ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3415/2021 от 22.12.2021 Норильского городского суда (Красноярский край)

Дело №2а-3415/2021 (24RS0040-01-2021-005028-29)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2021 года город Норильск Красноярского края

Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Захаровой Н.В., при секретаре судебного заседания Захаренко А.В., с участием представителя административного истца ФИО1, представителей ответчиков ФИО2,ФИО3, представителей заинтересованного лица ФИО4, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора к муниципальному учреждению «Администрация города Норильска», муниципальному учреждению «Управление имущества Администрации города Норильска» о признании незаконным и отмене разрешения на размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов,

установил:

Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском к Администрации г.Норильска о признании незаконным разрешения на размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в обоснование указав, что в ходе проведенной Красноярской природоохранной прокуратурой проверки в отношении ПАО «ГМК «Норильский никель» выявлено, что должностными лицами административного ответчика в нарушение требований земельного законодательства был предоставлен земельный участок (11,7102 га) в пользование ПАО «ГМК «Норильский никель» на основании Разрешения от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ – на основании разрешения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому площадь находящегося по прежнему местонахождению земельного участка увеличена с 11,7102 год до 13,0961 га, без предоставления земельных участков и сервитутов. ДД.ММ.ГГГГ ПАО «ГМК «Норильский никель» выдано решение о предоставлении водного объекта – озера без названия – в пользование, на основании которого последний вправе осуществлять сброс сточных (шахтных) вод выпуском от рудника «Таймырский» и рудника «Октябрьский» в вышеуказанное озеро без названия. Расстояние от места сброса с выпуска в водный объект – 1,8 км. Ранее сброс сточных вод осуществлялся на рельеф неорганизованным без очистки водотоком, с марта 2021 года по созданному водоотводному каналу. В ходе осмотра водоотводного канала установлено, что песчано-гравийные породы для отсыпки проездов были изъяты из недр земли с помощью технических средств, дорогу ровняли и уплотняли, вдоль береговой зоны водоотводного канала (технологического ручья, искусственно созданного водотока, водопропускного канала), были видны недавние работы по извлечению недр, а именно срезан почвенный и грунтовый слой, снежный покров отсутствовал, видны следы повреждений корней деревьев, что свидетельствует о том, что именно с данного технологического ручья были изъяты песчано-гравийные породы для создания и отсыпки дороги, проходящей вдоль протяженности всего технологического ручья от выпуска до водного объекта. Лицензий на право пользования участками недр местного значения на территории Красноярского края, лицензии на право пользования недрами для добычи песчано-гравийных пород ПАО «ГМК «Норильский никель» не выдавалось. Таким образом, на земельном участке в границах площади 11,7102 га были проведены работы по недропользованию с извлечением песчано-гравийных пород, что в результате создало водопропускной канал и проезд вдоль него от выпуска до озера без названия. В ходе проверки установлено, что на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале , путем искусственного углубления в земной поверхности работами по недропользованию создано в период с декабря 2020 года до марта 2021 года гидротехническое сооружение, по которому продолжает до настоящего времени осуществляться сброс сточных (шахтных) вод и проезды для его эксплуатации. При этом документы на строительство гидротехнического сооружения (проектная документация, решение на использование водного объекта от Министерства, согласование на строительство сооружения и осуществления такой деятельности от ЕТУ Росрыболовства, разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию от соответствующих органов) у ПАО «ГМК «Норильский никель» отсутствует. ПАО «ГМК «Норильский никель» осуществлено строительство гидротехнического сооружения при отсутствии предоставленного в установленном порядке земельного участка, а Администрацией г.Норильска предоставлен земельный участок под строительство гидротехнического сооружения, в ходе которого нанесен вред элементам окружающей среды. Разрешение является ненормативным правовым актом должностного лица исполнительных органов местного самоуправления, устанавливающим право хозяйствующего субъекта на использование земельного участка в целях, которые не отвечают заявленным в разрешении основаниям. Объектов, которые указаны в разрешении , фактически на данном земельном участке не существует. Полагает, что при предоставлении земельных участков под объекты, указанные в Постановлении , без предоставления земельных участков и установления сервитутов, должна учитываться их роль в обеспечении возможности использования ранее созданных на законном основании объектов. Согласно п.4 ст.39.36 Земельного кодекса РФ разрешение уполномоченного органа использовать земельные участки без предоставления земельных участков и установления сервитутов в порядке п.2 ст.39.36 ЗК РФ не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства. Поскольку предоставленный административным ответчиком земельный участок получался ПАО «ГМК «Норильский никель» для строительства гидротехнического сооружения для отвода шахтных вод от выпуска до озера без названия протяженностью 1,8 км, а также для организации вдоль него проезда путем отсыпки подвергшихся загрязнению земель лесотундры иловыми отложениями (отходами производства), разрешение не может соответствовать требованиям действующего в Российской Федерации законодательства. В связи с чем данный ненормативный акт подлежит отмене, так как предоставляет право хозяйствующему субъекту без предоставления земельного участка пользоваться им под размещение объекта недвижимости, которое построено при отсутствии разрешения на строительство, а также оказывает негативное воздействие на окружающую среду данного района, чем нарушаются права и интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц, проживающих на территории МО г.Норильск. Просил признать не соответствующим требованиям п.п.2, 3, 12 Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 №1300 (ред.12.11.2020) «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» разрешение от ДД.ММ.ГГГГ на размещение объектов: водопроводов и водоводов всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; линейных сооружений канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; проездов, в том числе вдольтрассовых, и подъездных дорог, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, в связи с их фактическим отсутствием на земельном участке, площадью 13,09661 га, кадастровом квартале , месторасположение: Российская Федерация, Красноярский край, городской округ город Норильск, город Норильск, район территории «ТЭЦ-2», а также изменением вида разрешенного использования от эксплуатации созданных на нем других объектов. Отменить с даты принятия, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, действие данного ненормативного правового акта – разрешения на размещение объекта от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании определения Норильского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено МУ «Управление имущества Администрации г.Норильска».

В судебном заседании заместитель Красноярского природоохранного прокурора с дислокацией в г.Норильске ФИО1 доводы административного иска поддержала по изложенным в нем основаниям, просила признать незаконным разрешение на размещение объекта от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что административный ответчик должен был перед выдачей данного разрешения запросить у ПАО «ГМК «Норильский никель» строительные и лицензионные документы на те объекты, которые те фактически были намерены там разместить. Возможность истребования дополнительных документов не предусмотрена законодательными нормами, но, исходя из обязанности органов местного самоуправления в том числе предотвращать негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду и рационально использовать вверенные им земельные ресурсы, административные ответчики должны были это сделать.

Представитель административного ответчика МУ «Администрация города Норильска» ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на административный иск, согласно которому Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 №677-п, определено, что размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого в том числе органом местного самоуправления муниципального образования Красноярского края, уполномоченным на предоставление соответствующих земель или земельных участков. Управление имущества является структурным подразделением Администрации г.Норильска, созданным в целях осуществления функций и полномочий по управлению (владению, пользованию и распоряжению) имуществом (за исключением жилых помещений), находящимся в собственности муниципального образования город Норильск, а также в области земельных отношений на территории муниципального образования город Норильск. На Управление имущества возложена функция по выдаче разрешений на использование земельных участков на территории муниципального образования город Норильск и размещение объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства РФ. Кроме того, административным истцом не представлено доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц действиями ответчика.

Представитель административного соответчика МУ «Управление имущества Администрации города Норильска» ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, ссылаясь на положения ст.ст.39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Красноярского края от 15.12.2015 №677-п, Устава МО г.Норильск, указала, что разрешение на размещение объекта от ДД.ММ.ГГГГ, выданное МКУ «Управление имущества Администрации г.Норильска», выдано уполномоченным органом в установленной форме. ДД.ММ.ГГГГ ПАО «ГМК «Норильский никель» обратилось в Управление имущества с заявлением о предоставлении разрешения на использование земель для размещения водопроводов и водоводов всех видов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, линейных сооружений канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, проездов, в том числе вдольтрассовых, и подъездных дорог, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, с приложением схемы границ. Учитывая, что виды объектов, указанных в заявлении соответствовали перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, заявление подано без нарушений, а земли не обременены правами третьих лиц, ПАО «ГМК «Норильский никель» ДД.ММ.ГГГГ выдано оспариваемое разрешение. Разрешение на использование земель и(или) земельных участков выдается на основании заявления о предполагаемых для размещения объектах, то есть тех, которые только будут размещены. Следовательно, разрешение не может быть признано незаконным и отменено с момента издания по тому основанию, что впоследствии лицом, которому такое разрешение выдано, осуществляется размещение объектов, не соответствующих Перечню. Доказательств несоответствия размещаемого объекта утвержденным документам территориального планирования либо о том, что указанные в заявлении предполагаемые к размещению объекты не соответствуют видам объектов, включенных в Перечень, не приведено. В связи с изложенным в удовлетворении требований просила отказать.

Представители заинтересованного лица ПАО «ГМК «Норильский никель» ФИО4, ФИО5 в судебном заседании полагали административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку разрешением не допущено нарушения требований нормативно-правовых актов, прав и законных интересов неопределенного круга лиц, довод прокурора о размещении на земельном участке гидротехнического сооружения не подтвержден доказательствами и опровергается фактическими обстоятельствами, для размещения на земельном участке инспекторской дороги не требовалось разрешение на строительство, отсутствие объектов, для размещения которых выдано разрешение , не свидетельствует о незаконности ненормативного правового акта.

Представитель заинтересованного лица Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО6 в судебное заседание не явилась, направила пояснения по делу, в которых просила рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, указав, что фактически административным ответчиком выдано разрешение на размещение гидротехнического сооружения, что противоречит требованиям норм земельного законодательства, в связи с чем заявленные исковые требования прокурора поддерживают в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и рационального использования Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.

Положения статей 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) определяют полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области земельных отношений как регуляторов этих отношений в пределах своей компетенции и как собственников земельных участков, которыми они вправе управлять и распоряжаться.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 года № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно данному Перечню в него входят водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п.2 Перечня); линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п.3 Перечня); проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п.12 Перечня).

Порядок и условия размещения на территории Красноярского края объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 №677-п.

Согласно п. 2 Порядка, размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого по форме согласно приложению №1 к Порядку органом исполнительной власти Красноярского края или органом местного самоуправления муниципального образования Красноярского края, уполномоченным на предоставление соответствующих земель или земельных участков.

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что в случае размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность которых не разграничена, за исключением размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, уполномоченным органом для выдачи данного разрешения является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Красноярского края, на территории которого планируется разместить соответствующий объект.

В соответствии с п.4 данного Порядка условиями размещения объектов являются соответствие размещаемого объекта утвержденным документам территориального планирования и соответствие предполагаемого к размещению объекта видам объектов, утвержденным Постановлением № 1300.

Вышеуказанными Правилами предусмотрено, что для получения разрешения заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) подает заявление о выдаче разрешения на размещение объекта (далее - заявление) в уполномоченный орган (пункт 5 Правил).

В заявлении указываются (в случае если заявление подается юридическим лицом) наименование, место нахождения, организационно-правовая форма заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя; вид объекта, предполагаемого к размещению, в соответствии с Постановлением № 1300; кадастровый номер земельного участка (указывается при его наличии в случаях, если планируется размещение объекта на земельном участке или его части); кадастровый номер квартала (указывается в случае, если планируется размещение объекта на землях, кадастровый учет которых в установленном порядке не осуществлен); предполагаемый срок размещения объекта; способ получения разрешения (почтовым отправлением или нарочно либо в форме электронного документа) или решение об отказе в выдаче разрешения (Пункт 6 Правил).

Согласно п.6 Правил к заявлению прилагаются копия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, схема границ предполагаемых к использованию в целях размещения объектов земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется размещать объект на землях или части земельного участка (с использованием системы координат, принимаемой при ведении государственного кадастра недвижимости).

Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если размещаемый объект не соответствует условиям, указанным в пункте 4 Порядка; заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 6, 7 Порядка, за исключением документов, представленных заявителем по собственной инициативе; земельный участок, необходимый для размещения объекта, предоставлен гражданину или юридическому лицу (п.9 Правил).

Постановлением Администрации г.Норильска Красноярского края от 28.08.2015 №451 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по принятию решения о выдаче разрешения на использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, который содержит положения о порядке выдаче разрешения либо отказа в выдаче разрешения на использование земельных участков.

В судебном заседании установлено, что на основании решения Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «ГМК «Норильский никель» предоставлен водный объект – озеро без названия (бассейн р.Норилка), речной бассейн р.ФИО7, Красноярский край, муниципальное образование г.Норильск. Цель использования водного объекта - сброс сточных, в том числе дренажных, вод (л.д. 84-92).

Пунктом 2.3 данного решения предусмотрено, что использование водного объекта может производиться водопользователем при выполнении им ряда условий, в том числе осуществление сброса сточных, в том числе дренажных, вод выпуском в следующем месте (местах) на озере без названия (бассейн р.Норилка): расстояние места выпуска от береговой линии – 1,8 км (подп.7); осуществлении сброса сточных, в том числе дренажных, вод с использованием следующих водоотводящих сооружений: сброс сточных (шахтных) вод выпуском от рудника «Октябрьский» и рудника «Таймырский» осуществляется береговым сосредоточенным выпуском по трубопроводу диаметром 300 мм в технологический ручей и далее в Озеро без названия (подп.8).

Из схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте Озеро без названия (выпуск ), являющейся Приложением к решению от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что от выпуска до береговой линии Озера без названия располагается технологический ручей (л.д. 91).

ДД.ММ.ГГГГ представитель ПАО «ГМК «Норильский никель» обратился в Управление имущества Администрации города Норильска с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения водопроводов и водоводов всех видов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, линейных сооружений канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, проездов, в том числе вдольтрассовых, и подъездных дорог, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

При этом, согласно приложенной к заявлению схеме, границы земельного участка, указанного в заявлении, совпадает с расположением технологического ручья, отраженного в схеме к решению Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ – от выпуска до береговой линии Озера без названия.

Заявление от ДД.ММ.ГГГГ было подано уполномоченным лицом, с указанием сведений и приложением обязательных документов, предусмотренных постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 №677-п и Административным регламентом, утвержденным Постановлением Администрации г.Норильска Красноярского края от 28.08.2015 №451.

При этом указанные в заявлении предполагаемые к размещению объекты (водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство) соответствовали видам объектов, утвержденным Постановлением и указанным в пунктах 2, 3 и 12 данного Постановления.

Вышеуказанные объекты предполагались к размещению на земельном участке в кадастровом квартале , вид разрешенного использования которых – размещение автомобильных дорог, трубопроводный транспорт, предоставление коммунальных услуг.

Доказательств того, что предполагаемые к размещению объекты не соответствовали утвержденным документам территориального планирования, либо того, что данный земельный участок, необходимый для размещения объектов, был предоставлен иному гражданину или юридическому лицу, суду не представлено и судом не установлено.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением имущества Администрации г.Норильска, в лице и.о. начальника Управления, выдано разрешение на размещение объектов, согласно которому ПАО «ГМК «Норильский никель» разрешено размещение объектов: проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, водопроводы и водоводы всех видов, линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения на землях, государственная собственность на которые не разграничена, по адресу: Красноярский край, городской округ город Норильск, город Норильск, район территории «ТЭЦ-2».

Как ранее указывалось, п.2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 №677-п, разрешение на размещение объектов выдается органом местного самоуправления муниципального образования Красноярского края, уполномоченным на предоставление соответствующих земель или земельных участков.

В соответствии с ч.8 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст.42 Устава муниципального образования городской округ город Норильск в структуру Администрации г.Норильска входят структурные подразделения (отраслевые (функциональные) и территориальные органы).

Пунктом 1.1 Положения об Управлении имущества Администрации города Норильска, утвержденного решение Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что Управление имущества Администрации города Норильска является структурным подразделением (функциональным органом) Администрации города Норильска, созданным в целях осуществления функций и полномочий по управлению (владению, пользованию и распоряжению) имуществом (за исключением жилых помещений), находящимся в собственности муниципального образования город Норильск, а также в области земельных отношений на территории муниципального образования город Норильск.

Пунктом 3.47 вышеназванного Постановления предусмотрено, что Управление имущества Администрации г.Норильска осуществляет выдачу разрешений на использование земельных участков на территории муниципального образования город Норильск в случаях, предусмотренных действующим законодательством и правовыми актами муниципального образования город Норильск, а также осуществляет подготовку проектов распоряжений Администрации города Норильска, издаваемых Главой города Норильска или иным уполномоченным им лицом, о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения на использование земельных участков на территории муниципального образования город Норильск.

Постановлением Администрации города Норильска от 28.08.2015 №451 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по принятию решения о выдаче разрешения на использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2.3.2 Административного регламента предусмотрено, что в случае если разрешение выдается в соответствии с перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 №1300, заявителю направляется разрешение на размещение объектов за подписью начальника Управления имущества.

Таким образом, разрешение на размещение объекта от ДД.ММ.ГГГГ выдано уполномоченным органом в установленной форме.

Поскольку предполагаемые к размещению объекты соответствовали требованиям п.4 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 №677-п, заявление было подано ПАО «ГМК «Норильский никель» с соблюдением требований, установленных пунктами 6, 7 вышеназванного Порядка, земельный участок, необходимый для размещения объекта, не был предоставлен гражданину или юридическому лицу, каких-либо предусмотренных законом оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения у должностного лица МУ «Управление имущества Администрации г.Норильска» не имелось, как и не имелось оснований для истребования дополнительных документов, не предусмотренных постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 №677-п и Постановлением Администрации города Норильска от 28.08.2015 №451.

При этом суд отмечает, что соответствие фактически размещенных ПАО «ГМК «Норильский никель» объектов на вышеназванном земельном участке объектам, разрешенным к размещению на основании оспариваемого разрешения от ДД.ММ.ГГГГ, предметом настоящего спора не является, данный вопрос подлежит рассмотрению в ином порядке, как и вопрос о возмещении ущерба в случае его нанесения окружающей среде.

Довод представителя административного истца о том, что в аналогичной ситуации в ответ на заявление ПАО «ГМК «Норильский никель» о выдаче разрешения на размещение объекта «для организации площадки для размещения строительной техники» заявителю было отказано в выдаче разрешения в связи с тем, что к заявлению не был приложен проект организации строительства таких площадок, судом не может быть принят во внимание исходя из следующего. Пунктом 31 Перечня видов объектов, утвержденных постановлением Правительства №1300 от 03.12.2014, установлено, что на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов размещение площадки для размещения строительной техники и строительных грузов возможно только при условии, что проектом организации строительства размещение таких площадок предусмотрено за границами земельного участка, на котором планируются и (или) осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, а также некапитальные строения, предназначенные для обеспечения потребностей застройщика (мобильные бытовые городки (комплексы производственного быта), офисы продаж). Таким образом, в данном случае предоставление проекта организации строительства с заявлением о выдаче разрешения на размещение объекта необходимо в силу прямого указания закона, тогда как пунктами 2, 3, 12 вышеназванного Перечня таких условий не содержат.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

При таких обстоятельствах, не умаляя обязанности органов местного самоуправления принимать участие в охране окружающей среды, в предусмотренном Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и иными нормативными актами порядке, суд приходит к выводу, что разрешение на размещение объекта от ДД.ММ.ГГГГ выдано МУ «Управление имущества Администрации г.Норильска» в рамках предоставленных ему полномочий с соблюдением требований постановления Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ-п, которым утверждены Порядок и условия размещения на территории Красноярского края объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, оснований для признания данного разрешения незаконным и его отмене не имеется, следовательно, заявленные Красноярским природоохранным прокурором требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении административных исковых требований Красноярского природоохранного прокурора к муниципальному учреждению «Администрация города Норильска», муниципальному учреждению «Управление имущества Администрации города Норильска» о признании незаконным и отмене разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.В. Захарова

Решение в окончательной форме принято 30 декабря 2021 года.