Саранпауль и признании утратившими силу некоторых муниципальных правовых актов администрации сельского поселения Саранпауль», которым были изменены ранее принятые нормативы накопления в пользу их уменьшения по всем категориям объектов. С принятыми постановлениями Административный истец не согласен. Со ссылкой на ст. 24.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1815 «Об утверждении Правил направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов» считают, что административным ответчиком указанные постановления были приняты с нарушениями требований, установленных Постановлением №, что влечет недействительность оспариваемых НПА. Кроме того, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории сп. <адрес> оказываются региональным оператором в соответствии с «Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в <адрес> - Югре», утвержденной распоряжением Правительства ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-рп» (далее - Терсхема). Информация о нормативах накопления является составной частью Терсхемы, что следует из пункта 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Распоряжением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-рп, в Терсхему были внесены изменения, в том числе по нормативам накопления ТКО на территории сп. <адрес>. Изменения нормативов накопления обусловлено, в том числе, принятием Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№. Исходя из таблицы 2 Терсхемы, масса (объем образования ТКО) на территории <адрес> составляет 7615,23 тонн/год (68879,21 куб.м./год). Данный объем рассчитан, в том числе, на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ и был заложен Административным истцом при формировании тарифной заявки и вошел в единый тариф на услуги по обращению с ТКО на 2020-2022 годы, установленный Региональной службой по тарифам ХМАО-Югры на 2019 год, что подтверждается экспертным заключением. Между тем, административным ответчиком были приняты новые (оспариваемые) постановления, которым нормативы накопления отходов для категории объектов были уменьшены по сравнению с ранее действовавшим Постановлением. Принятие постановления № от ДД.ММ.ГГГГ повлекло для Административного истца возникновение убытков за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 664 872 рубля 30 копеек. Принятие постановления № от ДД.ММ.ГГГГ повлекло для Административного истца возникновение убытков за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 111 201 рубль 83 копейки. Единый тариф, на основании которого региональный оператор взымает плату с потребителей, является регулируемым и устанавливается Региональной службой по тарифам ХМАО-Югры. Размер норматива накопления ТКО влияет на окончательный размер платы потребителя за услуги по обращению с ТКО. соответственно в случае, если норматив накопления ТКО установлен неправильно или незаконно, это влечет причинение убытков административному истцу.
В судебное заседание административный истец, административный ответчик, будучи надлежащим образом уведомленными, не явились, с ходатайствами об отложении судебного разбирательства не обращались. Направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
В силу положений ст. 150, ч.5 ст.213 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного заседания.
Старший помощник прокурора <адрес>ФИО2 считала исковые требования подлежащими удовлетворению частично, с учетом того, что административным ответчиком нарушена процедура проведения замеров. Полагает признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу постановление администрации сельского поселения Саранпауль от ДД.ММ.ГГГГ№, постановление Администрации сельского поселения Саранпауль от ДД.ММ.ГГГГ№. Административные исковые требования в части признания недействующим с даты принятия постановлений администрации сельского поселения Саранпауль полагает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Из возражений, направленных административным ответчиком, следует, что они не согласны с заявленными в указанном административном исковом заявлении требованиями, по следующим основаниям. Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приложение к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Саранпауль» было принято на основании письма от ДД.ММ.ГГГГ№-исх-2784 Департамента промышленности <адрес>-Югры, в котором указывалось на недопущение необоснованного роста платы граждан за коммунальные услуги по обращению с ТКО и социальной напряженности, и о внесении изменений в муниципальные правовые акты, установлении нормативов для ИЖС на уровне «Южной» зоны в размере 3,285 м3/год (283,919 кг/год) на одного проживающего. Порядок изменения нормативов накопления твердых коммунальных отходов не нарушен, все действия административного ответчика совершены в соответствии с порядком определения нормативов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов». ДД.ММ.ГГГГ между администрацией сельского поселения Саранпауль и ООО «ЯНЭНЕРГО» заключен муниципальный контракт №, предметом контракта являлись услуги по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходообразующихся на территории муниципального образования сельского поселения Саранпауль, ХМАО-Югры для различных категорий объектов. Замеры отходов произведены, предоставлен отчет по определению нормативов накопления ТКО для <адрес> ХМАО-Югры. Работы были выполнены в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ № от 04.04.2016г. (в ред. от 15.09.2018г.) и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов ТКО, утвержденных приказом Минстроя РФ от 28.07.2016г. №/пр и муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ№. Работа по определению норматива накопления ТКО от домовладений (многоквартирные и индивидуальные жилые дома) и объектов общественного назначения проводилась на территории <адрес> ХМАО- Югры посезонно в течение 7 дней без перерыва, включая выходные. Поэтому утверждение административного истца о том, что при принятии оспариваемых НПА использовались методы, которые противоречат требованиям Постановления Правительства РФ №, необоснованно. Обращение, содержащее сведения о нормативах, подлежащих установлению или корректировке, сведения о результатах замеров отходов и произведенных на их основе расчетах по определению нормативов оператору направлялось, от Департамента промышленности Ханты-Мансийского AO-Югры исх. № от ДД.ММ.ГГГГ получены рекомендации российского экологического оператора при установлении и корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Рекомендовано провести проверочный расчет результатов, пересмотреть подход к расчету крупногабаритных отходов и провести дополнительные замеры. Рекомендации оператора были учтены, отчет по определению нормативов откорректирован. В связи с проведённой работой принято новое Постановление администрации сельского поселения Саранпауль от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении расчетных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Саранпауль и признании утратившими силу некоторых муниципальных правовых актов администрации сельского поселения Саранпауль», до принятия нормативного правового акта проект Постановления изучен <адрес>, нарушений требований законодательства в проекте не установлено. Оспариваемые нормативные правовые акты изданы в пределах полномочий административного ответчика, соответствуют действующему законодательству, прав и законных интересов административного истца не нарушают. Процедура сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом сезонных изменений была соблюдена. Контейнерные площадки на территории муниципального образования сельское поселение Саранпауль произвольно не установлены, а как полагается со всеми координатами, и включены в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов (том 1 л.д.90-91, 216-218).
В дополнение к иску, административный истец указал, что административным ответчиком, в подтверждение соблюдения требований Постановления Правительства № при принятии оспариваемого постановления № от 27.06.2019 года, не представлены документы, подтверждающие проведение замеров. Представленные административным ответчиком замеры датированы 2020 годом, следовательно, не могли применяться административном ответчиком при принятии спорного постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение п.8 Постановления Правительства № Административным ответчиком замеры проводились на 1 или 2 объектах соответствующей категории образователей отходов. Соответственно, проведение замеров по одному или двум объектам указанных категорий является необоснованным. В представленных документах отсутствует ведомость первичных записей определения массы и объемы ТКО, ввиду отсутствия ведомостей первичных записей невозможно установить производились ли замеры накопления ТКО на протяжении всех 7 дней ежедневно, как то установлено требованиями п. 11 Постановления Правительства №; отсутствует сводная сезонная и годовая ведомости определения нормативов накопления ТКО; отсутствуют паспорта объекта общественного назначения; не представлены: официальный реестр контейнерных площадок, согласно которого такие площадки являются официальными местами накопления ТКО в сп. Саранпауль и установлены в заявленном административном ответчиком количестве и объеме; доказательств того, что указанные контейнерные площадки обслуживают заявленное количество расчетных единиц и отсутствуют иные категории отходообразователей; доказательств, подтверждающих объем и количество указанных контейнеров; замеры накопления ТКО проведены без учета массы и объема КТО (крупногабаритные отходы). Кроме того, нижняя граница норматива накопления ТКО для муниципального образования с численностью населения до 10 тыс. чел. по категории «МКД» должна составлять 2,02 куб.м./год и 225,06 кг/год и по категории «ИЖС» 2,72 куб.м./год и 293,87 кг/год. При этом, Администрацией <адрес> норматив накопления ТКО по категории «МКД» рассчитан как 1,729 куб.м./год и 129,479 кг/год и по «ИЖС» рассчитан как 2,613 куб.м./год и 205,937 кг/год, что является ниже утвержденных границ. Между тем, материалами дела установлено и не оспаривается административным ответчиком, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ за 30 дней до его принятия административным ответчиком не направлялось в ППК РЭО. Административный ответчик, указывает, что рекомендации по результатам замеров были получены от ППК «РЭО» Департаментом промышленности ХМАО- Югры. Административным ответчиком не проводились замеры накопления ТКО и не рассчитаны нормативы накопления ТКО для следующих категорий: Больницы, санатории, прочие лечебно-профилактические учреждения; Отделения связи; Предприятия в сфере похоронных услуг; Предприятия службы быта. Указанное подтверждает, что проведенные Административным ответчиком замеры, не соответствуют Постановлению №, Постановлению №, следовательно, не могут быть признаны законными и обоснованными. На основании изложенного, требования административного истца подлежат удовлетворению (том 1 л.д.204-208).
Заслушав мнение старшего помощника прокурора, полагавшего исковые требования, подлежащие частичному удовлетворению, исследовав и проанализировав представленные материалы дела каждое в отдельности и в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 4 статьи 24.10 названного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст.24.6 вышеуказанного Федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Из представленных суду материалов дела следует, что акционерное общество «Югра-Экология» является региональным оператором на территории <адрес> - Югры, что следует из соглашений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных с Департаментом промышленности ХМАО-Югры (том 1 л.д. 18-30,31-39).
Приказом Региональной службы по тарифам ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-нп установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами для административного истца АО «Югра-Экология» с момента вступления в силу приказа по ДД.ММ.ГГГГ для прочих потребителей (без учета НДС) 581,26 м?, для населения (с учетом НДС) 697,51 м? (том 1 л.д.46-47).
Приказом Региональной службы по тарифам ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-нп установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами для административного истца АО «Югра-Экология», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для прочих потребителей (без учета НДС) 581,26 м?, для населения (с учетом НДС) 697,51 м?, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для прочих потребителей (без учета НДС) 587,49 м?, для населения (с учетом НДС) 704,99 м?, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для прочих потребителей (без учета НДС) 587,49 м?, для населения (с учетом НДС) 704,99 м?, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для прочих потребителей (без учета НДС) 621,57 м?, для населения (с учетом НДС) 745,88 м?, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для прочих потребителей (без учета НДС) 621,57 м?, для населения (с учетом НДС) 745,88 м?, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для прочих потребителей (без учета НДС) 630,64 м?, для населения (с учетом НДС) 756,77 м?, (том 1 л.д.48-49,50).
Пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ предусмотрено, что нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Законом <адрес> – Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» органы местного самоуправления автономного округа наделены отдельными государственными полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО.
Постановлением администрации сельского поселения <адрес> – Югры от ДД.ММ.ГГГГ№ установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Саранпауль с приложением в соответствии с категорией объектов (том 1 л.д.56-59).
Из письма Департамента промышленности <адрес> – Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-исх-2784 следует, что по результатам анализа муниципальных правовых актов об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в <адрес> - Югре (далее также - нормативы, ТКО, автономный округ), проведённого Департаментом промышленности автономного округа в соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-оз, установлено что нормативы, утвержденные в отношении индивидуальных жилых строений (далее также - ИЖС) на территории <адрес>, поселений Белоярского, Березовского, Нижневартовского, <адрес>ов, превышают аналогичные нормативы по «Южной» зоне деятельности регионального оператора по обращению с ТКО в 1,5 раза. В целях недопущения необоснованного роста платы граждан за коммунальную услугу по обращению с ТКО и социальной напряженности, просим Вас, на период проведения замеров нормативов в соответствии Правилами определения нормативов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.042016 №, внести изменения в муниципальные правовые акты, установив нормативы для ИЖС на уровне «Южной» зоны в размере 3,285 м3/год (283,919 кг/год) на одного проживающего (том 1 л.д.114-115).
Постановлением администрации сельского поселения <адрес> – Югры от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в приложение к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Саранпауль», а именно, строка 9.2 изложена в следующей редакции: индивидуальные жилые дома – 1 проживающий – 283,919 – 3,285 (л.д.53).
Постановлением администрации сельского поселения <адрес> – Югры от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены расчетные нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Саранпауль, признаны утратившими силу постановление администрации сельского поселения Саранпауль от ДД.ММ.ГГГГ№, постановление администрации сельского поселения Саранпауль от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.54-55).
Анализируя указанные документы, вынесенные административным ответчиком, установлено, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ уменьшены ранее принятые нормативы накопления по категории объектов «индивидуальные жилые дома», постановлением от ДД.ММ.ГГГГ уменьшены ранее принятые нормативы накопления по всем категориям объектов.
Размер накопления нормативов ТКО влияет на окончательный размер платы потребителя за услуги по обращению с ТКО, на размер такой платы для юридических лиц, и в случае его неправильного определения нарушает права административного истца.
Из пп.а п.5 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил коммерческого учета и объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» следует, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов (далее ТКО), коммерческий учет ТКО осуществляется региональным оператором исходя из нормативов накопления ТКО.
Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории сельского поселения Саранпауль оказываются региональным оператором в соответствии с «Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в <адрес> - Югре», утвержденной распоряжением Правительства ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-рп» (Терсхема). Информация о нормативах накопления является составной частью Терсхемы, что следует из пункта г ч. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с п. 18 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Сторонами не оспаривается, что обжалуемыми постановлениями администрации сельского поселения Саранпауль уменьшены нормативы накопления ТКО. Обжалуемые Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ обнародованы и вступили в законную силу (том 1 л.д.40-41).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели (ст.ст.11,12 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№).
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№/пр утверждены методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п.9 методических рекомендаций рекомендуемые сроки проведения замеров: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.
Судом установлено и материалами административного дела подтверждается, что административным ответчиком с ООО «ЯНЭНЕРГО» ДД.ММ.ГГГГ был заключен муниципальный контракт на оказание услуг по определению нормативов накопления ТКО для сельского поселения Саранпауль ХМАО-Югры, в соответствии с которым ООО «ЯНЭНЕРГО» обязуется своевременно оказать на условиях контракта услуги по определению нормативов накопления ТКО на территории муниципального образования с.<адрес> для различных категорий объектов, заказчик обязуется их оплатить. Услуги должны быть оказаны с момента подписания контракта по ДД.ММ.ГГГГ. Приемка услуг в целом оформляется актом сдачи-приемки услуг с приложением документов, указанных в техническом задании (том 1 л.д.122-144).
Из заключения отчета по определению нормативов накопления ТКО для <адрес> (годового) следует, что указанная работа проводилась на территории <адрес> посезонно в течение 7 дней без перерыва, включая выходные (том 1 л.д.145-202).
Согласно отчету по определению нормативов накопления ТКО для <адрес> (сезонный - зима) работы по определению нормативов ТКО проводились с 05 по ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д.1-65).
Согласно отчету по определению нормативов накопления ТКО для <адрес> (сезонный - лето) работы по определению нормативов ТКО проводились с 30 июля по ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д.66-98).
Согласно отчету по определению нормативов накопления ТКО для <адрес> (сезонный - осень) работы по определению нормативов ТКО проводились с 14 по ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д.99-131).
Согласно отчету по определению нормативов накопления ТКО для <адрес> (сезонный - весна) работы по определению нормативов ТКО проводились с 21 по ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д.141-173).
Административным ответчиком также представлена сводная ведомость накопления объема ТКО от домовладений и объектов общественного назначения в <адрес> (том 1 л.д.226-229), при этом из представленного документы не усматривается за какой год выполнена и составлена указанная ведомость. Из представленных административным ответчиком замеров за 7 дней по сезонам также не представляется возможным установить: за какой период они выполнены, в какие дни (том 1 л.д.230-233).
Вместе с тем, административным ответчиком не представлены акты сдачи-приемки услуг, техническое задание, подтверждающие факт исполнения муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, на представлена первичная ведомость.
Судом установлено, что, с учетом заключения муниципального контракта с ООО «ЯнЭнерго» ДД.ММ.ГГГГ, представленные административным ответчиком замеры датированы 2020 годом, указанные замеры не могли применяться административном ответчиком при принятии спорного постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, из возражений на административное исковое заявление следует, что административным ответчиком не оспаривается, что замеры накопления ТКО при принятии спорного постановления не проводились.
Ссылка административного ответчика, что спорное постановление принято на основании письма от ДД.ММ.ГГГГ№-исх-2784 Департамента промышленности ХМАО-Югры (л.д.114-115), судом не принимается, так как указанное не согласуется с действующим законодательством в сфере отходов, с положениями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Следовательно, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания постановления администрации сельского поселения <адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№, недействующим.
Помимо прочего, в силу статьи 24.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, российский экологический оператор осуществляет следующие функции: проводит экспертизу и готовит рекомендации при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, территориальной схемы обращения с отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов, планировании расходов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Порядок направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора (далее - оператор) при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - региональная программа), а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов установлен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1815 «Об утверждении Правил направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (далее - Постановление №).
В силу пункта 6 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ при установлении и корректировке нормативов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на установление нормативов, или орган местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган, уполномоченный на установление нормативов) направляет обращение, содержащее сведения о нормативах, подлежащих установлению или корректировке, сведения о результатах замеров отходов и произведенных на их основе расчетах по определению нормативов, проведенных в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", оператору для получения рекомендаций (далее - обращение при установлении нормативов) в срок не менее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты установления указанных нормативов. К обращению при установлении нормативов должны быть приложены копии документов, подтверждающих проведение замеров.
ДД.ММ.ГГГГ главой сельского поселения Саранпауль в адрес заместителя главы <адрес> были направлены сведения для проведения экспертизы на предмет соответствия требованиям установленным законодательством (том 1 л.д.219).
Из письма ППК «Российский экологический оператор» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ими проведена экспертиза направленных письмом Департамента промышленности <адрес> – Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-исх-7818 сведений о нормативах накопления твердых коммунальных отходов, подлежащих установлению или корректировке сельским поселением <адрес>, сведений о результатах замеров отходов и произведенных на их основе расчетах по определению нормативов, по результатам проведенной экспертизы направлены рекомендации (л.д.220).
Из рекомендаций российского экологического оператора следует, что проектом постановления администрации сельского поселения Саранпауль предлагается снижение значений по всем категориям образователей отходов; согласно первичным ведомостям замеров, замеры по весеннему сезону производились в июне 2020 года (в начале летнего периода), по летнему сезону – в июле-августе 2020 г.г.; в соответствии с первичными ведомостями замеры производились на протяжении менее 7 дней в неделю с учетом периодичности вывоза на протяжении 4 сезонов; расчет среднегодовых значений нормативов накопления ТКО по категории «Клубы, кинотеатры, концертные залы, театры» и «Библиотеки, архивы» произведен по результатам замеров по 3 сезонам; результаты произведенных замеров по категории «многоквартирные дома» для обследуемого объекта «с.саранпауль <адрес>» по сезону лето более чем в 4 раза превышают среднее значение по соответствующему обследуемому объекту по иным сезонам, а также аналогичные значения по иным обследуемым объектам; норматив накопления крупногабаритных отходов рассчитан в размере 5 процентов в составе приведенных значений ТКО. На основании изложенного, сделаны следующие выводы: проведенные замеры не соответствуют требованиям п.11 Правил; информация о количестве ТКО отдельно для сельского поселения Саранпаульне представлена. ППК «РЭО» рекомендует провести проверочный расчет результатов произведенных замеров в соответствии с первичными ведомостями замеров и данных сводной ведомости, а также проверку результатов измерений по летнему сезону для обследуемого объекта «<адрес>» в категории «Многоквартирные дома»; пересмотреть подход к расчету крупногабаритных отходов и провести их дополнительные замеры (том 1 л.д.221-223).
29.03.23021 года ППК «РЭО» сообщил заместителю директора Департамента промышленности ХМАО-Югры, что выдача повторных рекомендаций Правила не предусмотрена.
Пунктом 9 Правил направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1815, установлено, что орган, уполномоченный на установление нормативов, в течение 10 рабочих дней со дня поступления рекомендаций оператора, указанных в пункте 8 настоящих Правил, направляет оператору информацию об учете и (или) мотивированную позицию об отказе в учете предложений оператора, содержащихся в рекомендациях при установлении и корректировке нормативов, с таблицей разногласий по неучтенным предложениям.
Сведений о том, что в адрес ППК «РЭО» административным ответчиком направлялась информация об учете и (или) мотивированная позиция об отказе в учете предложений оператора, содержащихся в рекомендациях при установлении и корректировке нормативов, с таблицей разногласий по неучтенным предложениям, в материалах дела не имеется. ДД.ММ.ГГГГ главой сельского поселения Саранпауль в адрес заместителя главы <адрес> был направлен откорректированный отчет по определению нормативов накопления ТКО для <адрес>, для проведения повторной экспертизы на предмет соответствия требованиям установленным законодательством (том 1 л.д.224). Однако, данный документ не может быть признан доказательством, подтверждающим исполнение административным ответчиком п.9 вышеназванных Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1815.
Согласно рекомендациям российского экологического оператора следует, что проведенные администрацией сельского поселения Саранпауль замеры с учетом первичной ведомости замеров признаны не соответствующими требованиям п.11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 269. ППК «РЭО» было рекомендовано провести проверочный расчет результатов произведенных замеров в соответствии с первичными ведомостями замеров и данных сводной ведомости, а также проверку результатов измерений по летнему сезону для обследуемого объекта «<адрес>» в категории «Многоквартирные дома»; пересмотреть подход к расчету крупногабаритных отходов и провести их дополнительные замеры. Из указанных рекомендаций следует, что фактически согласование нормативов накопления твердых коммунальных отходов до принятия постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ не было произведено.
Административным ответчиком первичная ведомость замеров не была представлена. Все документы, имеющиеся в материалах дела, в том числе сведения о проведенных замерах, датированы 2020 годом, тогда как рекомендации ППК «РЭО» были даны в январе 2021 года. Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод, что административным ответчиком фактически не были внесены изменения согласно рекомендациям.
Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 524/пр утверждены Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов". Согласно приложению 1 указанных Правил утверждены Категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы.
Судом принимаются доводы административного истца касательно того, что административным ответчиком не проводились замеры накопления ТКО и не рассчитаны нормативы накопления ТКО для следующих категорий: больницы, санатории, прочие лечебно-профилактические учреждения, отделения связи, предприятия в сфере похоронных услуг; предприятия службы быта, в связи с тем, что материалами дела установлено, что на территории сельского поселения Саранпауль указанные объекты имеются, в отношении которых сведения о проведении замеров твердых коммунальных отходов отсутствуют, доказательств обратного административным ответчиком не представлено (том 1 л.д.213-215).
Кроме того, рекомендации по результатам замеров были получены от Российским экологическим оператором Департаментом промышленности ХМАО- Югры. При этом, направление в адрес Департамента промышленности ХМАО-Югры сведений о нормативах, подлежащих установлению, сведений о результатах замеров, не является исполнением обязанности администрацией сельского поселения Саранпауль по согласованию с ППК РЭО в соответствии с п. 6 Постановлением Правительства №, Законом № 89-ФЗ.
Доводы административного ответчика о том, что до принятия нормативного правового акта проект Постановления изучен <адрес>, нарушений требований законодательства в проекте не установлено (л.д.116), в связи с чем оспариваемые постановления не могут быть признаны недействующими, судом не принимаются. Прокуратура проводит проверку проектов нормативных правовых актов на соответствие требованиям действующего законодательства и отсутствие в нем коррупционных факторов. Прокуратурой было установлено, что принятие представленного для изучения проекта постановления входит в компетенцию администрации сельского поселения Саранпауль, нормы не соответствующие действующему законодательству в нем отсутствовали. <адрес> не проверяется порядок, процедура проведения замеров и расчета нормативов накопления ТКО, установленных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
При таких обстоятельствах, суд считает установленным факт нарушения порядка определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных постановлением администрации сельского поселения Саранпауль от ДД.ММ.ГГГГ№.
Суд приходит к выводу, что обжалуемые Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», поскольку административным ответчиком не доказано, что при их принятии выполнены требования постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Установлено, что права административного истца в период действия обжалуемых Постановлений были нарушены в связи с уменьшением нормативов накопления ТКО на территории сельского поселения Саранпауль, что повлекло уменьшение платы за услуги по обращению с ТКО и убытки административного истца.
При указанных обстоятельствах имеются основания для удовлетворения административных исковых требований о признании недействующим постановления Администрации сельского поселения Саранпауль от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в приложение к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Саранпауль»»; о признании недействующим постановления Администрации сельского поселения Саранпауль от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении расчетных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Саранпауль и признании утратившими силу некоторых муниципальных правовых актов администрации сельского поселения Саранпауль».
При разрешении вопроса о дате, с которой следует признать недействующими обжалуемые Постановления, суд руководствуется следующим.
Согласно абзацу 5 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при удовлетворении требования об оспаривании нормативного правового акта, который до принятия решения суда отменен в установленном законом порядке или действие которого прекратилось, суд может признать данный акт недействующим полностью или в части со дня, когда такой акт (отдельные положения акта) вошел в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, если соответствующая дата предшествует дню отмены оспоренного акта или дню прекращения его действия и если отсутствуют основания для признания такого акта недействующим с иной даты (пункт 1 части 2, пункт 1 части 4 статьи 215 КАС РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его, не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Судом установлено и не отрицается сторонами, что положения Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ в оспариваемой части применялись, и на основании этих нормативных актов были реализованы права граждан и юридических лиц.
В связи с изложенным, оснований для признания оспариваемых Постановлений от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ недействующими со дня их принятия суд не усматривает. Обжалуемые Постановления следует признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу. Следовательно, административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.
В силу ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. При подаче иска в суд, истцом уплачена государственная пошлина в размере 4500 рублей, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12), которая подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление акционерного общества «Югра-Экология» (<адрес> офис 505 А <адрес>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к администрации сельского поселения Саранпауль (<адрес>) о признании недействующими постановлений администрации сельского поселения Саранпауль от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации сельского поселения <адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в приложение к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Саранпауль» в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации сельского поселения <адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении расчетных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Саранпауль и признании утратившими силу некоторых муниципальных правовых актов администрации сельского поселения Саранпауль».
Взыскать с администрации сельского поселения Саранпауль в пользу акционерного общества «Югра-Экология» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
В остальной части административных исковых требований отказать.
Опубликовать решение суда в официальном печатном издании органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес>-Югры через Березовский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья ФИО5