ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3415/19А от 23.10.2019 Альметьевского городского суда (Республика Татарстан)

Подлинник данного решения приобщен к административному делу

№ 2а-3415/2019Альметьевского городского суда РТ

УИД 16RS0036-01-2019-004671-25

Дело № 2а-3415/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 октября 2019 года г. Альметьевск РТ

Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Исмагилова А.Т.,

при секретаре Ахматгалиевой Э.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №16 по РТ к Ахметзянову Р.Н. о взыскании задолженности по налоговым платежам, а также по встречному исковому заявлению Ахметзянову Р.Н. об освобождении от уплаты транспортного налога,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №16 по Республике Татарстан обратилась в суд с административным иском к Ахметзянову Р.Н.о взыскании обязательных платежей и санкций за 2017 год в сумме 11 356 рублей 70 копеек, указывая, что административный ответчик на указанный период имел на праве собственности – транспортные средства марки ВАЗ 21144 госрегистрационный знак <данные изъяты>, «Фольксваген Поло» госрегистрационный знак <данные изъяты>, «Шевроле Каптива» госрегистрационный знак <данные изъяты>, а также недвижимое имущество – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Налоговое уведомление и требование об уплате налогов и сборов административному ответчику были направлены, срок добровольной уплаты истек. В связи с изложенным, административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность на указанную сумму.

В свою очередь Ахметзянов Р.Н. обратился в суд к МРИ ФНС № 16 России по РТ со встречным административным иском, согласно которого, указывая на несоответствие транспортного налога, установленного главой 28 Налогового кодекса РФ, основным началам законодательства о налогах и сборах, по которому должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, выражая свое несогласие с формулой расчета транспортного налога, указывая на несоответствие ставок указанного налога в Республике Татарстан по сравнению с другими регионами Российской Федерации, а также на отсутствие оснований для освобождения от уплаты налогов определенной категории населения, в том числе и в отношении многодетных семей в Республике, нежели чем это предусмотрено в иных регионах России, отсутствия финансовой возможности, просил освободить его от уплаты указанного налога на движимое имущество.

Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить. Уточнила требования, указывая на то, что налог на имущество Ахметзяновым Р.Н. уплачен, просила взыскать оставшуюся сумму транспортного налога. В удовлетворении встречного административного иска отказать, пояснив, что определение льготной категории граждан, которые могут быть освобождены от уплаты того или иного вида налога, налоговых ставок, не входит в компетенцию налогового органа. Также согласно налогового законодательства, данные вопросы отнесены к компетенции представительных и законодательных органов субъектов Российской Федерации. В разном регионе могут быть установлены определенные льготы и коэффициенты в части определения сумм, подлежащих уплате в качестве налога на движимое и недвижимое имущество.

Административный ответчик Ахметзянов Р.Н. в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска МРИ ФНС № 16 России по РТ отказать, в удовлетворении встречного иска настаивал по доводам, приведенным в нем.

Выслушав доводы представителя административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.

Налогоплательщиками данного налога положениями статьи 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статья 358 НК РФ в качестве объектов налогообложения признает автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. С направлением предусмотренных ст. 363 НК РФ уведомления и ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.

Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что за Ахметзяновым Р.Н. за указанный период (2017 год) были зарегистрированы на праве собственности: транспортные средства марки - ВАЗ 21144 госрегистрационный знак <данные изъяты>, «Фольксваген Поло» госрегистрационный знак <данные изъяты>, «Шевроле Каптива» госрегистрационный знак <данные изъяты>, а также недвижимое имущество – квартира.

В связи с этим налоговым органом Ахметзянову Р.Н. было выставлено налоговое уведомление № 46368236 от 18 августа 2018 года и требование об уплате налогов № 27321 по состоянию на 18.12.2018, в котором установлен срок для добровольного погашения задолженности по налогам в размере 11 317 рублей и пени в размере 39 рублей 70 копеек - до 01.02.2019 года.

Указанные уведомление и требование были направлены налогоплательщику на личный кабинет по сети интернет в соответствии с положениями части 2 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации.

По смыслу пункта 20 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41 /9, при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные сроки для обращения налоговых органов в суд, независимо от заявления о пропуске срока ответчиком, поскольку сроки являются пресекательными.

В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требования об оплате в установленный срок налога и пени в вышеуказанном размере направлялись административному ответчику своевременно.

Срок обращения с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа и срок обращения с административным исковым заявлением о взыскании задолженности, после вынесения определения об отмене судебного приказа, административным истцом не пропущен.

Поскольку до настоящего времени задолженность по налоговым платежам за 2017 год в отношении движимого имущества административным ответчиком не погашена, у суда имеются все основания полагать, что должник уклоняется от возложенной на него обязанности по уплате транспортного налога и начисленных пени.

Расчет суммы транспортного налога административным истцом исчислен верно исходя из мощностей автомобилей (объекта налогообложения), налоговой ставки и периода владения.

Каких-либо иных доказательств, свидетельствующих об обратном, в силу положений частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица административным ответчиком не представлено, а судом в ходе судебного разбирательства не добыто.

При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что уточненные требования административного истца в части взыскания задолженности по транспортному налогу являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Статья 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

Исходя из размера взысканной суммы задолженности по налоговым платежам с административного ответчика Ахметзянова Р.Н. в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, которая с учетом статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 400 рублей.

В части требований встречного административного искового заявления Ахметзянова Р.Н. об освобождении от уплаты транспортного налога, правовых оснований для его удовлетворения суд не усматривает по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 12 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Согласно ст. 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам относятся в том числе и транспортный налог.

В силу ч. 3 ст. 56 Налогового кодекса РФ льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Транспортный налог (статья 356 Налогового кодекса РФ) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статья 357 Налогового кодекса РФ).

В силу ст. 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Ставки по транспортному налогу, льготы, срок и порядок уплаты транспортного налога в Республике Татарстан установлены Законом РТ № 24-ЗРТ от 29 ноября 2002 года «О транспортном налоге».

В статье 6 указанного закона перечислены категории граждан, на которых зарегистрированы транспортные средства, и имеющие право освобождения от уплаты транспортного налога.

В то же время Ахметзяновым Р.Н. не представлено сведений, которые позволили бы в силу требований Закона РТ «О транспортном налоге» рассмотреть возможность освобождения последнего от уплаты транспортного налога.

Иные доводы встречного административного искового заявления не могут служить основанием для применения в отношении Ахметзянова Р.Н. льгот по освобождению от уплаты обязательного платежа, предусмотренного налоговым законодательством.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 290, 291-294, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №16 по РТ к Ахметзянову Р.Н. взыскании задолженности по транспортному налогу и пени - удовлетворить.

Взыскать Ахметзянова Р.Н. доход государства задолженность по транспортному налогу за 2017 год в сумме9 851 (девять тысяч восемьсот пятьдесят один) рубль и пени –34 (тридцать четыре) рубля56 копеек.

Взыскать Ахметзянова Р.Н. в доход государства сумму государственной пошлины в размере 400 (четыреста) рублей.

В удовлетворении встречного административного искового заявления Ахметзянова Р.Н. к межрайонной инспекции ФНС России № 16 по РТ об освобождении от уплаты транспортного налога, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской Республики Татарстан в течении месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение по делу составлено 25 октября 2019 года.

Судья подпись

Копия верна:

Судья Альметьевского городского суда РТ А.Т. Исмагилов

<данные изъяты>

<данные изъяты>