УИД 62RS0011-01-2022-000493-75
дело №2а-341-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Спас-Клепики Рязанской области 30 сентября 2022 года
Клепиковский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Андреева С.А.,
при секретаре Осокиной М.В.,
с участием:
помощника прокурора Клепиковского района Рязанской области - Кудрявцевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора Клепиковского района Рязанской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Криушинское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о социальной защите прав инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Клепиковского района Рязанской области обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Криушинское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области, в котором, с учетом уточнений, окончательно просит:
- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Криушинское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области в части неисполнения требований законодательства о социальной защите прав инвалидов;
- возложить на администрацию муниципального образования - Криушинское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по оборудованию входа в здание Криушинского сельского Дома культуры - филиал муниципального учреждения культуры «Районный Дом культуры муниципального образования - Клепиковский муниципальный район», расположенное по адресу: <адрес>А, информирующей тактильной табличкой для идентификации помещения с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в соответствии с п.6.5.9 СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 года №904/пр.
В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что прокуратурой была проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите прав инвалидов, в ходе которой установлено, что в нарушение требований п.6.5.9 СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001» вход в здание Криушинского сельского Дома культуры - филиал муниципального учреждения культуры «Районный Дом культуры муниципального образования - Клепиковский муниципальный район», расположенное по адресу: <адрес>А, не оборудован информирующей тактильной табличкой для идентификации помещения с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля. Далее прокурор указывает, что здание Криушинского сельского Дома культуры, расположенное по вышеуказанному адресу, на праве собственности принадлежит МО - Криушинское сельское поселение. Отсутствие соответствующей таблички, предназначенной для инвалидов по зрению и иных слабовидящих граждан, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение необходимой информации, в связи с чем прокурор вынужден обратиться в суд с настоящим административным иском.
Административный ответчик администрация МО - Криушинское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представитель в суд не явился, представив заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заинтересованное лицо Криушинский сельский Дом культуры - филиал МУК «Районный Дом культуры муниципального образования - Клепиковский муниципальный район», о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заинтересованные лица - администрация МО - Клепиковский муниципальный район Рязанской области, отдел культуры и туризма администрации МО - Клепиковский муниципальный район Рязанской области и МУК «Районный Дом культуры муниципального образования - Клепиковский муниципальный район» о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, о причинах неявки не сообщили.
В судебном заседании помощник прокурора Кудрявцева Е.С. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Заслушав объяснения помощника прокурора Кудрявцевой Е.С., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ст.9 Федерального закона №181-ФЗ реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя, в том числе социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию.
Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
В соответствии с п.п.1,6 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в частности: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Согласно ч.7 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 N384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее Федеральный закон №384-ФЗ) проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В силу ч.ч.1,2 ст.3 Федерального закона №384-ФЗ объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
В соответствии с п.6.5.9 СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 года №904/пр, информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м. от уровня пола и на расстоянии 0,1 м. от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения.
Судом установлено, что по адресу: <адрес>А расположено здание Криушинского сельского Дома культуры - филиал муниципального учреждения культуры «Районный Дом культуры муниципального образования - Клепиковский муниципальный район».
Данное здание находится в собственности МО - Криушинское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области. При этом, между администрацией МО - Криушинское сельское поселение и МУК «Районный Дом культуры МО - Клепиковский муниципальный район» не заключался какой-либо договор о передаче здания Криушинского сельского Дома культуры на праве оперативного управления к МУК «Районный Дом культуры».
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются совокупностью следующих доказательств: постановлением администрации МО - Криушинское сельское поселение от 14.03.2011 №6 «О присвоении адреса»; свидетельством о государственной регистрации права на здание Криушинского СДК от 24.01.2012; выпиской из ЕГРН в отношении здания Криушинского СДК от 28.09.2022; уставом МУК «Районный дом культуры МО - Клепиковский муниципальный район» и приложением к нему; сообщением МУК «Районный дом культуры».
В соответствии со ст.210 ГК РФ именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Вместе с тем, в нарушение требований п.6.5.9 СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001» вход в здание Криушинского сельского Дома культуры - филиал МУК «Районный Дом культуры муниципального образования - Клепиковский муниципальный район», расположенное по адресу: <адрес>А, не оборудован информирующей тактильной табличкой для идентификации помещения с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, что подтверждается: справкой прокуратуры Клепиковского района о выявленных нарушениях прав маломобильных групп населения и фототаблицей к ней.
Таким образом, судом установлен факт незаконного бездействия со стороны административного ответчика, как собственника здания Криушинского сельского Дома культуры, в части неисполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов, выразившееся в не оборудовании входа в здание Криушинского сельского Дома культуры - филиал МУК «Районный Дом культуры муниципального образования - Клепиковский муниципальный район» информирующей тактильной табличкой для идентификации помещения с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, чем нарушаются права неопределенного круга лиц (маломобильных групп населения) на получение необходимой информации.
В нарушение положений ч.1 ст.62 КАС РФ доказательств того, что вход в здание Криушинского сельского Дома культуры, расположенное по адресу: <адрес>А, оборудован соответствующей информирующей тактильной табличкой для идентификации помещения в соответствии с п.6.5.9 СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001» административным ответчиком в суд не представлено и материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора Клепиковского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО - Криушинское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о социальной защите прав инвалидов подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) суд указывает срок устранения нарушений.
Учитывая необходимость соблюдения баланса интересов сторон и принцип разумности, суд полагает возможным установить администрации МО - Криушинское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области срок для принятия мер по оборудованию входа в здание Криушинского сельского Дома культуры информирующей тактильной табличкой - 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В данном случае, суд полагает, что установленный срок отвечает принципу разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Клепиковского района Рязанской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Криушинское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области в части неисполнения требований законодательства о социальной защите прав инвалидов.
Возложить на администрацию муниципального образования - Криушинское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по оборудованию входа в здание Криушинского сельского Дома культуры - филиал муниципального учреждения культуры «Районный Дом культуры муниципального образования - Клепиковский муниципальный район», расположенное по адресу: <адрес>А, информирующей тактильной табличкой для идентификации помещения с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в соответствии с п.6.5.9 СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 года №904/пр.
Об исполнении решения по настоящему административному делу администрации МО - Криушинское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области необходимо сообщить в Клепиковский районный суд Рязанской области и прокурору Клепиковского района Рязанской области.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Рязанский областной суд через Клепиковский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Андреев