ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3415/18 от 11.09.2018 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

адм. дело №2а-3415/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«11» сентября 2018 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Сахаровой Е.А.

рассмотрев в упрощенном порядке административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России №1 по Воронежской области к Литвиновой Юлии Александровне о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 3030 руб., пени по транспортному налогу в размере 18 руб. 18 коп., недоимки по налогу на имущество в размере 4198 руб., пени по налогу на имущество в размере 25 руб. 19 коп., суд

У С Т А Н О В И Л :

Межрайонная ИФНС России №1 по Воронежской области обратилась в суд с иском, указав, что Литвинова Ю.А. состоит на налоговом учете в ИФНС и является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц. В собственности ответчика находятся и находились транспортные средства: автомобиль .с. Кроме того, в собственности Литвиновой Ю.А. находятся объекты недвижимости: квартира по адресу <адрес> кадастровый , квартира по адресу <адрес>, кадастровый , машиноместо по адресу <адрес> кадастровый , квартира по адресу <адрес>, кадастровый .

В порядке ч.2 ст.52 НК РФ Литвиновой Ю.А. было направлено налоговое уведомление №101342017 от 29.09.2016г., которое не исполнено, на основании чего в адрес административного ответчика было направлено требование №6992 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.12.2016г.

До настоящего времени обязательства по уплате налога в полном объеме Литвиновой Ю.А. исполнены в полном объеме не были, на основании чего административный истец просит суд взыскать с него задолженность по транспортному налогу за 2015г. в размере 3 030 руб., пени по транспортному налогу за период с 02.12.2016г. по 19.12.2016г. в размере 18 руб. 18 коп., налог на имущество физических лиц в размере 4198 руб. за 2015г., пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2016г. по 19.12.2016г. в сумме 25 руб. 19 коп.

Суд, исследовав и оценив, представленные сторонами доказательства, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, …, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Судом установлено, что Литвиновой Ю.А. на праве собственности принадлежит транспортное средство: автомобиль .с. Кроме того, в собственности Литвиновой Ю.А. находятся объекты недвижимости: квартира по адресу <адрес> кадастровый , квартира по адресу <адрес> кадастровый , машиноместо по адресу <адрес>, кадастровый , квартира по адресу <адрес> кадастровый .

Следовательно, Литвинова Ю.А., имея в собственности транспортное средство и недвижимое имущество в виде квартир и машиноместа, является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц и обязан согласно положений ч.1 ст.45 НК РФ самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

На основании ч.3 ст.363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Согласно ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

В соответствии со ст.404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Согласно п.9 ч.1 ст.21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать налоговые уведомления и требования об уплате налогов. Согласно п.9 ч.1 ст.32 НК РФ налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора. В соответствии с ч.2 ст.52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством … если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.. . уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии со ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.

Так, Литвиновой Ю.А. было выставлено налоговое уведомление №101342017 от 29.09.2016г. на уплату физическим лицом, в том числе, транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2015г. с указанием объектов налогообложения, исчисленной суммы налога, периода его исчисления, срока уплаты исчисленного налога, со сроком уплаты налогов не позднее 01.12.2016г. На период 2015г. объектом налогообложения указаны транспортные средства: автомобиль л.с. налог начислен за 12 мес. – 3 030 руб. Так же в уведомлении указано, что объектом налогообложения являетсяквартира по адресу <адрес> кадастровый , кадастровой стоимостью 276439 руб., налог оплачивается по налоговой ставке 0.60% за 12 мес. в размере 1 659 руб., квартира по адресу <адрес>, кадастровый , кадастровой стоимостью 414343 руб., налог начислен за 12 мес. – 2486 руб., машиноместо по адресу 391030 <адрес>, кадастровый , кадастровой стоимостью 53025 руб., налог начислен по налоговой ставке 0.10% за 12 мес. – 53 руб., квартира по адресу <адрес>, кадастровый , кадастровой стоимостью 324539 руб., налог начислен за 12 мес. – 974 руб.

В соответствии с ч.2 ст.69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 1 ст. 70 НК РФ).

Поскольку в установленный срок Литвиновой Ю.А. транспортный налог и налог на имущество физических лиц уплачен в полном объеме не был, налоговым органом в адрес Литвиновой Ю.А. было направлено требование №6992 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.12.2016г., согласно которого Межрайонная ИФНС России №1 по Воронежской области ставит в известность Литвинову Ю.А. о том, что за ней числится задолженность по налогам, сборам, пени, штрафам, и она обязана уплатить выставленные налоговым органом сумму транспортного налога 3030 руб., пени по транспортному налогу в размере 18 руб. 18 коп., и налога на имущество физических лиц в размере 4198 руб., пени в размере 25 руб. 19 коп.

Налоговым органом в требовании также было указано о наличии ранее образовавшейся задолженности по уплате налогов и пени.

Согласно представленного административным истцом списка на отправку заказных писем Литвиновой Ю.А. 26.12.2016г. в соответствии со штемпелем на списке, было выслано требование №6992 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.12.2016г. Срок исполнения требования указан до 06.03.2017г.

Как указывает административный истец, обязательства по оплате суммы транспортного налога, налога на имущество физических лиц и пени не были исполнены Литвиновой Ю.А.

В соответствии с. ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Административным истцом представлены доказательства в обосновании изложенных требований и доказан факт ненадлежащего исполнения Литвиновой Ю.А. обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц своевременно, пени.

На основании п. 3 ч. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи: со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Таким образом, судом установлено, что у Литвиновой Ю.А. имеется задолженность по уплате транспортного налога, налога на имущество и пени.

Вместе с тем, согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. В соответствии с ч.2 заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Судом на основании дела №2а-2004/17 по заявлению МИФНСРоссии№1 по Воронежской области к Литвиновой Ю.А. о вынесении судебного приказа, установлено, что 12.09.2017г. МИФНС №1 по Воронежской области мировому судье судебного участка №4 в Центральном судебном районе Воронежской области было подано заявление о вынесении судебного приказа. 12.09.2017г. вынесен судебный приказ. 19.02.2018г. вынесено определение об отмене судебного приказа в связи с получением возражений от Литвиновой Ю.А.

Как установлено судом требование№6992 по состоянию на 20.12.2016г. имеет срок исполнения до 06.03.2017г., однако, с заявлением к мировому судье налоговый орган обратился 12.09.2017г., то есть с пропуском срока обращения в суд, который истек 06.09.2018г. При этом, заявление о восстановлении пропущенного срока административным истцом не подавалось, никаких доказательств уважительности причин пропуска срока суду не представлено, как и доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд. При этом, соблюдение 6-ти месячного срока после отмены судебного приказа в данном случае не имеет правового значения, так как пропущен срок обращения в суд первоначально к мировому судье. При этом суд учитывает, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Инспекцией не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В связи, с тем, что административным истцом пропущен срок обращения в суд, ходатайство о восстановление срока налоговым органом не подавалось, в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. гл. 15, 33 и ст. ст.286-294 -294, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В иске МИФНС России №1 по Воронежской области к Литвиновой Юлии Александровне о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 3030 руб., пени по транспортному налогу в размере 18 руб. 18 коп., недоимки по налогу на имущество в размере 4198 руб., пени по налогу на имущество в размере 25 руб. 19 коп. отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение пятнадцати дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Сахарова Е.А.

Решение в окончательной форме изготовлено 11.09.2018г.