ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3412/2022 от 26.07.2022 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

3

Дело № 2а-3412/2022

УИД: 42RS0009-01-2022-005042-32

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Кемерово в составе:

председательствующего судьи Курилова М.К.

при секретаре Старцевой И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

26 июля 2022 года

административное дело по административному исковому заявлению Кемеровского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

У С Т А Н О В И Л:

Кемеровский транспортный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Свои требования мотивирует тем, что Кемеровской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзорных мероприятий в сфере обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта и объектов его инфраструктуры проведен мониторинг сети «Интернет», в результате которого выявлены страницы интернет-сайтов ......, содержащие

информацию о том, как пронести без предъявления к досмотру предметы через интроскопы, металлодетекторы, микроволновые сканеры, в том числе, установленные в аэропортах.

В частности, на страницах сайта ... размещено видео «Как обмануть сканер в аэропорту», содержащее наглядную информацию о способах проноса без предъявления к досмотру предметов через интроскопы, металлодетекторы, микроволновые сканеры в аэропорту.

Проверка и поиск Интернет - ресурсов осуществлялась с использованием программы браузера: Яндекс.Браузер, который входит в стандартный пакет программных компонентов операционных систем. В адресной строке браузера был введен адрес поискового ресурса «Яндекс», в окне поиска ключевых слов ресурсов набрано «обмануть сканер в аэропорту», отобразился список адресов и ссылок (Интернет - сайтов).

Вход на данные сайты является свободным, ознакомиться с содержанием указанных Интернет-ресурсов, скопировать информацию в электронном варианте, воспользоваться услугами сервиса, заполнить заявку на получение незаконных услуг может любой Интернет-пользователь. Информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.

В силу пп.«а, ж» п.5 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» железнодорожные вокзалы, аэропорты и аэродромы являются объектами транспортной инфраструктуры.

Согласно п.1.2 ст. 1 Закона «О транспортной безопасности» физические лица, следующие либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, обязаны выполнять требования транспортной безопасности, установленные Правительством Российской Федерации. На основании ч.4 ст.8 Федерального закона «О транспортной безопасности» Постановлением Правительства РФ от 15.11.2014 №1208 утверждены «Требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта».

В силу пп. «а», «б» п. 2 Требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, физические лица, следующие либо находящиеся на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, обязаны осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, включающими перечень необходимых документов, устанавливаемыми Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации; выполнять требования сил обеспечения транспортной безопасности, направленные на обеспечение транспортной безопасности, а также не предпринимать действий, препятствующих выполнению ими служебных обязанностей.

Согласно пп. «а», «б», «е» п.3 Требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц физическим лицам, следующим либо находящимся на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, запрещается, в том числе, проносить (провозить) в зону транспортной безопасности предметы и вещества, запрещенные или ограниченные для перемещения на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве; препятствовать функционированию технических средств обеспечения транспортной безопасности, расположенных в зоне транспортной безопасности; осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства вне (в обход) установленных субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком проходов (проездов).

Пунктом 4 «Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», утвержденных Приказом Минтранса России от 23.07.2015 №227, установлено, что досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводится в случаях, предусмотренных Требованиями, на контрольно-пропускных пунктах, постах, расположенных на границах зоны транспортной безопасности или ее частей, а также в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

Согласно п.5 Правил в ходе проведения досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, почтовых отправлений, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, иных материальных объектов (далее - объекты досмотра), направленные на обнаружение предметов и веществ, имеющих внешние признаки схожести с оружием, взрывчатыми веществами или другими устройствами, предметами и веществами, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть и (или) которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, а также на выявление лиц, транспортных средств, для допуска которых в зону транспортной безопасности или ее часть не имеется правовых оснований.

В соответствии со статьей 11.15.1 КоАП РФ за нарушение требований транспортной безопасности предусмотрена административная ответственность; в случае же, если действия по нарушению требований транспортной безопасности повлекли причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, ст. 263.1 УК РФ установлена уголовная ответственность.

Таким образом, на указанных сайтах размещена информация провоцирующая граждан на совершение противоправных действий, представлены правила и способы совершения противоправных действий по нарушению требований транспортной безопасности, а также способы ухода от предусмотренной законом ответственности в случаях совершения указанных противоправных действий.

На момент проверки данные указатели страниц сайтов, на которых размещена названная информация, в реестре отсутствует.

На основании изложенного, административный истец просит суд признать информацию, размещенную на интернет-страницах ... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании помощник Кемеровского транспортного прокурора Надвоцкий Д.В., действующий на основании служебного удостоверения, на удовлетворении административных исковых требований настаивал.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя заинтересованного лица. Управлением Роскомнадзора по Кемеровской области в материалы дела представлены письменные пояснения по административному исковому заявлению, в которых полагает возможным признание информации, размещенной на страницах сайтов ... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Суд, выслушав доводы помощника Кемеровского транспортного прокурора, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также Центральный банк Российской Федерации в отношении информации, указанной в статье 6.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Согласно ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Судом установлено, что Кемеровской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзорных мероприятий в сфере обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта и объектов его инфраструктуры проведен мониторинг сети «Интернет», в результате которого выявлены страницы интернет-сайтов ...... содержащие информацию о том, как пронести без предъявления к досмотру предметы через интроскопы, металлодетекторы, микроволновые сканеры, в том числе, установленные в аэропортах.

В частности, на страницах сайта ... размещено видео «Как обмануть сканер в аэропорту», содержащее наглядную информацию о способах проноса без предъявления к досмотру предметов через интроскопы, металлодетекторы, микроволновые сканеры в аэропорту.

Проверка и поиск Интернет - ресурсов осуществлялась с использованием программы браузера: Яндекс.Браузер, который входит в стандартный пакет программных компонентов операционных систем. В адресной строке браузера был введен адрес поискового ресурса «Яндекс», в окне поиска ключевых слов ресурсов набрано «обмануть сканер в аэропорту», отобразился список адресов и ссылок (Интернет - сайтов).

Вход на данные сайты является свободным, ознакомиться с содержанием указанных Интернет-ресурсов, скопировать информацию в электронном варианте, воспользоваться услугами сервиса, заполнить заявку на получение незаконных услуг может любой Интернет-пользователь. Информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть представляет собой технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники, а сайт в сети Интернет - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет.

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу пп.«а, ж» п.5 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» железнодорожные вокзалы, аэропорты и аэродромы являются объектами транспортной инфраструктуры.

Согласно п.1.2 ст. 1 Закона «О транспортной безопасности» физические лица, следующие либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, обязаны выполнять требования транспортной безопасности, установленные Правительством Российской Федерации. На основании ч.4 ст.8 Федерального закона «О транспортной безопасности» Постановлением Правительства РФ от 15.11.2014 №1208 утверждены «Требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта».

В силу пп. «а», «б» п. 2 Требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, физические лица, следующие либо находящиеся на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, обязаны осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, включающими перечень необходимых документов, устанавливаемыми Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации; выполнять требования сил обеспечения транспортной безопасности, направленные на обеспечение транспортной безопасности, а также не предпринимать действий, препятствующих выполнению ими служебных обязанностей.

Согласно пп. «а», «б», «е» п.3 Требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц физическим лицам, следующим либо находящимся на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, запрещается, в том числе, проносить (провозить) в зону транспортной безопасности предметы и вещества, запрещенные или ограниченные для перемещения на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве; препятствовать функционированию технических средств обеспечения транспортной безопасности, расположенных в зоне транспортной безопасности; осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства вне (в обход) установленных субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком проходов (проездов).

Пунктом 4 «Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», утвержденных Приказом Минтранса России от 23.07.2015 №227, установлено, что досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводится в случаях, предусмотренных Требованиями, на контрольно-пропускных пунктах, постах, расположенных на границах зоны транспортной безопасности или ее частей, а также в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

Согласно п.5 Правил в ходе проведения досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, почтовых отправлений, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, иных материальных объектов (далее - объекты досмотра), направленные на обнаружение предметов и веществ, имеющих внешние признаки схожести с оружием, взрывчатыми веществами или другими устройствами, предметами и веществами, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть и (или) которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, а также на выявление лиц, транспортных средств, для допуска которых в зону транспортной безопасности или ее часть не имеется правовых оснований.

В соответствии со статьей 11.15.1 КоАП РФ за нарушение требований транспортной безопасности предусмотрена административная ответственность; в случае же, если действия по нарушению требований транспортной безопасности повлекли причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, ст. 263.1 УК РФ установлена уголовная ответственность.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что на указанных сайтах размещена информация провоцирующая граждан на совершение противоправных действий, представлены правила и способы совершения противоправных действий по нарушению требований транспортной безопасности, а также способы ухода от предусмотренной законом ответственности в случаях совершения указанных противоправных действий.

В свою очередь, нахождение в сети Интернет в открытом доступе информации, провоцирующая граждан на совершение противоправных действий, фактически способствует совершению административных нарушений и уголовных преступлений, чем нарушаются публичные интересы Российской Федерации, права неопределенного круга лиц, права граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.

Таким образом, по мнению суда, информацию, размещенную в сети Интернет на страницах вышеуказанных сайтов, направленную на неограниченный круг лиц в обход установленным Российской Федерации требованиям действующего законодательства, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства Российской Федерации, следует признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

На момент вынесения настоящего решения данные указатели страниц сайтов, на которых размещена названная информация, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет отсутствует.

Статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено создание единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основанием для включения в реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов, а также сетевых адресов является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно ч. 4 ст. 265 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Кемеровского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на интернет – страницах ... ... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение обратить к немедленному исполнению, может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: М.К. Курилов

В окончательной форме решение изготовлено 29.07.2022 года.