ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3410/2023 от 08.11.2023 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

КОПИЯ

ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

ул. Дзержинского, д. 235, г. Ставрополь, 355000,

тел./ факс 8(8652) 71-58-98,

подача документов в электронном виде: e-mail:oktyabrsky.stv@sudrf.ru,

официальный сайт: http://oktyabrsky.stv@sudrf.ru

_____________________________________________________________

2а-3410/2023

26RS0003-01-2023-003353-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2023 года город Ставрополь

Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в

составе:

председательствующего судьи Руденко Е.В.,

при секретаре Статовой Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-3410/2023 по административному иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края», Администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», Администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом о признании незаконным бездействия и возложении обязанности, в котором просит суд: признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территории <адрес>», выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ мер по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «Вишневая поляна», путем создания и оборудования экологических троп; Возложить на министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУД «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» обязанность в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «Вишневая поляна» путем создания и оборудования экологических троп; возложить на администрацию города Ставрополя обязанность в срок не позднее одного месяца с момента поступления в администрацию предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду организовать проведение общественных обсуждений по материалам оценки воздействия на окружающую среду по проектам создания и обустройства экологических троп на территории государственного природного заказника краевого значения «Вишневая поляна»; Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> обязать в срок не позднее трех месяцев со вступления в силу решения суда установить размер платы за посещение государственного природного заказника краевого значения «Вишневая поляна».

В обоснование заявленных требований указано, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника краевого значения «Вишневая поляна», в результате которой в деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» выявлены нарушения.

Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее-Закон №33-ФЗ) особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Государственный природный заказник краевого значения «Вишневая Поляна» (далее- Заказник) создан постановлением Правительства Ставропольского края от 31.10.2011 №442-п на территории города Ставрополя Ставропольского края.

Этим же постановлением утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Вишневая Поляна» (далее- Положение о Заказнике).

Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Экологические тропы на территории Заказника в ведение Дирекции не переданы.

В результате проведенного Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой анализа установлено, что в результате отсутствия утвержденных экологических троп на территории Заказника, рекреационная нагрузка на природные комплексы Заказника является неконтролируемое, стихийной (как пешими туристами, так ив результате незаконного проезда авто-мото-транспорта, для которой характерно вытаптывание и уничтожение травянистой растительности, обустройство грунтовых проездов (накатанной колеи), захламление территории различными бытовыми отходами, что может привести к существенному нарушению состояния существующей экосистемы на территории Заказника.

Свое требование прокурор мотивирует тем, что непринятие ответчиками мер по охране и обеспечению режима особой охраны Заказника, может привести к утрате, причинению вреда природными комплексами, ухудшению экологической обстановки в границах особо охраняемой природной территории, а обстановки в границах особо охраняемой природной территории, а соответственно, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» в период с ДД.ММ.ГГГГ ( с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждены Правила определения платы для физических лиц за посещение ОООПТ) выявлено в результате проведения анализа исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного истца помощник Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Пахомова А.В. в судебном заседании поддержала требования административного искового заявления, просила суд, удовлетворить их в полном объеме.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК Шкальная Ю.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на письменные возражения.

В письменных возражениях, административный ответчик указывает на то, что

порядок создания экологических троп на сегодняшний день действующим законодательством не установлен, их организация на особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ) не является обязательной.

Понятие туризма на ООПТ впервые определено пунктом 5 статьи 1 Федерального закона 77-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в законную силу 01 сентября 2023 года.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в ведении которых находятся соответственно особо охраняемые природные территории регионального и местного значения, утверждают правила организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях, и порядок расчета предельно допустимой рекреационной емкости таких территорий при осуществлении туризма на основании утверждаемых Правительством Российской Федерации типовых правил организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения, и типового порядка расчета предельно допустимой рекреационной емкости таких территорий при осуществлении туризма.

Таким образом, говорить о бездействии министерства, а также обязывать министерство разработать экологические тропы на всех ООПТ, и отсутствии утвержденных Правительством Российской Федерации Типовых правил осуществления туризма на ООПТ, преждевременно.

В проекте типовых правил осуществления туризма на ООПТ даны определения понятиям «экотуристский маршрут» и «экологическая тропа (экотропа)» на ООПТ, в связи с чем понятие «экологическая тропа», определенное Порядком проведения массовых мероприятий, утвержденным приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 17.04.2017 № 138 «Об утверждении Порядка согласования проведения массовых мероприятий на особо охраняемых природных территориях краевого значения», на который ссылается истец, утратит свою актуальность с момента вступления Типовых правил в законную силу.

В связи с вышеизложенным, необходимо приостановить рассмотрение искового заявления до момента принятия типовых правил организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения, и типового порядка расчета предельно допустимой рекреационной емкости таких территорий при осуществлении туризма и утверждения на их основе типовых правил организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях краевого значения в Ставропольском крае, и типового порядка расчета предельно допустимой рекреационной емкости таких территорий при осуществлении туризма в Ставропольском крае.

Представители административного ответчика ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий СК» Спицына А.А., действующая на основании доверенности в судебном заседании также возражала против удовлетворения административного иска, представив в суд письменные возражения.

Из письменных возражений следует, что административный ответчик считает требования административного истца, содержащиеся в административном исковом заявлении в части признания неправомерным бездействия Учреждения, выразившегося в отсутствии экологических троп на территории государственного природного заказника краевого значения «Вишневая поляна» (далее - Заказник) не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статьей 5.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с установленным для таких территорий режимом особой охраны.

Групповое посещение регламентируется приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 17.04.2017 № 138 «Об утверждении Порядка согласования проведения массовых мероприятий на особо охраняемых природных территориях краевого значения».

Развитие экологического туризма и экологического просвещения на особо охраняемых природных территориях краевого значения (далее - ООПТ) заключается не только в обустройстве экологических троп. Учреждение успешно проводит комплекс иных мероприятий, с целью популяризации системы ООПТ, таких как организация фотовыставок, размещение информационных стендов, подготовка специальных информационных материалов целевого назначения об ООПТ (специальное мобильное приложение «Природные территории 26», 3-Д туры), издание эколого - просветительской литературы, проведения в учебных заведениях края, колледжах и вузах экологических уроков, занятий и лекций, демонстрации учебного фильма. В административном офисе Учреждения обустроен и функционирует учебный экологический класс.

В соответствии с Уставом ГБУ СК «Дирекция ООПТ СК» целью создания Учреждения является:

- осуществление регионального государственного надзора в области охраны и использования ООПТ краевого значения;

- обеспечение функционирования ООПТ краевого значения;

- развитее эколого-просветительской деятельности.

Все доведенные финансовые обязательства направлены на равномерное выполнение возложенных на Учреждение обязательств. Таким образом выполнение исковых требований Межрайонной природоохранной прокуратуры будет являться вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность Учреждения, которая повлечет за собой невозможность выполнения иных функций, в том числе развития эколого-просветительской деятельности, что в свою очередь приведет к нарушению прав и законных интересов граждан Российской Федерации в части касающейся.

Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Порядок и сроки создания экологических троп действующим законодательством не установлен.

Из искового заявления Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры не следует, какие сроки были нарушены Учреждением. Оно также не отображает выполненную работу по реализации Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», что не позволяет оценить возможности для реализации указанных норм.

Экологические тропы и экологические туры в границах ООПТ формируются с учетом наличия уникальных и привлекательных объектов показа и обеспечения использования маршрутов в разные сезоны года, имея необходимые ресурсы и потенциал. Не каждый заказник края имеет природные достопримечательности, которые интересны туристам. Также нужно принимать во внимание ландшафтные особенности и возможность проходимости.

Заказник «Вишневая поляна» расположен на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края. Профиль заказника: биологический, образован в целях сохранения и восстановления лесостепного природного комплекса Ставропольской возвышенности. Одной из важнейших задач заказника - содействие в проведении научно-исследовательских работ.

При рассмотрении административного искового заявления по существу, просим обратить внимание, что разработка материалов оценкц воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС), а также создание и обустройство экологических троп весьма трудоемкий и финансово затратный процесс, требующий проведения необходимых конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Учреждение является подведомственной Министерству организацией, финансируемой из бюджета Ставропольского края в порядке, предусмотренном Законом Ставропольского края от 09.12.2022 г. № 110-кз «О бюджете Ставропольского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов».

На проведение мероприятий по разработке материалов ОВОС, а также создание и обустройство экологических троп в границах заказника соответствующие денежные средства из бюджета Ставропольского края Учреждению не выделялись.

За предшествующие 2020, 2021, 2022 годы - фонда экономии не образовалось в виду смены формы собственности и перехода с казенного учреждения на бюджетное в конце 2021- начале 2022 гг.

В соответствии с п.9 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.

Положением о Заказнике, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 31 октября 2011 г. № 442-п, земельные участки, расположенные в границе заказника, ограничены в обороте, но в собственности Учреждения не находятся, следовательно, проведение работ по созданию и обустройству экологической тропы затронут права и законные интересы землепользователей участков и потребует их соответствующего согласия.

В рассматриваемом судом административном исковом заявлении административным истцом указано, что отсутствие экологических троп может привести к утрате, причинению вреда природным комплексам и ухудшению экологической обстановки в границах ООПТ, вместе с тем, каждый участок ООПТ имеет своё уникальное природное строение, в котором обустройство экологической тропы может привести к утрате, причинению вреда природным комплексам и ухудшению экологической обстановки в границах ООПТ.

Кроме того, обустройство экологической тропы неизбежно приведет к увеличению загрязнения на территории ООПТ и увеличению расходов на его сбор, вывоз, утилизацию.

В части бездействия Учреждения по установлению платы за посещение Заказника, прокурор в исковом заявлении указывает на п. 2 ст. 5.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», в соответствии с которым физические лица, не проживающие в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, могут посещать такие территории бесплатно или за плату. Следовательно, установление платы за посещение ООПТ является правом и к категории обязательных для исполнения требований не относится.

Таким образом, требования административного истца о признании бездействия со стороны Учреждения в части установления размера платы за посещение заказника не основываются на нормах действующего законодательства и удовлетворению не подлежат.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2020 № 1039 «Об утверждении Правил определения платы для физических лиц, не проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, за посещение особо охраняемых природных территорий и установления случаев освобождения от взимания платы» размер платы за посещение физическими лицами OOQT регионального значения устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Правительством Ставропольского края плата за посещение ООПТ не устанавливалась. Указанные объективные обстоятельства свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны Учреждения, следовательно, требования административного истца по данному вопросу удовлетворению не подлежат.

Представитель административного ответчика Администрации г. Ставрополя, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания в суд не явился, причина неявки суду неизвестна.

Представители заинтересованных лиц КУМИ г. Ставрополя, Ставропольского городского лесничества надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания в суд не явились, причина неявки суду неизвестна.

Согласно требованиям ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом.

Суд, заслушав мнение лиц участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом» интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, если иной срок не установлен данным Кодексом.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение поверхностных вод, охрана земель и вод является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

В силу п.д ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно п.п.1 и 2 ст.58, п.п.1 и 2 ст.59 Закона об охране окружающей среды природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и ведущие к деградации и (или) уничтожению данных природных объектов, запрещаются. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (п.4 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ).

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. (Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

В силу п.3 ст.26 Закона об особо охраняемых природных территориях органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Статьей 5.1 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с установленным для таких территорий режимом особой охраны.

В соответствии с ч.3 ст.4 Закона Ставропольского края от 06.05.2014 №33-кз «Об особо охраняемых природных территориях», особенности, зонирование и режим особой охраны каждой категории особо охраняемых природных территорий краевого значения определяются положением об этой территории, утверждаемым Правительством Ставропольского края.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Государственный природный заказник краевого значения «Вишневая Поляна» создан постановлением Правительства Ставропольского края от 31.10.2011 №442-п на территории г. Ставрополя, Ставропольского края.

Этим же постановлением утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Вишневая Поляна».

Согласно п.п.4 п.10 Положения о Заказнике, к основным задачам создания Заказника отнесено содействие в развитии экологического туризма и экологического просвещения.

Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника краевого значения «Вишневая Поляна», в результате которой в деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» выявлены нарушения, а именно на территории государственного природного заказника краевого значения «Вишневая Поляна», отсутствуют оборудованные экологические тропы.

Частью 1 статьи 35 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Частью 1 ст.35 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что охрана государственных природных заказников осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся.

В соответствии с п.1 Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 02.07.2012 №221-п (далее - Положение) Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим, кроме прочего, государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области охраны окружающей среды, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения.

Согласно п.10.16 Положения Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края осуществляет охрану особо охраняемых природных территорий краевого значения, региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого значения в порядке, установленном Правительством Ставропольского края.

Таким образом, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края осуществляет охрану, региональный государственный надзор в области охраны и использования территории Заказника «Вишневая Поляна».

В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 56642-2021. «Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.12.2021 №1879-ст, экологическим туризмом признается деятельность, направленная на организацию путешествий в различных формах природного туризма, ориентированная на изучение природы и культурных достопримечательностей, бережное отношение к природе и содействие в ее сохранении.

Согласно п.3.3. ГОСТ Р 56642-2021, туристско-рекреационная тропа (экологическая тропа) - естественным или искусственным способом образованная (сформированная) полоса движения на местности, используемая для организации движения посетителей по туристско-рекреационному маршруту; обустроенная необходимыми инженерными и навигационными объектами (информационными указателями), применяемая для движения людей (или вьючных животных, верховых лошадей и некоторых других средств передвижения) полоса земли либо поверхность искусственного сооружения - по линии туристско-рекреационного маршрута.

В соответствии с п.3.4 ГОСТ Р 56642-2021 экологическая инфраструктура - это имущественный комплекс, состоящий из транспортных и инженерно-технических коммуникаций, строений, оборудования и снаряжения, целевым предназначением которого является мониторинг и компенсация антропогенного давления на естественные биотопы (природную среду) (например, туалеты (комфорт-центры), системы сбора и вывоза мусора, ограничение доступа человека в зоны «экологической тишины» и т.д.).

Согласно п.2 Порядка согласования проведения массовых мероприятий на особо охраняемых природных территориях краевого значения», утвержденного приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 17.04.2017 №138 (далее - Порядок проведения массовых мероприятий), экологической тропой является специально организованный и обустроенный маршрут, проходящий в границах ООПТ и находящийся в ведении подведомственного министерству ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий СК».

В соответствии со ст.32 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно - правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Пунктом 1 Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 №999 (далее - Требования) установлено, что Материалы оценки воздействия на окружающую среду включают в себя комплект документации, подготовленной при проведении оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности. Материалы оценки воздействия на окружающую среду разрабатываются в целях обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, предотвращения и (или) уменьшения воздействия планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий, а также выбора оптимального варианта реализации такой деятельности с учетом экологических, технологических и социальных аспектов или отказа от деятельности. В материалах оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается выявление характера, интенсивности и степени возможного воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, анализ и учет такого воздействия, оценка экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации такой деятельности и разработка мер по предотвращению и (или) уменьшению таких воздействий с учетом общественного мнения. Материалы оценки воздействия на окружающую среду являются основанием для разработки обосновывающей документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.

Согласно пункту 3 Требований, Материалы оценки воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты комплексных исследований прогнозируемых воздействий на окружающую среду и их последствий, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, социальных и экономических факторов. При подготовке материалов оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной, достоверной и актуальной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок, обязательное 4 рассмотрение альтернативных вариантов реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе вариант отказа от деятельности, а также участие общественности при организации и проведении оценки воздействия на окружающую среду. При подготовке материалов оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) исходит из необходимости предотвращения и (или) уменьшения возможных негативных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с пунктами 4.6 и 4.7 Требований в орган местного самоуправления направляется уведомление о проведении общественных обсуждений по предварительным материалам ОВОС, и, соответственно, органом местного самоуправления проводятся общественные обсуждения по объекту общественных обсуждений.

Органом местного самоуправления, на территории которого расположен природный заказник краевого значения «Вишневая поляна» являются администрация г. Ставрополя.

Судом установлено, что в нарушение требований ст.5.1 Закона ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п.2 Порядка проведения массовых мероприятий, п.п.12,22 Положения о Заказнике, министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края места для осуществления и развития экологического туризма (туристско-рекреационные (экологические) тропы на территории Заказника «Вишневая поляна» не созданы, оценка воздействия на окружающую среду проектов создания и обустройства таких троп не проведена.

В соответствии с ч.2 ст.5.1 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», физические лица, не проживающие в населенных пунктах, расположенных в границах ООПТ, могут посещать такие территории бесплатно или за плату.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2020 №1039 утверждены Правила определения платы для физических лиц, не проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, за посещение особо охраняемых природных территорий и установления случаев освобождения от взимания платы (далее - Правила определения платы).

Согласно п.2 Правил определения платы, размер платы устанавливается для каждой особо охраняемой природной территории.

Пунктами 5 и 7 Правил определения платы установлено, что за посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий регионального значения размер платы устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Размер платы для особо охраняемых природных территорий регионального значения составляет не менее 0,5 процента установленной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за одно посещение.

Вместе с тем, в нарушение требований ч.2 ст.5.1 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п.п.2,5 Правил определения платы, размер платы за посещение Заказника «Вишневая поляна» министерством не определен.

Судом установлено, что в результате отсутствия утвержденных экологических троп на территории Заказника «Вишневая поляна», рекреационная нагрузка на природные комплексы Заказника «Вишневая поляна» является неконтролируемой, стихийной, как пешими туристами, так и в результате незаконного проезда авто-мото-транспорта, для которой характерно вытаптывание и уничтожение травянистой растительности, обустройство грунтовых проездов (накатанной колеи), захламление территории различными бытовыми отходами, что может привести к существенному нарушению состояния существующей экосистемы на территории Заказника «Вишневая поляна».

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора к администрации города Ставрополя в части возложении обязанности не позднее одного месяца с момента поступления в администрацию предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду организовать проведение общественных обсуждений по материалам оценки воздействия на окружающую среду по проектам создания и обустройства экологических троп на территории государственного природного заказника краевого значения «Вишневая поляна», поскольку не представлено доказательств нарушения администрацией города Ставрополя каких-либо возложенных на неё законом обязанностей, неисполнения полномочий.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

Кроме того данное требование к муниципальному органу нарушает баланс установленный ст. 37 ФЗ-137 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации»

Поэтому отсутствуют правовые основания для возложения на администрацию города Ставрополя обязанностей в судебном порядке.

В связи с чем указанное требование к администрации г. Ставрополя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.226, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административный иск – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, ГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края», выразившееся в непринятии с 22.07.2020 года по 14.06.2023 года мер по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «Вишневая поляна», путем создания и оборудования экологических троп.

Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанность в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «Вишневая поляна» путем создания и оборудования экологических троп.

Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязать в срок не позднее трех месяцев со вступления в силу решения суда установить размер платы за посещение государственного природного заказника краевого значения «Вишневая поляна».

В остальной части административных исковых требований Ставропольскому межрайонному прокурору к администрации города Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом о возложении обязанности не позднее одного месяца с момента поступления в администрацию предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду организовать проведение общественных обсуждений по материалам оценки воздействия на окружающую среду по проектам создания и обустройства экологических троп на территории государственного природного заказника краевого значения «Вишневая поляна» - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2023 года.

Судья подпись Е.В. Руденко