ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-340/2022 от 19.08.2022 Вурнарского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а-340/2022

УИД 21RS0004-01-2022-000417-50

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 августа 2022 г. пгт Вурнары

Чувашская Республика

Вурнарский районный суд Чувашской Республики – Чувашии под председательством судьи Свиягиной В.В.

при секретаре Петрове О.С.

с участием старшего помощника прокурора Вурнарской районной прокуратуры Чувашской Республики Сорокин А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Апнерского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Апнерского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики и просил признать незаконным бездействие администрации Апнерского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики в части непринятия по размещению информации о предоставлении муниципальных услуг, в том числе предусмотренных сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, утверждённым Распоряжением от 17.12.2009 № 1993-р, предоставляемых в электронном виде на федеральном портале государственных услуг «www.gosuslugi.ru»; обязать администрацию Апнерского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по размещению информации о предоставлении муниципальных услуг, в том числе предусмотренных сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, утверждённым Распоряжением от 17.12.2009 № 1993-р, предоставляемых в электронном виде на федеральном портале государственных услуг «www.gosuslugi.ru».

Административный иск мотивирован следующим.

Прокуратурой Вурнарского района Чувашской Республики проведена проверка исполнения администрацией Апнерского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг, в ходе которой выявлены нарушения в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации». Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» («Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление», утверждённого президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности протоколом от 28.05.2019 № 9 являются: предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление. Одной из задач Федерального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации» является обеспечение предоставления приоритетных массовых социального значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде. Согласно указанному Распоряжению переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен быть окончен в 2013 году. На федеральном портале государственных услуг «www.gosuslugi.ru» информация о предоставлении муниципальных услуг, в том числе предусмотренных сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, утверждённым Распоряжением от 17.12.2009 № 1993-р, предоставляемых в электронном виде администрацией Апнерского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, в электронной форме отсутствует. По выявленным нарушениям прокуратурой Вурнарского района в адрес главы администрации Апнерского сельского поселения внесено представление от 29.04.2022 года. Однако, администрацией Апнерского сельского поселения до настоящего времени не приняты меры по размещению информации о предоставлении муниципальных услуг, в том числе предусмотренных сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, утверждённым Распоряжением от 17.12.2009 № 1993-р, предоставляемых в электронном виде на федеральном портале государственных услуг «www.gosuslugi.ru».

В судебном заседании помощник прокурора Вурнарской районной прокуратуры Чувашской Республики Сорокин А.В. административное исковое заявление поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика администрации Апнерского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия.

Суд, руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Вурнарского района Чувашской Республики проведена проверка исполнения администрацией Апнерского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации». В нарушение требований законодательства возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме администрацией Апнерского сельского поселения Вурнарского района не обеспечена.

В частности, на федеральном портале государственных услуг «www.gosuslugi.ru» информация о предоставлении муниципальных услуг, в том числе предусмотренных сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, утверждённым Распоряжением от 17.12.2009 № 1993-р, предоставляемых в электронном виде администрацией Апнерского сельского поселения Чувашской Республики, в электронной форме отсутствует.

По выявленным нарушениям прокуратурой Вурнарского района в адрес главы администрации Апнерского сельского поселения внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ.

На момент рассмотрения настоящего административного искового заявления выявленные нарушения не устранены. Иного суду не представлено.

Разрешая заявленные административные требования, суд исходит из следующего.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» («Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление», утверждённого президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности протоколом от 28.05.2019 № 9 являются: предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.

Одной из задач Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» является обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В силу подп. подп. 1, 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права.

Пунктом 1.2 ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее 01.07.2012 органами местного самоуправления требований п. 3 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993 - р (далее - Распоряжение от 17.12.2009 № 1993 - р) утверждён сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде.

Согласно Распоряжению от 17.12.2009 № 1993 - р переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен был быть окончен в 2013 г.

Между тем, как установлено судом, администрацией Апнерского сельского поселения в нарушение указанных требований законодательства возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме до сего времени не обеспечена.

При таких обстоятельствах бездействие администрации Апнерского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики в части непринятии мер по размещению информации о предоставлении муниципальных услуг, в том числе предусмотренных сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, утверждённым Распоряжением от 17.12.2009 № 1993-р, предоставляемых в электронном виде на федеральном портале государственных услуг «www.gosuslugi.ru», является незаконным.

Согласно части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия, либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Таким образом, в целях устранения допущенных нарушений суд считает необходимым возложить на администрацию Апнерского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда обязанность разместить информацию о предоставлении муниципальных услуг, в том числе предусмотренных сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, утверждённым Распоряжением от 17.12.2009 № 1993-р, предоставляемых в электронном виде на федеральном портале государственных услуг «www.gosuslugi.ru».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Апнерского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики в части непринятия мер по размещению информации о предоставлении муниципальных услуг, в том числе предусмотренных сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, утверждённым Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р, предоставляемых в электронном виде на федеральном портале государственных услуг «www.gosuslugi.ru».

Обязать администрацию Апнерского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда разместить информацию о предоставлении муниципальных услуг, в том числе предусмотренных сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, утверждённым Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р, предоставляемых в электронном виде на федеральном портале государственных услуг «www.gosuslugi.ru».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики с подачей апелляционной жалобы в Вурнарский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья В.В. Свиягина

Решение06.09.2022