Дело №2а-3414/2018 27 декабря 2018 года
в г.Тосно Ленинградской области
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
административного ответчика ФИО2,
при секретаре Пыщенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Красноборского городского поселения к заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора,
установил:
администрация Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области обратилась в суд с административным иском к заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области ФИО2 о признании незаконным и отмене постановления от 29.09.2018 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
В обоснование административного иска указала, что решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 22.06.2017 по административному делу №2а-1850/2017 удовлетворено исковое заявление Тосненского городского прокурора к администрации Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области об обязании провести оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения. Постановлением старшего судебного пристава Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области ФИО2 04.06.2018 на основании исполнительного листа от 14.03.2018, выданного Тосненским городским судом Ленинградской области по административному делу №2а-1850/2017 в отношении администрации Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области было возбуждено исполнительное производство №18600/18/47035-ИП. Установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. 15.11.2018 главой администрации Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области было получено постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области ФИО2 №47035/18/5546576 от 29.09.2018 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Административный истец считает данное постановление незаконным, подлежащим отмене. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была получена администрацией Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области в сентябре 2018 года, то есть по истечении срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Таким образом, у администрации поселения в отсутствии сведений о возбужденном исполнительном производстве не было возможности добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, в установленный срок. Администрацией поселения дважды: 13.09.2018 посредством электронной почты, 31.10.2018 лично в Тосненский районный отдел УФССП России по Ленинградской области были представлены объяснения по исполнению решения Тосненского городского суда Ленинградской области от 22.06.2017 по административному делу №2а-1850/2017. А именно, 24.08.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок был объявлен открытый конкурс (извещение №0145300009218000017) на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по выполнению комплексного специального обследования автомобильных дорог общего пользования местного значения Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, разработке проектов организации дорожного движения, технических паспортов и проведению диагностических работ. Открытый конкурс был проведен 24.09.2018. По результатам конкурса администрацией Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области был заключен муниципальный контракт №0145300009218000017 от 08.10.2018 по оказанию услуг по выполнению комплексного специального обследования автомобильных дорог общего пользования местного значения Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, разработке проектов организации дорожного движения, технических паспортов и проведению диагностических работ, которые приведены в техническом задании. Пунктом 2.1 указанного муниципального контракта установлен срок оказания услуг по муниципальному контракту: 1 этап – с момента заключения контракта в течение 10 календарных дней; 2-й этап – до 31.03.2019.
На данный момент проведено комплексное специальное обследование автомобильных дорог общего пользования местного значения Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, которое включает в себя проведение оценки технического состояния дорог. Таким образом, решение суда фактически исполнено, но подтвердить исполнение возможно только путём предоставления в суд отчётов по диагностическим обследованиям автомобильных дорог с оценкой транспортно-эксплуатационного состояния, которые будут представлены в администрацию поселения не ранее 31.03.2019. Следовательно, у заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области ФИО2 имелись сведения о предпринятых администрацией поселения мерах по исполнению указанного решения суда (л.д.3-6).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала административный иск, пояснила, что в бюджет поселения на 3-4 квартал 2018 года были включены расходы на оценку технического состояния автомобильных дорог, поэтому в августе провели электронный аукцион, а в сентябре 2018 года заключили муниципальный контракт. В 2017 году пытались внести изменения в бюджет 2017 года, но не было свободных бюджетных средств. На проведение оценки технического состояния всех автомобильных дорог общего пользования необходимо более 1 млн.руб. Техническое обследование дорог проведено, но подтвердить его проведение возможно только на основании паспортов, а они будут готовы только в марте 2019 года. Иного документа, подтверждающего техническое состояние дорог, администрация не может предъявить.
Административный ответчик ФИО2 административный иск не признал, пояснил, что административным истцом пропущен срок на оспаривание постановления о взыскании исполнительского сбора. В административном исковом заявлении указана неверная дата получения этого постановления. На самом постановлении о взыскании исполнительского сбора стоят подпись главы администрации и дата – 30 октября 2018 года в получении данного постановления. На этот день в Тосненский районный отдел вызывались главы всех администраций, им выдавались постановления. Срок на оспаривание истёк 14 ноября 2018 года.
Привлеченные к участию в деле вторым административным ответчиком Управление Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области, заинтересованным лицом взыскатель – Тосненский городской прокурор извещены о времени и месте судебного разбирательства, не направили в суд своих представителей (л.д.1, 75-76, 79-80).
Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.
Статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) на судебных приставов возложена задача по осуществлению принудительного, своевременного и правильного исполнения судебных актов.
По настоящему делу таким судебным актом является решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 16 мая 2017 года по делу №2-1850/2017 об обязании администрации Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области провести оценку технического состояния 11 дорог в г.п.Красный Бор. Установлен срок исполнения решения суда до 31 декабря 2017 года. Данное решение вступило в законную силу 22 июня 2017 года (л.д.65-67).
Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии со статьей 112 этого же Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Судом установлено, что 04.06.2018 и.о.начальника отдела – старшего судебного пристава Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области ФИО2 на основании исполнительного листа ВС №005644442, выданного 14.03.2018 Тосненским городским судом Ленинградской области по делу №2а-1850/2017, возбуждено исполнительное производство №18600/18/47035-ИП. Должнику – администрации Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии этого постановления (л.д.8-9, 63-67).
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области ФИО2 от 29.09.2018 с администрации Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. (л.д.18-19, 69-70).
Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона N 229-ФЗ.
При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 13-П от 30 июля 2001 года, взыскание исполнительского сбора относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является санкцией штрафного характера, т.к. возлагает на должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.
Вместе с тем ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не определены обстоятельства, которые следует расценивать в качестве неуважительных причин неисполнения требований исполнительного документа.
По данному вопросу Конституционным Судом Российской Федерации в названном выше Постановлении разъяснено, что правоприменитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний ч.1 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Согласно пунктам 3, 4 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения – органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.
Поскольку оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год, то денежные средства на такую оценку должны быть включены в расходы бюджета поселения на каждый год.
Суд находит, что административный истец не представил суду доказательств того, что он предпринял все зависящие от него меры к исполнению судебного акта, а его неисполнение было обусловлено непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Так суду не было представлено проекта решения о внесении изменений в бюджет Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2017 год в части расходов на оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения; пояснительной записки администрации Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области совету депутатов указанного поселения о необходимости включения данных расходов в бюджет для исполнения решения суда; решение совета депутатов поселении об отклонении проекта решения о внесении изменения в бюджет поселения. Если бы суду было представлено решение совета депутатов, отклонившего проект решения о внесении изменения в бюджет поселения на 2017 год, либо проект решения о включении в бюджет поселения на 2018 год расходов на оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в 1 и 2 кварталах, тогда можно было бы говорить о том, что от администрации поселения не зависела возможность исполнения решения суда в указанный в нём срок либо в 1-3 кварталах 2018 года.
8 октября 2018 года между администрацией Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области – заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью «ДОРНАДЗОР» - исполнителем заключен муниципальный контракт, предметом которого является услуги по выполнению комплексного специального обследования автомобильных дорог общего пользования местного значения Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, разработке проектов организации дорожного движения, технических паспортов и проведение диагностических работ; срок оказания услуг с момента заключения контракта до 31.03.2019 (л.д.20-28).
Оценивая вышеуказанный контракт, суд приходит к выводу, что в него включено большее количество дорог – 70, чем в решении суда, и работы, не указанные в решении суда, например, разработка проектов организации дорожного движения, что привело удорожанию оказываемых услуг и увеличению сроков исполнения. Заключая контракт, администрация Красноборского городского поселения не позаботилась о включении в первый этап оказания услуг – составление исполнителем документов, подтверждающих исполнение вышеуказанного решения суда, что свидетельствует о пренебрежении судебным актом.
Суд пришёл к выводу о том, что администрация поселения заблаговременно требуемых для исполнения судебного решения действий не предприняла, что привело к необоснованному затягиванию исполнения решения суда. Фактически к исполнению судебного акта административный истец приступил в августе 2018 года, разместив 24 числа извещение о проведение открытого конкурса (л.д.11-17), сам себе предоставил отсрочку исполнения судебного акта сроком не менее 8 месяцев.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была получена должником 13 сентября 2018 года, что следует из административного искового заявления и подтверждено представителем административного истца в судебном заседании.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом N 229-ФЗ (часть 12 статьи 30 указанного закона).
Таким образом, законодательство связывает начало течения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа с днем получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Исходя из положений статьи 227 КАС Российской Федерации, для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку требования исполнительного документа должником выполнены не были, суд пришел к выводу о том, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено в соответствии с нормами Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". То, что административный истец информировал судебного пристава-исполнителя о своих действиях, направленных на исполнение требований исполнительного документа, не отменяет необходимости исполнения решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения. Уважительных причин нарушения установленного срока исполнения исполнительного документа суд не усматривает, поэтому исполнительский сбор не может быть уменьшен.
В соответствии с ч.3 ст.219 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 8 этой же статьи, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч.5 ст.138, ч.5 ст.180, ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Как следует из материалов дела, административное исковое заявление направлено в адрес суда 24 ноября 2018 года (л.д.57), копия постановления о взыскании исполнительского сбора вручена главе администрации Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области ФИО3 30 октября 2018 года, о чем свидетельствует дата и подпись на подлиннике постановления, копия которого приобщена к материалам дела (л.д.7, 69-70). Административным истцом пропущен срок обращения в суд с административным иском об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора. Пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Представленная административным истцом в материалы дела копия постановления о взыскании исполнительского сбора изготовлена 15.11.2018, заверена подписью старшего судебного пристава Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области ФИО4 (л.д.18-19). Из объяснения представителя административного истца следует, что 15 ноября глава администрации ФИО3 явилась лично к руководителю районного отдела, а не к приставу. Таким образом, с учётом объяснения административного ответчика, глава администрации Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области ФИО3 получила копию постановления о взыскании исполнительского сбора 30 октября 2018 года от заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области ФИО2 при явке по его вызову, а 15 ноября 2018 года во второй раз получила копию того же самого постановления о взыскании исполнительского сбора от старшего судебного пристава Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области ФИО4 Для исчисления срока дата вторичного вручения копии постановления не имеет правового значения.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
администрации Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области отказать в удовлетворении административного иска к заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области о признании незаконным и отмене постановления заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области ФИО2 от 29.09.2018 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №18600/18/47035-ИП от 04.06.2018.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (30 декабря 2018 года) путем подачи апелляционной жалобы или представления, через Тосненский городской суд.
Судья: подпись